Е. И. Замятин в воспоминаниях современников
Ю. П. Анненков: “С Евгением Замятиным, самым большим моим другом, я впервые встретился в Петербурге, в 1917 году.
Для меня же Замятин – это прежде всего замятинская улыбка, постоянная, нестираемая. Он улыбался даже в самые тяжелые моменты своей жизни. Приветливость его была неизменной. Счастливый месяц летнего отдыха я провел с ним в 1921 году, в глухой деревушке, на берегу Шексны.
Заброшенная изба, сданная нам местным советом. С утра и до полудня мы лежали на теплом песчаном берегу красавицы реки. После завтрака – длинные прогулки среди
Волжская стерлядь – второго сорта.
Впрочем, мы много работали, сидя в кустах или лежа в траве: Замятин – со школьными тетрадями, я – с рисовальным альбомом. Замятин “подчищал”, как он говорил, свой роман “Мы” и готовил переводы то ли – Уэллса, то ли – Теккерея. Я зарисовывал пейзажи, крестьян, птиц, коров.
Язык Замятина – всегда замятинский, но в то же время всегда разный. В этом – особенность и богатство Замятина как писателя. Для него язык есть форма
Если Замятин пишет о мелких городских буржуях, он пишет языком канцелярского писаря или бакалейщика. Если он пишет об иностранцах (“Островитяне”, “Ловец человеков”), он пользуется свойствами и даже недостатками переводного стиля, его фонетики, его конструкции – в качестве руководящей мелодии повествования. Если Замятин пишет о полете на Луну, он пишет языком ученого астронома, инженера, или – языком математических формул.
Но во всех случаях язык Замятина, порывающий с русской литературной традицией, остается очень образным и вместе с тем сдержанным, проверенным в каждом выражении…
По существу, вина Замятина по отношению к советскому режиму заключалась только в том, что он не бил в казенный барабан, не “равнялся” очертя голову, но продолжал самостоятельно мыслить и не считал нужным это скрывать. Замятин утверждал, что человеческую жизнь, жизнь человечества нельзя искусственно перестраивать по программам и чертежам, как трансатлантический пароход, потому что в человеке, кроме его материальных, физических свойств и потребностей, имеется еще иррациональное начало, не поддающееся ни точной дозировке, ни точному учету, вследствие чего, рано или поздно, схемы и чертежи окажутся взорванными, что история человечества доказывала множество раз”.
- М. Ю. Горький в воспоминаниях современников Е. И. Замятин: “…вопрос о моем рассказе – это уже дело решенное, Горькому он понравился и уже сдан в набор. Но вот построенные мною ледоколы, и техника, и мои лекции по корабельной архитектуре… “Черт возьми! Ей-богу, завидую вам. А я так и помру – по математике неграмотным. Обидно, очень обидно”. Самоучка, за всю свою жизнь […]...
- Краткое изложение Замятин Е. И Евгений Иванович Замятин (1884-1937) – русский писатель. Евгений Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 г. в городе Лебедянь Тамбовской губернии. Отец – православный священник, мать – пианистка. С 1893 по 1896 год Замятин посещал Лебедянскую гимназию, а потом учился в Воронежской гимназии, которую в 1902 году окончил с золотой медалью. В этом же году […]...
- М. А Булгаков в воспоминаниях современников Н. П. Ракицкий: “Как-то был у нас вечером В. В. Вересаев, вспоминал о первой встрече с Булгаковым: “Пришел молодой человек, представился как литератор и просил прочитать его “Записки врача”. Меня это несколько удивило и заинтересовало. Я ему сказал – чтобы писать записки врача, надо быть врачом. “Я врач со стажем”, – ответил он мне довольно […]...
- И. А. Бродский в воспоминаниях современников В. И. Уфлянд: “Если бы я рисовал герб русской словесности, обязательно бы в верхней половине щита поместил изображение ястреба. Подразумевая Иосифа Бродского. Вещий Боян оборачивался сизым орлом, лебедем и, кажется, еще белкой. Любимой птичьей ипостасью Иосифа был ястреб. В “осеннем крике ястреба” Иосиф воспел вознесение на небо. Сейчас душа Иосифа тоже возносится к Богу. Однако […]...
