Поэзия Анны Ахматовой и поэты “серебряного века”
Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает всех в потому, что женщина – создание хрупкое и чувствительное, способная к высоким чувствам, и вместе из тем ум – ее неотличная черта. Ироничность некоторых стихов поражает глубоким проникновением у суть вещей.
Таким есть стих “Вечером”, где предметный мир – не фон, а немой свидетель и участник важного события: “Ты первый раз одна с любимым”. Однако ее поэзия не столько поэзия
Почему? Умение передать целую бурю чувств несколькими словами – черта поэзии Ахматовой.
Предметный мир в стихах поэтессы будто насыщен теми чувствами, которые переживает героиня. Вот известный стих “Я научила просто, мудро жить…” Он преисполнен такого пронзительного ожидания, что все
И тогда весь мир будто привлечен к коловерти чувств: и рябина в лозе, и пушистый кот, и яркий огонь “на башенке озерной лесопильни”. И среди всего этого напряженного ожидания мысль:
Ø И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Самая Ахматова считала, что не следует предоставлять преимущество лишь ее ранним стихам. Тем не менее именно в ранних стихах видно утонченность чувств и понимание мира, которые разрешают понять искреннюю и величественную душу женщины. И именно из этих стихов начинается путь к литературе прекрасной поэтессы Анны Ахматовой.
Думая над загадкой популярности поэзии Анны Ахматовой, прежде всего думаешь об одной особенности – умение сказать немногими словами о глубочайших чувствах. Так в одном из стихов “Молюсь окопному лучу”, на первый взгляд, лишь игры солнечного зайчика “на рукомойнике моем”. О душевном образе почти ничего не сказано, но “сердце пополам” – говорит о напряжении ожидания и переживание лирической героини.
Все ее потери пропущены через восприятие мира. С женской чувствительностью Ахматова воспринимает недоговоренность, отсюда и определенная оборванность концовок. Анна Ахматова открывает безграничный мир, в котором нет ничего случайного, нет чужого. Каждый день, каждая вещь – миг такой короткой и прекрасной жизни.
Она открыла бесповоротность фраз и боль случайных движений. В коротком стихе “Сжала руки под темной вуалью” достоверная и трагическая история любви и потери. На первый взгляд, заботу о здоровье героини, а на самом деле констатирование безвозвратного решения.
Это потеря. Возврата нет.
Итак, “поэзия потерь” – это то, что делает лирику Ахматовой пронзительно искренней. Утонченность восприятия и умение передать несколькими словами целый сумбур чувств – вот особенность поэзии Ахматовой.