Значение и роль пейзажа в романе “Евгений Онегин”
Вокруг проблемы народности велось (и ведется) много споров. Большое внимание ей уделяли поэты-декабристы. Пушкин показал и доказал, что истинная народность заключается не в самом по себе предмете изображения (собственно о трудовом народе в “Евгении Онегине” почти ничего не говорится), а в точке зрения автора, в тех позициях, с которых написано произведение.
В понимании Пушкина народность писателя есть выражение им духовного склада его народа. Поэтому он изображает русскую жизнь, своих героев с общенародной точки зрения. Существует
Этот принцип нашел отражение и в пейзаже.
Пушкинский реалистический пейзаж приобретает новое качество: через него входит в роман тема России, тема народа. Академик Д. С. Лихачев обратил внимание на известные строки:
“Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь…”
И указал, что торжество крестьянина в данном случае объясняется радостью по поводу выпавшего снега: если бы погода без снега
Он прост (в отличие от сюжетов в романтических поэмах). Но в этой простоте заключен высокий смысл. В “Евгении Онегине” сюжет строится прежде всего на раскрытии личных взаимоотношений героев. Любовный сюжет позволил Пушкину проверить своих героев, оценить их нравственные качества, показать их трагическую зависимость от среды.
Таким образом, роман становится не просто любовным или семейно-бытовым, а социально-общественным. Такое использование любовного сюжета получит свое дальнейшее развитие в последующей русской литературе.
Изменились и приемы характеристики героев. В романтических поэмах обычно или сам герой рассказывал о себе (исповедь), или о нем рассказывал автор. В “Евгении Онегине” возникает невиданное ранее многообразие приемов: здесь и авторские суждения, и прямая речь героев, и их “мысли про себя”, и письма, имеющие характер исповеди, и даже круг чтения, что со времен Пушкина становится одним из очень действенных и наглядных способов характеристики действующих лиц.
У каждого из героев романа есть своя стилистически-речевая атмосфера, для создания которой Пушкин использует самые различные стили литературного и разговорного языка своей эпохи. Но стилистического разнобоя не получается, потому что все объединяет язык автора, опирающийся на все словарное богатство русского языка и сообщающий роману необходимое единство повествовательной речи.
- Идейное значение картин русского пейзажа в романе Пушкина “Евгений Онегин” Природа дает нам духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Природа делает нас нравственно чище. В “Евгении Онегине” Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил. Пушкин писал роман “Евгений Онегин” дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши […]...
- Роль пейзажа в романе “Евгений Онегин” Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полу печальных, Простонародных, идеальных. Небрежный плод моих забав. А. С. Пушкин Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в грудных условиях материальной жизни человек должен найти4 точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. […]...
- Идейное значение картин русского пейзажа в романе “Евгений Онегин” Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав. А. С. Пушкин Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. И […]...
- Идейное значение картин русского пейзажа в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав. А. С. Пушкин “Евгений Онегин” был задуман А. С. Пушкиным еще в период южной ссылки, в Кишиневе, в 1823 году. Основная работа над произведением велась во время ссылки в Михайловском, а последние главы поэт дописывал уже в 1830 году в Болдино. Уже сама […]...
- Роль образа Ольги в романе “Евгений Онегин”; Евгений Онегин Пушкин А. С Роль образа Ольги в романе “Евгений Онегин” Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” в течение семи лет, с 1823 до 1830 годов. Это была долгая и увлекательная работа поэта, во всем чувствовалась новизна замысла. “Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”, – так сказал о своем произведении Пушкин в письме к Вяземскому. […]...
- Сон Татьяны и его значение в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (Первый вариант) И снится чудный сон Татьяне… А. Пушкин Пятая глава романа “Евгений Онегин” начинается неторопливым описанием наступления запоздавшей зимы: Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январеНа третье в ночь. Глазами Татьяны мы видим “поутру побелевший двор, куртины, кровли и забор, на стеклах легкие узоры”. Такое спокойное, поэтичное начало никак не предвещает неожиданной развязки в […]...
- Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман в стихах “Евгений Онегин” – одно из величайших достояний русской литературы 19 века. Каждый, кто читал это произведение, находил для себя что-то новое. В. Г. Белинский по праву назвал роман “энциклопедией русской жизни”. В “Евгении Онегине” А. С. Пушкин отделил автора от главного героя. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне […]...
- Роль автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и Н. В. Гоголя “Мертвые души” Пушкин и Гоголь явились новаторами в русской литературе. По-новому они решили и вопрос роли автора в своих произведениях. Так, в романе Пушкина “Евгений Онегин”, наряду с главным героем Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом […]...
- Образ автора и его роль в романе Пушкина “Евгений Онегин” В поэме Пушкина “Евгений Онегин” перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин – персонаж вымышленный. Однако, по замыслу поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, […]...
- Предметы интерьера и их роль в романе A. С. Пушкина “Евгений Онегин” 1. История создания романа, основной смысл. 2. Роль деталей в тексте романа. 3. Деталь как свидетельство минувшей эпохи. 4. Деталь как психологический рисунок. С “Евгения Онегина” А. С. Пушкина начинается история развития реалистического романа в русской литературе. Писался роман на протяжении восьми лет, с мая 1823 по октябрь 1831 года. При этом писатель постоянно изменял […]...
