А. А. Ахматова. Жизнь и творчество

1. Лирическая героиня стихов.
2. Ранний период жизни и творчества Ахматовой.
3. Особенности любовной лирики поэта, эволюция ее звучания.
4. Творческий “почерк” Ахматовой.
5. Тема личной трагедии как отражение трагедии всей страны в позднем творчестве.
6. Стихи Ахматовой – зеркало ее души.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был.
А. А. Ахматова
В этом эпиграфе к поэме “Реквием” жизненная и творческая позиция А. А. Ахматовой

получает строгое и лаконичное выражение. Именно невозможность существовать где-либо, кроме России, любовь к родине не позволили Ахматовой покинуть страну в 1917 году. А мудрость и интуиция, присущие женщине, послужили тем спасительным средством, которое дали силы пережить вместе со страной и ее народом самые трудные годы.

Ахматова жила и творила в эпоху великих социальных потрясений, революций и войн. Любому художнику в это трудное время часто приходится выбирать между свободным творчеством и жизнью. В годы тяжелейших для испытаний и потерь творчество станет для нее единственным спасением.
Ахматову

никогда не покидала муза. Поэзию Ахматовой часто называют “женской”, а ее – родоначальницей нового, неизвестного до этого стиля. В стихотворениях лирическая героиня предстает одновременно как невероятно женственная, тонкая, проникновенная и при этом удивительно реальная, земная, укорененная в бытии.

Сама Ахматова не любила слова “поэтесса”, она всегда называла себя только “поэтом”. Иронические строки – “я научила женщин говорить, но, боже, как их замолчать заставить”, – говорят о неприятии “приклеенного” ярлыка.
Она действительно была настоящим, большим поэтом – поэтом с большой буквы и с огромным талантом. При этом всегда оставалась человеком с мужественным характером, личностью космического масштаба.
А. А. Ахматова (настоящая фамилия – Горенко), 1889-1966, родилась в семье морского инженера под Одессой. Через год семья переехала в Царское Село, где Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии. Каждое лето она проводила под Севастополем.

В автобиографии, озаглавленной “Коротко о себе”, А. А. Ахматова, по сути, описала моменты своих детских воспоминаний, отложившие позже отпечаток на ее лирику: “Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в “Царскосельскую оду”… Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет”.
После развода родителей в 1905 году Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. С 1906 по 1910 год она учится сначала в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, затем – на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. После венчания в 1910 году с поэтом Н. С. Гумилевым и медового месяца в Париже, она переезжает в Петербург. С 1910 по 1916 год живет в Царском Селе, знакомом ей с детства и проникнутом духом пушкинского времени, словно навсегда поселившимся в этой легендарной местности.

Неслучайно одним из “вечных” источников творческого вдохновения для Ахматовой был великий русский поэт, любовь к которому она пронесла через всю свою жизнь. Даже муза этого периода – “смуглая”, словно она возникала перед ней в отроческом облике А. С. Пушкина, курчавого лицеиста-подростка.
В ранней поэзии Ахматовой четко прослеживается влияние символизма и акмеизма. Лирика этого периода, нашедшая воплощение в книгах “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, почти исключительно поэзия любви. По наполненности и чувственности ранней лирики Ахматову часто сравнивали с древнегреческой “певицей любви” Сапфо, ее так и называли – “русская Сапфо”.
Б. М. Эйхенбаум одним из первых стал говорить о “романности” ахматовской лирики как присущем ей художественном стиле: “Поэзия Ахматовой сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету – к тому, как разовьется этот роман”. В лирическом романе-миниатюре Ахматова достигла большого мастерства:
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне,
Улыбнулся полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся.
И загадочных древних ликов
На меня посмотрели очи.
Десять лет замираний и криков.
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты. И стало снова
На душе и пусто и ясно…
Трагедия десяти лет передана в одном казалось бы незначительном событии, одном жесте, взгляде, слове.
Стихи Ахматовой иногда – короткая, записанная как бы “на ходу” запись в дневнике или обрывок внутреннего монолога, передающего текучесть и непреднамеренность душевной жизни, которую довел до совершенства в своей психологической прозе Л. Н. Толстой:
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам…
То, что называли “загадкой Ахматовой” – это ее стиль, в котором органично сочетаются женственность и хрупкость с твердостью и отчетливостью художественного рисунка, страсть четко и емко выражена двумя-тремя словами. Все это говорит о властности и скрытой воле характера самого поэта. По свидетельствам современников, в сложной музыке ахматовской лирики, в ее мерцающей глубине, в подсознании постоянно давала о себе знать особая, пугающая дисгармония.

В “Поэме без героя” она напишет впоследствии, что слышала “непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, на которых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие”.
Так в “любовный роман” Ахматовой входит эпоха, вносящая в стихи оттенки тревожности и печали. Любовная лирика Ахматовой “всеохватывающа”, “всепонятна”, и в предреволюционные, и в первые послереволюционные годы она завоевывала все новые и новые читательские аудитории. Ее поэзия оставалась востребована молодыми читателями новой, пролетарской Советской России – комиссарами, рабфаковцами, красноармейцами, людьми, далекими и враждебными самому миру ахматовской лирики, непривычно сложному.

Ей удалось невероятно правдиво открыть историю женской души переломной эпохи, ее ломки, нового становления и развития. Одна из заметных женщин и деятелей советской эпохи А. М. Коллонтай отмечала, что стихи Ахматовой – “целая книга женской души”.
О. Э. Мандельштам еще в 20-х годах написал: “…Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и “Анны Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова. Генезис Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не поэзии.

Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу”. Вспомним знаменитое: “Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда…”. Примеров таких источников вдохновения в ее поэзии немало. Стихотворения рождаются из повседневного обихода, из житейского быта: позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч, пятна плесени на сырой стене, лопухов, крапивы, сырого забора, одуванчиков.

Жизненность и реалистичность, способность увидеть поэзию в самой обычной жизни – предопределено в ее таланте самой природой. Еще современники Ахматовой заметили, какую большую роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная житейская деталь, – все выражено зримо, точно, лаконично. М. И. Цветаева в одном из своих стихотворений, посвященных Ахматовой, называет ее “Златоустая Анна – Всея Руси”.
Любовь у Ахматовой часто – страдание, пытка, болезненный, мучительный до разрушения разлом души. Образ такой трагической любви в ранних стихах Ахматовой еще и символ “смутного” предреволюционного времени 10-х годов и символ больного старого мира. Неслучайно в “Поэме без героя” поэт вершит суровый суд над ним, нравственный и исторический.

В стихотворении “Мне голос был. Он звал утешно…” говорится о неприятии революционных событий, но одновременно с этим о невозможности оставить Родину, оказаться вдали от нее в дни испытаний:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Тональность и направленность лирики Ахматовой заметно меняются в 20-30-х годах. Она все чаще обращается к гражданской, философской и публицистической лирике, хотя и остается в глазах большинства художником любовного чувства. Позже Ахматова писала в воспоминаниях: “…никто не знает, в какую эпоху он живет.

Так и не знал наш народ в начале десятых годов, что живет накануне первой европейской войны и Октябрьской революции”. Это глубокое замечание обнаруживает в авторе художника и историка одновременно, что потом получит свое завершение в поэме “Реквием”.
В ожесточенных литературных спорах 20-х годов критерии революционности литературы схематизированы, упрощены, все чаще летят отравленные в сторону Ахматовой стрелы, нанизываются презрительные эпитеты – поэзия камерная, альковная, не нужная революции, декадентская.

В 30-х годах мир поэзии Ахматовой – мир трагедийный. В 1921 году за “контрреволюционную” деятельность расстрелян бывший муж – поэт Н. С. Гумилев, арестован и сослан сын, студент университета, а затем и супруг Н. Н. Пунин. Сама Ахматова жила эти годы в постоянном ожидании ареста.

Главным произведением Ахматовой в 30-х годах явился созданный ей “Реквием”, посвященный годам “большого террора”, страданиям репрессированного народа. “Реквием”, опубликованный лишь спустя полвека, в 1987 году, и отражающий личную трагедию А. А. Ахматовой и ее сына Л. Н. Гумилева, создавался между 1935 и 1940 годами. Сегодня поэма – один из литературных мемориалов всем жертвам сталинской тирании: “В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях”:

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Такие строки записывать было опасно. Автор и несколько близких друзей заучивали текст наизусть. Без “Реквиема” нельзя понять жизнь и творчество А. А. Ахматовой, нельзя осознать нашу литературу и общественно-политические процессы, которые происходили в обществе.

Это потрясающий, основанный на фактах собственной биографии документ эпохи, свидетельство того, через какие испытания прошли русские в годы войны. Эта поэма приняла общезначимый характер:
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас…
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать…
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде…
Критик А. Урбан считает, что после публикации “Реквиема” развенчали миф об Ахматовой “как о поэте исключительно камерном”.
Представительница Серебряного века русской культуры, она прошла трудный трагический путь, но даже став преемницей традиций великой русской литературы, сохранила веру в историческую справедливость. Именно в “Реквиеме” особенно ощутим лаконизм поэта, обретший в трагедийном контексте совершенно иное звучание.
Важнейшим рубежом творческого пути Ахматовой считается начало Великой Отечественной войны. Войну Ахматова встретила в Ленинграде. Как и все жители, она пережила 900 дней блокады мужественно и стойко.

В стихотворениях “Клятва”, “Мужество”, “Победа”, “Победителям”, “Третью весну встречаю вдали…”, “Я не была здесь лет семьсот…”, “С самолета” перед нами предстает образ человека, потрясенного и глубоко переживающего за судьбу родины, болью.
Как закономерное продолжение патриотической лирики военных лет, в 50-х годах она пишет стихи “Говорят дети”, “Песня мира”, “Приморский парк победы”.
В произведениях последнего периода: “Поэма без героя”, “Путем всея земли”, “Северные элегии”, – Ахматова как бы подводит итоги жизненного пути, но нередко в них прорываются отзвуки прошлого, ощущение одиночества.
В жизни и творчестве она пережила и славу, и забвение, и отчаяние, и несправедливые жестокие обвинения в несоответствии образа ее музы настроениям революции. “У каждого поэта,- подчеркивала Ахматова, – своя трагедия, иначе он не поэт. Без трагедии нет поэта – поэзия живет и дышит над самой пропастью трагического, “бездны мрачной на краю…”.
Оставаться преданным Родине, России, утерянной и обретенной, было для Ахматовой непросто, ведь именно здесь ей приходилось испытывать ни с чем несравнимые муки. Тем не менее нигде в поэзии Ахматовой мы не встретим упрека Отчизне. “Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа.

Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти ^оды и видела события, которым не было равных” – эти слова, написанные в предисловии к сборнику стихов в 1961 году, звучат как подведение итогов сложно прожитой, много потерявшей, но преодолевшей многие испытания жизни женщины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество