Анализ второй главы романа “Евгений Онегин”
Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Содержание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотношения с соседями; характеристика Ленского, его любовь к Ольге; характеристика Ольги и Татьяны; характеристика Лариных. Глава статична, в ней почти нет движения.
Она вся построена по принципу параллелизма: Онегин – Ленский, Ленский – Ольга, Ольга – Татьяна, Татьяна – Онегин. Оказавшись в деревне, Онегин сближается с Ленским, и они становятся “от делать нечего друзья”. Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отношению
Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”. Их сближает тот круг социально-политических, этических и философских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодежи:
Меж ими все рождало споры И предрассудки вековые, И к размышлению влекло: И гроба тайны роковые, Племен минувших договоры, Судьба и жизнь в свою чреду, Плоды наук, добро и зло, Все подвергалось их суду.
Другая параллель: Ленский – Ольга. Они не противоположны,
Они сходны только в одном: в отношении к предмету своей любви.
Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена.
Жажда любви, стремление быть любимым, свойственные юному возрасту (Ленскому нет еще и восемнадцати лет), не позволяют Ленскому разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую он, поэт, способен. Понятно, почему он “сухо отвечал” на замечание-вопрос Онегина: “Неужто ты влюблен в меньшую?.. Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт”. А Ленский, собственно, и не выбирал:
Чуть отрок, Ольгою плененный, В тени хранительной дубравы Сердечных мук еще не знав, Он разделял ее забавы, Он бил свидетель умиленный И детям прочили венцы Ее младенческих забав; Друзья-соседы, их отцы.
Таково его душевное состояние: неважно, кого любить, лишь бы любить и быть любимым. Это то, что Онегин называет “горячкой юных лет”. И Ольга любит Ленского потому, что хочет любить, потому, что видит, чувствует его любовь к себе.
Она и не подозревает, какой огонь зажгла в душе поэта, ей недоступны такие тонкие его размышления, как, например: “Он верил, что душа родная соединиться с ним должна”. И неудивительно, что, оплакав его гибель, Ольга вскоре выходит замуж за улана: ею руководит та же потребность любить и быть любимой.
Ленский и Повествователь… Повествователь критически относится к Ленскому как поэту-романтику и судит его поэзию за бессодержательность и слащавость:
Так он писал темно и вяло. Что романтизмом мы зовем, Хоть романтизма тут нимало Не вижу я…
Но Ленский дорог ему как человек особого душевного склада; ему мила его душевная тонкость, “пылкий и довольно странный ум”:
Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал И чудеса подозревал.
Ленский близок Повествователю и своим поэтическим вдохновением. Повествователь любит в нем свою собственную юность, любит то душевное состояние, которое с годами безвозвратно уходит, – состояние возвышенной мечтательности. Не всем дано пережить в юности такое состояние, а кто пережил его, тот дорожит им хотя бы как воспоминанием. Не потому ли и Онегин так снисходительно слушает Ленского:
Он слушал Ленского с улыбкой. Поэта пылкий разговор, И ум, еще в суждепьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор,- Онегину все было ново; Он охладительное слово В устах старался удержать
Попробуем, забегая вперед, разобраться, что означает гибель Ленского. В Ленском персонифицировано особое душевное состояние, свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора. Поэтому так трогательно-возвышенно описана его смерть:
Онегин выстрелил… Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет, На грудь кладет тихонько руку И падает. Туманный взор Изображает смерть, не муку.
Так медпешю по скачу гор, Па солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая. Мгновенным холодом облит, Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его… напрасно: Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный Увял па утренней заре, Потух огонь па алтаре!..
Автор “уводит” Ленского из жизни потому, что он интересен и дорог ему (и читателю) только своим душевным состоянием юношеской возвышенности. Такое состояние не вечно. В каком направлении мог развиваться Ленский? Две возможные дороги жизни Ленского предсказаны автором: одна – путь великого поэта или крупного общественного деятеля, другая – удел помещика маниловского типа.
Обе ведут к гибели: первая – к физической, вторая – к моральной. Ленский же “из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный”.
Трагическая гибель Ленского намечена эпиграфом к шестой главе. “Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно” (Петрарка). А вот как объясняет неизбежность трагической гибели Ленского А. И. Герцен: “Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни, оборотную сторону Онегина. Это – острое страдание рядом с хроническим.
Это – одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от нечистой почвы, разве только смерть. Эти отроки – искупительные жертвы – юные, бледные, с печатью рока на челе, проходят как упрек, как угрызение совести, и печальная ночь, в которой “они существовали”, становится еще чернее”.