“Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века” (О. Э. Мандельштам)
Анна Андреевна Ахматова известна и любима, прежде всего, как лирический поэт, равный среди равных в ряду блистательных талантов Серебряного века. В большей и лучшей части своего творчества Ахматова шла от жизни и к жизни, к ее истинной сути.
Творчество поэтессы неоднородно. Особое место в ее лирике занимает тема любви. Любовь Ахматовой необыкновенна, сколько в ней чувства и красоты!
Сколько в ней пережитого, откровенного и чистого!
Лирику Ахматовой отличает особый взгляд на, казалось бы, обычные вещи. Мелкие, незначительные детали
Тот же голос, тот же взгляд,
Те же волосы льняные
Все, как год тому назад
Сквозь стекло лучи дневные
Известь белых стен пестрят…
(“Два стихотворения”)
Это стихотворение было написано в 1909 году. Любовь – это всегда откровение, размышление, крик души, без тени пафоса и показных эмоций. Чувства лирической героини понятны каждой женщине.
Чаще всего показывается в любовной поэзии сильный и сдержанный внешне человек, его эмоции скрыты за размышлениями и яркими деталями. Пейзаж также передает внутреннее состояние поэтессы:
И стройных жниц короткие
Как флаги в праздник, по ветру летят –
Теперь бы звон бубенчиков веселых,
Сквозь пыльные ресницы долгий взгляд.
Стихотворение “Я слышу иволги всегда печальный голос…” – воспоминание об утраченном счастье. А тончайшее восприятие природы неотделимо от печали и сосредоточенности одиночества. Пейзаж стихотворения психологичен. Он помогает читателю увидеть и почувствовать счастье лирической героини, которое прошло, но осталось в памяти:
Не ласки жду я, не любовной лести
В предчувствии неотвратимой тьмы,
Но приходи взглянуть на рай, где вместе
Блаженны и невинны были мы.
Любовная лирика Анны Ахматовой подобна русскому роману 19 века, ибо в ней сосредоточены чувство стыдливости, гордости, желания, силы внутреннего мира, которые невозможно представить без каких-то пейзажных зарисовок.
7 декабря 1921 года, несколько месяцев спустя после расстрела Гумилева большевиками, якобы за участие в контрреволюционном заговоре, Ахматова пишет от его имени стихотворение без названия, которое поражает глубиной тоски по погибшему мужу:
Я с тобой, мой ангел не лукавил,
Как же вышло, что тебя оставил
За себя заложницей в неволе
Всей земной непоправимой боли.
Для того чтобы проникнуться чувствами, испытываемыми лирической героиней, совсем необязательно знать все, что было в ее жизни. Часто Ахматова описывала лишь небольшой фрагмент происходящего, а читатель должен сам додумать сюжет, становясь невольным свидетелем чьего-либо разговора. В других стихах показывается лирический герой, который изливает свою душу:
Она слова с трудом говорила:
“Это все… Ах, нет, я забыла”,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда! –
Да!
(“Хочешь знать, как все это было?”)
Ахматова отразила в своем творчестве образы различных женщин: это и жена, и любовница, и вдова, и мать.
Часто в стихотворениях любовь Ахматовой – это страдание:
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От счастья и от покоя
Таким образом, можно говорить о том, что любовь – это не только блаженство, но и страдание, и отсутствие покоя. Психологизм – основная составляющая лирики Ахматовой. Все творчество поэтессы – это огромный лирический роман, состоящий из многих историй любви.
Обычно ее стихи – начало драмы или его кульминация.
Ахматова обладала удивительным стремлением познать внутренний мир человека. Психологическая убедительность ее произведений достигается, на мой взгляд, за счет деталей:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Стихотворения Ахматовой чаще всего бессюжетны, они основаны на переживаниях и чувствах. На мой взгляд, лирика поэтессы напоминает немое кино, где огромную роль играют ближний и задний планы и детали, которые создают определенную картину.