- И. А. Бунин в воспоминаниях современников В. П. Катаев: “Я часто наводил разговор на “Господина из Сан-Франциско”, желая как можно больше услышать от Бунина о том, как и почему написан им этот необыкновенный рассказ, открывший – по моему мнению – совершенно новую страницу в истории русской литературы, которая до сих пор, за самыми незначительными исключениями, славилась изображением только русской жизни: национальных […]...
- А. Т. Твардовский в воспоминаниях современников М. В. Исаковский: “Несомненно, глубокое знание истории возникновения многих колхозов Смоленщины, знание жизни колхозников и натолкнуло Твардовского на мысль взяться за поэму “Страна Муравия”. Писать это произведение он начал в тридцать четвертом году, когда ему было двадцать четыре года. И уже с первых глав “Страны Муравии” стало очевидным, с каким талантливым, я бы даже сказал […]...
- А. П, Платонов в воспоминаниях современников Э. Л. Миндлин: “…Платонов был молчаливее всех. Я помню, как он смеялся рассказам Буданцева и Большакова, но не помню, чтобы за весь вечер сам хоть что-нибудь рассказал. А смеялся он как-то легко, с удовольствием. Глаза его оставались печальны – они у него всегда были добрыми и печальными, – но было похоже – он от души […]...
- А. А. Ахматова в воспоминаниях современников А. Г. Найман: “Бездомность, неустроенность, скитальчество. Готовность к утратам, пренебрежение к утратам, память о них. Неблагополучие, как бы само собой разумеющееся, не напоказ, но бьющее в глаза. Некультивируемое, неспутанные волосы, ненамеренное занашивание платья до дыр. Неподдельное – “три месяца уже не дают визу в Париж”. Неблагополучие как норма жизни. И сиюминутный счастливый поворот какого-то дела, […]...
- Л. Н. Андреев в воспоминаниях современников М. Горький: “Он был удивительно интересный собеседник, неистощимый, остроумный. Хотя его мысль и обнаруживала всегда упрямое стремление заглядывать в наиболее темные углы души, но – легкая, капризно своеобычная, она свободно отливалась в формы юмора и гротеска. В товарищеской беседе он умел пользоваться юмором гибко и красиво, но в рассказах терял, к сожалению, эту способность, редкую […]...
- В. В. Маяковский в воспоминаниях современников Б. Л. Пастернак: “Итак, летом 1914 года в кофейне на Арбате должна была произойти сшибка двух литературных групп. С нашей стороны были я и Бобров. С их стороны предполагались Третьяков и Шершеневич. Но они привели с собой Маяковского. Несколько раньше один будущий слепой его приверженец показал мне какую-то из первинок Маяковского в печати. Тогда этот […]...
- С. А. Есенин в воспоминаниях современников Ю. П. Анненков: “Моя первая встреча с Есениным, Сергеем Есениным, Сережей, Серегой, Сергуней восходит к тому году и даже к тем дням, когда он впервые появился в Петербурге. Было это, кажется, в 14-м или 15-м году, точную дату я запамятовал. Состоялась эта встреча у Ильи Репина, в его имении Пенаты, в Куоккале, в одну из […]...
- А. И. Солженицын в воспоминаниях современников Е. Ц. Чуковская: “В те годы Александра Исаевича окружало множество людей разных поколений из разных пластов его жизни – от друзей студенческих лет до учеников из рязанской школы, в которой он преподавал в начале 1960-х годов. Был еще большой круг его ровесников, тоже прошедших войну и лагеря. Приходили писатели и читатели. Солженицын получал сотни писем. […]...
- А. В. Вампилов в воспоминаниях современников Д. М. Шварц: “Вампилов знал себе цену как писателю-драматургу, но никогда не важничал, избегал разговоров о собственной персоне. Я помню лишь один случай, когда мы заговорили на эту щепетильную для него тему. “Да, меня не ставят, но это пока, – сказал он и, помолчав, добавил, иронично улыбаясь: – Будут ставить, куда они денутся. Замыслов у […]...
- Н. А. Заболоцкий в воспоминаниях современников Н. Н. Заболоцкий: “В последующие годы Заболоцкий во многом отошел от манеры “Столбцов”, но никогда не изменял им в основном – в стремлении выбрать такую точку зрения на мир, чтобы он раскрылся с новой, часто неожиданной стороны, в энергичном построении стиха, где элементы иронии прочно слиты с научной точностью изображения деталей, в смелости метафор и […]...
- А. Н. Толстой в воспоминаниях современников К. И. Чуковский: “Еще в Петербурге он | А. Толстой ] под влиянием Алексея Михайловича Ремизова стал изучать по книжным материалам русские народные сказки и песни, на основе которых и создал целый цикл стихов, стилизованных под русский фольклор. Эти стихи Толстого оказались опять-таки ниже его дарования, но работа над ними пошла ему впрок. Старинная народная […]...
- А. А. Блок в воспоминаниях современников АЛ. Ахматова: “И снова я уже после Революции (21 января 1919 г.) встречаю в театральной столовой исхудалого Блока с сумасшедшими глазами, и он говорит мне: “Здесь все встречаются, как на том свете”. А вот мы втроем (Блок, Гумилев и я) обедаем (5 августа 1914 г.) на Царскосельском вокзале в первые дни войны (Гумилев уже в […]...
- М. А. Шолохов в воспоминаниях современников М. М. Шолохов: “Зная большое количество стихов самых разных поэтов и будучи способным приводить по памяти огромные отрывки из прозы, отец часто и очень умело использовал их в разговорах. При этом он любил… неожиданно задавать нам, детям… вопросы, как бы проверяя нашу “грамотность”. Он никогда не дожидался ответа, мог тут же сам назвать процитированного им […]...
- Биография Замятин Евгений Иванович (1884 – 1937) Замятин Евгений Иванович (1884 – 1937), прозаик. Родился 20 января (1 февраля н. с.) в Лебедяни Тамбовской губернии в семье священника. Окончив в 1902 воронежскую гимназию с золотой медалью, поступает в кораблестроительный институт, который оканчивает в 1908. В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении. В 1906 […]...
- Н. М. Рубцов в воспоминаниях современников А. Н. Жуков: “Однажды зашел в комнату радостный, улыбающийся и сообщил как о большой победе: – Знаешь, меня редакционная машинистка похвалила. Я пожал плечами: – Тебя вроде не первый раз хвалят. И на семинарах, и так, в застольях. Наши ребята, кажется, не чета какой-то машинистке. – Не понимаешь, – огорчился он. – Машинистка старая, лет […]...
- В. М. Шукшин в воспоминаниях современников В. А. Гинзбург: “Однажды в свободный от съемок день мы с Василием Макаровичем гуляли по Владимиру и зашли в магазин грампластинок. Продавался большой комплект с записями Шаляпина. Шукшин тут же его купил. В гостинице мы раздобыли проигрыватель, и Шукшин, забрав его, ушел к себе в номер. Вскоре у меня раздался телефонный звонок, Василий Макарович очень […]...
- М. И. Цветаева в воспоминаниях современников П. Г. Антокольский: “Мне выпало счастье встретить и узнать Марину Цветаеву и подружиться с нею на самой заре юности, в 1918 году. Ей было тогда двадцать шесть – двадцать семь лет, мне двадцать два – двадцать три года: юношеская пора совпала с ранней зарей нашего общества и нашей поэзии… Марина Цветаева – статная, широкоплечая женщина […]...
- Евгений Иванович Замятин Евгений Иванович Замятин родился 1 февраля 1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Отец писателя служил священником в церкви Покрова Богородицы, а мать, тоже происходившая из духовного сословия, была талантливой пианисткой. В 1902 году Замятин окончил с золотой медалью Воронежскую гимназию. В 1905 году начал активно общаться с большевиками. За революционную деятельность […]...
- Евгений Иванович Замятин биография Детство и годы учебы Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии. Отец был священником, а мать – пианисткой. Мальчик рано научился читать и с 8 лет учился в Лебедянской гимназии, а потом в Воронежской, которую закончил в 18 лет с золотой медалью. Тяжелее всего юноше давалась математика. Дух противоречия и […]...
- Евгений Замятин. Роман “Мы” Е. И Замятин не предполагал сочинять пародию на коммунизм, он изобразил финальное завершение развития любого государственного строя, в основе которого находится идея насилия над человеком. Следовательно, ключевым в романе “Мы” считается вопрос независимости личности. Вскрывается этот вопрос при помощи пародийного переосмысления идеи “всеобщего равенства”. Замятин являлся противником данного тезиса, дорожил во всяком человеке его неповторимой […]...
- “Мы” и они (Е. Замятин) Как известно, цензура 20-х годов отличалась острым “диагностическим” чутьем. Редкие произведения, авторы которых игнорировали классовый подход к литературе, своевременно выходили в свет. Роман Евгения Замятина “Мы” был задержан почти на семьдесят лет. Это свидетельствует о том, что сатира писателя “попала в. точку”. В романе “Мы”, единственном в творчестве Замятина, как и в платоновском “Чевенгуре”, тоже, […]...
- “Без действия нет жизни…” В. Г. Белинский. (По одному из произведений русской литературы. – Е. И. Замятин. “Мы”.) Е. И Замятин не собирался писать пародию на коммунизм, он нарисовал финал развития любого общественного строя, в основании которого заложена идея насилия над человеком. Таким образом, главной в романе “Мы” является тема свободы личности. Раскрывается эта тема с помощью пародийного переосмысления идеи “всеобщего равенства”. Замятин был противником этого тезиса, ценя в каждом человеке его неповторимую […]...
- Евгений Замятин. “Мы” Не секрет, что цензура 20-х годов отличалась острой “диагностической” интуицией. Редкие творения, создатели которых пренебрегали классовым подходом к литературе, вовремя выходили в свет. Роман Е. И.Замятина “Мы” дошел до читателя только через семьдесят лет после его написания. Это доказывает то, что сатира писателя “попала в точку”. В романе “Мы”, единственном в творчестве Замятина, как и […]...
- Замятин Евгений Иванович Дата рождения – 01 февраля – 1884 Дата смерти – 10 марта – 1937 Евгений Иванович Замятин (1884-1937), русский писатель. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г. Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели – […]...
- Е. И. Замятин. “Мы” Как известно, цензура 20-х годов отличалась острым “диагностическим” чутьем. Редкие произведения, авторы которых игнорировали классовый подход к литературе, своевременно выходили в свет. Роман “Мы” был задержан почти на семьдесят лет. Это свидетельствует о том, что сатира писателя “попала в точку”. В романе “Мы”, единственном в творчестве Замятина, как и в платоновском “Чевенгуре”, тоже, кстати, единственном […]...
- Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по выбору (Е. И. Замятин “Мы”) “Роман “Мы” – ужас перед реализующимся социализмом… Этот роман – злой памфлет-утопия о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено…” – писал Дм. Фурманов. Нам так долго говорили о свободе, которая, кстати, для большинства нынче превратилась в “свободу умирать от голода”, что замятинский роман-антиутопия вновь интересен большому кругу читателей. По крайней мере он интереснее приключений бесконечных […]...
- Изображение сталинизма в литературе (А. Рыбаков. “Дети Арбата”, Е. Замятин “Мы”) В современной литературе нашей страны отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказались такие проблемы, как личность и коллектив, формирование человека, осмысление “связи времен” – настоящего и прошлого, а также ряда других проблем. В печати появлялись и продолжают появляться горькие по своей сути произведения о массовых репрессиях, связанных с именем […]...
- РОМАН-ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (Е. И. Замятин. “Мы”) Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в последние годы Гражданской войны, когда было уже понятно, что власть останется в руках большевиков. В это время общество волновал вопрос о том, какое будущее ждет Россию, и многие писатели и общественные деятели пытались дать на него свой ответ. Среди них был и Евгений Замятин, представивший собственный взгляд на […]...
- Евгений Замятин и его роман “Мы” Особенность личности Е. И. Замятина можно охарактеризовать так: он был очень русский человек. Его отношение к стране варьировалось от обожания до ненависти, что говорило о том, что писатель глубоко понимал современную ему действительность. В 1917 г. Замятин вернулся из Англии обратно в Россию, застав страну в разгар Октябрьской революции, повсеместной разрухи и страшного голода. В […]...
- Сочинение по роману Мы (Замятин Е) О чем предупреждает автор своих современников и потомков? Роман “Мы”, пожалуй, самое необычное произведение, которое я читала. И необычность эта заключается не в форме повествования, которое ведется от главного героя; и даже не в том, что вместо имен автор дал каждому персонажу свой определенный набор букв и цифр; а в страшной и несправедливой концовке (“…я […]...
- Анализ романа Мы (Замятин Е) Осенью прошлого года взял я в руки книгу, приобретенную еще ранним летом, дабы избежать небесной кары за ее не прочтение, и начал читать… И та началась с непонятного набора слов, вроде как: “Запись 1-ая. Конспект: ОБЪЯВЛЕНИЕ. МУДРЕЙШАЯ ИЗ ЛИНИЙ. ПОЭМА”. И дальше описание этой главы, в которой становится ясно, что ее пишет какой-то странный человек […]...
- Характеристика героя О-90, Мы, Замятин О-90 О-90 – одна из героинь романа-антиутопии Евгения Замятина “Мы”, постоянная партнерша строителя “Интеграла” Д-503. Она внешне напоминает свой нумер: круглая, розовая, небольшого роста, синеглазая, похожая на ребенка. Доминирующее качество ее характера – материнский инстинкт. Она очень хочет иметь ребенка, но по законам Государства она еще не достигла Материнской Нормы. За такое нарушение ее может […]...
- Характеристика героя Д-503, Мы, Замятин Д-503 Д-503 – главный герой и повествователь в романе Е. И. Замятина “Мы” (1920), автор записок, талантливый инженер, математик и строитель “Интеграла”. Это житель фантастического и утопического государства, существующего в далеком будущем. Д-503, как и все обитатели Единого Государства лишен собственного имени, но наделен уникальным нумером. Из его записок становится ясно, что он прошел нелегкий […]...
- Детство и юность Замятина Е. И Евгений Иванович Замятин родился в 1884 году в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье настоятеля церкви Покрова Пресвятой Богородицы Ивана Дмитриевича Замятина. Время детства Замятин вспоминал как напоенное красками, звуками, запахами, как время удивления бытию, когда необыкновенным казалось самое обыденное событие. Мать писателя, Мария Александровна, была человеком образованным, увлекалась музыкой, классической литературой. С 1893 по […]...
- Сочинение на тему: Образ Великого Инквизитора (Достоевский. “Братья Карамазовы”) и Благодетеля (Замятин. “Мы”) Образ Великого Инквизитора (Ф. М. Достоевский. “Братья Карамазовы”) и Благодетеля (Е. И. Замятин. “Мы”) Упоминание имени Ф. М. Достоевского, писателя XIX в., рядом с именами писателей – авторов антиутопий не случайно. Многие исследователи считают именно его родоначальником данного жанра литературы будущего, а одной из первых антиутопий называют “Поэму о Великом Инквизиторе” из романа “Братья Карамазовы”. […]...
- Краткое содержание Мы в сокращении (Замятин Е) Действие произведения разворачивается в далеком будущем, где человеческие имена заменены порядковыми номерами. Герой под именем Д-503 строит удивительное космическое судно “Интеграл”, а в свободное время пишет историю для потомков, повествуя о великих свершениях Единого Государства во главе с Благодетелем. Свое произведение инженер нарекает просто – “Мы”. В ходе своего рассказа Д-503 гордится и восхищается строгой […]...