М. И. Цветаева. Жизнь и творчество

1. Незаурядная личность Цветаевой.
2. Основные этапы жизни и творчества.
3. Особенности художественной лирики Цветаевой.
4. Место поэзии.
Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – ив полете
Своем – непрестанно разбита!..
М. И. Цветаева
В стихотворении “Кто создан из камня, кто создан из глины…”

М. И. Цветаева как бы рисует свой лирический автопортрет – портрет своей духовной и душевной сути. В нем образ личности независимой, постоянно изменяющейся, существующей самой по себе, вне времени, вне судьбы. “Из плоти” сотворены обычные люди. Но это не ее случай, она необычная: “Думаю, в жизни со мной поступали обычно, а я чувствовала необычно…”, – писала она в дневнике.
Стихотворение было создано, когда поэту исполнилось только двадцать семь лет, еще впереди драматичные перипетии судьбы самой Цветаевой и ее близких. Но оно уже, пронизанное светом и земной радостью, таит в себе особый Смысл,
объединяющий всех “необычных” людей, разбитых “в полете”, плывущих “против течения”, живших и творивших “на разрыв аорты”. Это ощущение трагизма одиночества и разбитых надежд.
М. И. Цветаева родилась в Москве 26 октября 1892 года в семье, преданной науке и искусству. Отец Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед. Мать Мария Александровна была человеком одаренным, талантливой пианисткой. Марина вместе с сестрой Анастасией рано лишились матери, и их воспитание стало делом жизни глубоко любившего их отца.

Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства.
Уже в шестилетнем возрасте Цветаева начала писать стихи, причем не только на русском, но также французском и немецком языках. В восемнадцать лет она выпустила свой первый сборник “Вечерний альбом” (1910) и сразу была замечена. Мэтр символизма В. Я. Брюсов посвятил ей целую страницу в своем обзоре новостей поэзии и, несмотря на ряд замечаний, оценил книгу молодой поэтессы положительно, точно обозначив главное достоинство лирики – небывалую интимность и откровенность.

За “Вечерним альбомом” последовали сборники “Волшебный фонарь” (1912) и “Из двух книг” (1913), изданные при содействии друга юности С. Я. Эфрона, будущего мужа. Это была любовь, про которую говорят “с первого взгляда и навсегда”:
В его лице я рыцарству верна.
– Всем вам, ктожил и умирал без страху –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Первая мировая война принесла тревожное ощущение, на фронт был призван Эфрон. Но по-настоящему трагическим стало известие об отречении царя от престола. Цветаева сразу почувствовала истинный смысл произошедшего, несмотря на то что политикой интересовалась мало:
Пал без славы
Орел двуглавый.
– Царь! – Вы были не правы.
Помянет потомство
Еще не раз –
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.
С этого дня в биографии поэта начался обратный отсчет времени. Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Позднее, уже в эмиграции, она напишет: “Признай, минуй, отвергни Революцию – все равно она уже в тебе – и извечно…

Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после революции не дрогнул и не вырос голос, – нет”. В эти годы государственное издательство выпускает две книги Цветаевой: “Версты” (1921) и поэму-сказку “Царь-девица” (1922).
В мае 1922 года ей было разрешено выехать за границу к эмигрировавшему в Прагу мужу С. Я. Эфрону, бывшему офицеру белой армии. Но и в это непростое время Цветаева пишет много, увлеченно, в ее стихах чувствуется жизнеутверждающее начало:
Неподражаемо лжет жизнь:
Сверх ожидания, сверх лжи…
Но по дрожанию всех жил
Можешь узнать: жизнь!..
Прожив в Чехии более трех лет, в конце 1925 года семья переезжает в Париж. В начале 20-х годов стихи Цветаевой печатаются в белоэмигрантских журналах. В 1922 выходят книги “Стихи к Блоку”, “Разлука”, в 1923 – “Психея. Романтика”, “Ремесло”, в 1924 – поэма-сказка “Молодец”.

Вскоре отношения Цветаевой с эмигрантскими кругами обострились, ее все больше тяготит разлука с Россией, что выразилось в целом цикле стихотворений – “Стихи к сыну”, “Родина”, “Тоска по родине! Давно…”, “Челюскинцы”. Последний прижизненный сборник стихов – “После России.

1922- 1925″ – вышел в Париже в 1928 году. В одну из самых тяжелых минут своей жизни Цветаева с горечью писала: “…Мой читатель остается в России, куда мои стихи… не доходят. В эмиграции меня сначала (сгоряча!) печатают, потом, опомнившись, изымают из обращения, почуяв не свое – тамошнее!”.
С фонарем обшарьте
Весь подлунный свет!
Той страны на карте –
Нет, в пространстве – нет.
Выпита как с блюдца –
Донышко блестит.
Можно ли вернуться
В дом, который – срыт?
Это стихотворение “Страна” датировано концом июня 1931 года. Трудная, но удавшаяся победа над обстоятельствами 1920-х годов оказалась кратковременной. Прежнего взаимопонимания в семье Цветаева не находила, все заметнее обострялись отношения с мужем, дочерью. Эфрона все больше затягивала политика.

Будучи романтиком идей, он предпринял ревизию собственных взглядов на революцию, стремясь понять ее логику и смысл и пристально следя за ситуацией в Советском Союзе. В 1932 году он подает прошение о получении советского – паспорта. Не представляя масштаба личной катастрофы, Эфрон становится тайным агентом НКВД и после провала одной секретной операции осенью 1937 года вынужден спасаться бегством в Россию, бросив жену и сына.

Несмотря на то что семья распадалась, Цветаева оставалась ей верна и готова была жертвовать ради нее всем – любовью, жизнью, стихами. С 1938 года, когда возвращение в СССР стало неизбежным, она перестала писать стихи. Начало Второй мировой войны Цветаева воспримет трагически и очень близко к сердцу – в связи с оккупацией Чехии, страны, вернувшей ей когда-то мужа, давшей сына, подарившей, пусть на время, вдохновение. В стихах последнего поэтического цикла “Стихи Чехии” звучит протест миру, потерявшему человеческий облик, миру насилия над жизнью, личностью, свободой, здравым смыслом:

Отказываюсь – быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть –
Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
В июне 1939 года, после семнадцати лет эмигрантской жизни, получив советское гражданство, М. И. Цветаева с сыном вернулась на родину. Первое время Цветаева живет в Москве, ей предоставлена возможность заниматься переводами, она готовит новую книгу стихов. Дальше трагические события в жизни Цветаевой следуют одно за другим: в августе 1939 года арестована дочь Ариадна, в октябре – муж С. Я. Эфрон, в июле 1940 года вынесен приговор по делу Ариадны (10 лет лагерей), 22 июня 1941 года Германия напала на СССР и 8 августа Цветаева с сыном выехали в эвакуацию в Елабугу. Там 31 августа под гнетом личных переживаний, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии Цветаева покончила с собой.

Трагические события для семьи на этом не закончились: в октябре был расстрелян Эфрон, в 1944 году на фронте погиб сын Цветаевой и Эфрона Георгий. Жестокий финал жизни семьи, как и многих других, трагически вписан в историю страны того времени. Могила Цветаевой не известна.

Действительно, для того, кто “разбит в полете”, ее не могло быть.
В творчестве М. И. Цветаевой отразились все перипетии ее личной жизни, в которой были и радостные, и трагические моменты. Ее имя неразрывно связано с русской поэзией начала века.
По формальным основаниям Цветаеву часто называют поэтом Серебряного века. Она действительно врывается в литературу в начале XX века, когда русская поэзия переживает свой очередной подъем и наиболее раскрывается в полном выражении чувств и настроений эпохи. В ее ранних стихах отчетливо улавливается традиция неоромантического мировосприятия, характерного для многих поэтов начала XX века. Но при этом с самого начала и всегда Цветаева отличалась особой индивидуальностью и самостоятельностью.

Она не признавала никаких творческих сообществ – кружков, цехов, объединений, союзов. Не только личность, но и творчество Цветаевой стоит особняком в русской поэзии первой четверти XX века. При всей своей конкретности и ситуативной точности оно менее всего принадлежит своему времени, растворяясь в пространстве “иных миров”.

Сила ее лирики – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких, неуловимых ритмов. Цветаева отказывается от мелодики, предпочитая ей сжатость нервной, как бы стихийно рождающейся речи, лишь условно подчиняющейся разбивке на строфы.
Поэзия Цветаевой – преодоление и преображение земного, реального мира по законам высшей гармонии, которая определена божественным промыслом и понятна только избранным. “Ни одной вещи в жизни я не видела просто, мне… в каждой вещи и за каждой вещью мерещилась тайна, то есть ее, вещи, истинная суть”, – писала она в дневниках. Цветаева обладала особым, только ей присущим восприятием действительности. Его можно назвать метафизическим, то есть таким, когда окружающий мир предстает в единстве материального, вещного, земного и в то же время идеального, духовного, небесного, когда прожитый день вписан в перспективу всей жизни, а сама жизнь воспринимается на фоне вечности.

Такое мироощущение нередко называют романтизмом. Ф. М. Достоевский вполне справедливо называл его “реализмом в высшем смысле”. Подлинное новаторство ее поэтической речи было естественным воплощением в слове беспокойного, вечно ищущего истины духа.

Поэт предельной правды и напряженности чувства Цветаева со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей неповторимостью самобытного дарования, всегда будет занимать достойное место в истории отечественной поэзии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество