“Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века”

Жизнь и судьба русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, кото­рую критики называют поэтом, трудны и трагичны. Она родилась в Одессе, детство и юность ее прошли в Царском Селе. О нем она с любовью писала:

По аллее проводят лошадок.

Длинны волны расчесанных грив.

О, пленительный город загадок,

Я печальна, тебя полюбив.

Стихи Анна Ахматова начала писать рано, в одиннадцать лет. Первый ее сборник вышел в 1912 г. После Великой Октябрьской революции стихи Ахматовой почти не печатались. О себе поэтесса писала: “Я не перестава­ла писать

стихи.

Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и ви­дела события, которым не было равных”.

Творчество Ахматовой обогатило русскую лирику. Диалогом со вре­менем, вечностью и собственным сердцем “Ахматова принесла в русскуюлирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века”. Лирика Ахматовой – это сплав мгновения и вечности.

Главная тема ее лирики – любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее

чувство. Любовь в стихах Ахматовой – это одновременно источник неиссякаемой радости и горьких страданий. Это песнь песней, счастье, светлое чувство, расцвет всего лучшего в человеке, подъем сил, прежде всего духовных, но это и слезы, печаль, страх, сомнения, страда­ние, казнь…

Но в любом случае – это высота человеческого “я”, высота его сущности. И в этом Ахматова – наследница великой русской класси­ческой литературы, утверждающей, что любовь возвышает человека, ок­рыляет, дает силы, очищает, это катарсис, необходимый каждому из живу­щих на Земле людей. Вспомним Н. Г. Чернышевского: “Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его”.

В стихотворении “Любовь” мы слышим приподнятые, нежные инто­нации. Поэтесса говорит о любви нежно, ласково, утверждая, что любовь ве­ликое таинство:

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком На белом окошке воркует…

Любовь для Ахматовой несет новые чувства, переживания, она уводит ее от спокойной жизни…

Но верно и тайно ведет От радости и от покоя…

Для Ахматовой любовь – это всегда новое, прекрасное, неизведанное:

Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать В еще не знакомой улыбке.

На примере этого небольшого стихотворения мы еще раз убеждаемся в том, что для Анны Ахматовой любовь – это всегда нежное и прекрасное чувство. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лири­ки сродни огромной сложности и психологическому богатству русского романа XIX в.

В стихотворении “Ты письмо мое, милый, не комкай…” Ахматова пи­шет о любви иначе. Мы чувствуем другое настроение поэтессы. Это сти­хотворение перекликается с темой безответной любви в романах русской литературы XIX в. с их психологическим богатством. В просьбе, обращен­ной к любимому, слышится большое чувство:

Ты письмо мое, милый, не комкай,

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

В стихотворении говорится о том, что эта любовь не первая, но она все равно страстная и глубина и яркость переживаний сильны:

Не гляди так, не хмурься гневно,

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я…

…Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах…

В последних строках стихотворения лирическая героиня говорит лю­бимому, что не стоит отвергать ее любовь сразу, думать “о заветной лжи”. Она надеется, что любовь все же придет к нему, и утверждает этим, что любовь, даже безответная, никогда не проходит бесследно. Разговорность интонации и музыкальность стиха определяют своеобразие этого стихотво­рения и лирики Ахматовой в целом.

В стихотворении “Я не знаю, ты жив или умер…” раскрывается еще одна сторона любви, свойственная русской классической литературе, ге­ниально выраженная в пушкинском “Я вас любил…” и составляющая огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX в.

Из стихотворения так зримо явствует, что любовь не может быть эгои­стичной, любовь – это высшая степень самопожертвования.

Все тебе: и молитва дневная,

И бессонницы млеющий жар,

И стихов моя белая стая,

И очей моих синий пожар.

В последних строках стихотворения Ахматова говорит, что любовь – это мука, не сравнимая ни с чем. Грусть сердца и горечь от осознания пре­ходящей красоты чувств часто выражается в лирической исповеди:

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе.

Тема любви в лирике Анны Ахматовой носит порой характер болез­ненного надрыва:

Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

Но любовь – это жизнь, и любовь побеждает смерть, когда поэт про­никается сознанием единства с миром, с Родиной, с Россией, с родным наро­дом. Родина и родная культура – это высшие ценности в сознании Ахма­товой: “Молитва”, “Мне голос был. Он звал утешно…”, “Родная земля” …

“Мне голос был. Он звал утешно…”, но жить без Родины, без родной земли, без России немыслимо для Ахматовой. Оставить “свой край глухой и грешный”, она не сможет никогда, это противоречит ее нравственным устоям.

Она помнит и понимает, что “Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись” (И. С. Тургенев). И поэто­му она “не с теми…, кто бросил землю…”. Так звучит в поэзии Ахмато­вой тема Родины, тема огромной сложности русского романа XIX в. Слиянность темы России и собственной судьбы придают особую исповедальность лирике Ахматовой.

Особенно громко, ярко и проникновенно это про­явилось в мощном трагическом звучании “Реквиема”, где нераздельны, едины трагедия страны, народа и поэта.

Рецензия

Выбор темы сочинения свидетельствует о глубоком интересе автора сочинения к русской литературе, классическому, золотому XIX в. и к твор­честву А. Ахматовой, принесшей “в русскую лирику всю огромную слож­ность и психологическое богатство русского романа XIX века” (О. Э. Ман­дельштам). Автор сочинения обладает несомненным чувством поэзии и тонким художественным вкусом, что позволило ему обосновать, что “поэзия Ахматовой – лирический дневник много чувствовавшего и много думав­шего” (А.

Т. Твардовский) человека.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века”