- Сон Татьяны и его значение в романе “Евгений Онегин”Пушкина А. С Сон героя, введенный в повествование, – излюбленный композиционный прием А. С. Пушкина. Знаменательный, “пророческий” сон видит Гринев в “Капитанской дочке”. Сон, предвосхищающий будущие события, посещает и Татьяну Ларину в романе “Евгений Онегин”. Содержание сна необычно. В этом сне героиня видит “большого, взъерошенного медведя”, который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу. […]...
- Сон Татьяны и его значение в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин создал достоверную картину русской жизни начала XIX века. С помощью многих приемов Пушкин максимально полно раскрывает перед нами образы героев романа: с помощью их отношения друг к другу, к окружающим, к природе, вводя авторские оценки и лирические отступления. В Татьяне воплотился “милый идеал” автора, она дорога Пушкину, поэтому […]...
- Роль образа Ольги в романе “Евгений Онегин” Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” в течение семи лет, с 1823 до 1830 годов. Это была долгая и увлекательная работа поэта, во всем чувствовалась новизна замысла. “Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”, – так сказал о своем произведении Пушкин в письме к Вяземскому. Роман был начат, когда поэт находился в […]...
- Роль сна Татьяны в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” огромное место отведено образу Татьяны Лариной. Эта девушка – “милый идеал” Пушкина. Татьяна в отличие от своей сестры Ольги – глубокая и страстная натура. Героиня обладает большим количеством положительных черт. Жизнь в далекой деревне не могла не сказаться на воспитании девушки. Пушкин с большой любовью подчеркивает близость Татьяны […]...
- Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина “Евгений Онегин” “Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы” Ф. М. Достоевский Роман “Евгений Онегин” – это одно из интереснейших произведений Пушкина, на создание которого ушло около девяти лет жизни поэта. Виссарион Григорьевич Белинский сказал: “Пушкин был призван быть живым откровением тайны поэзии […]...
- Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа (о романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина) Пушкин недаром подчеркивал, что он пишет не Роман, а роман в стихах и говорил об этом: “Дьявольская разница”. В обычном романе автор как равноправный герой отсутствует. Обычные романы созданы на основе эпического (повествовательного) начала, то есть внимание читателей сосредоточено на историях героев. Здесь Пушкин вводит как одного из героев самого себя и в степени, равной […]...
- Роль пейзажа в романе “Отцы и дети” Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Композиция – построение всего произведения (сюжеты, внесюжетные элементы и вопрос о том, кто ведет повествование и кого можно считать выразителем авторской позиции). Время в романе разворачивается линейно (действие затрагивает два месяца 1859 года), и только история любви Павла Петровича идет как вставная, не входит […]...
- Роль лирических отступлений А. С. Пушкина “Евгений Онегин” В русской классической литературе нет I произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману “Евгений Онегин”. На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о […]...
- Образ автора в романе Евгений Онегин по роману Евгений Онегин (Пушкин А. С.) Рядом с героями выступает автор, не только как рассказчик, но и как действующее лицо романа. Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину. У него “на случай сохранились” стихи Ленского “Куда, куда вы удалились”. Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не является равнодушным […]...
- Картины родной природы в романе Пушкина “Евгений Онегин” Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, по точному определению В. Г. Белинского, “энциклопедия русской жизни”. Очень интересными, задушевными, волнующими страницами этой поэтической энциклопедии являются описания природы, особенно природы средней полосы России. На живописном полотне поэта запечатлелись безбрежная родная страна с ее лугами, рощами, холмами и нивами. Пейзажная живопись только начинала развиваться в России, когда Пушкин […]...
- Мифологические образы и их роль в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” 1. Традиция использования мифологических образов в мировой литературе. 2. Мифологические образы в романе Пушкина. 3. Значение мифологических образов. Я закрыл Илиаду и сел у окна, На губах трепетало последнее слово, Что-то ярко светило – фонарь иль луна, И медлительно двигалась тень часового. Н. С. Гумилев Очевидно, что традиция использования мифологических образов в литературе берет начало […]...
- Образ и характеристика Татьяны в романе в стихах “Евгений Онегин” Татьяна. Героиня романа противопоставлена Онегину. Она окружена русской природой, миром русского фольклора, что подчеркивается преимущественно русской лексикой, значительным уменьшением иноязычных слов, которых так много было в 1-й главе, где речь шла об Онегине. Народность Татьяны выражается не во внешних признаках (она даже “по-русски плохо знала”), а в органической близости к основам народной жизни, что Пушкин […]...
- Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Образ автора – это точка зрения, которая отображает действительность. “Евгений Онегин” – это лиро-эпическое произведение. Образ автора здесь не менее важен, чем образ героев. Эпическим в романе является сюжет, а лирическим – авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю. Автор присутствует во всех сценах произведения, комментирует их, дает свои пояснения, суждения и оценки. Необходимо отметить, что […]...
- “”ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” ЕСТЬ ПОЭМА ИСТОРИЧЕСКАЯ” (В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)- 10 000 самых лучших сочинений Великий русский критик В. Г. Белинский восхищался романом А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. И он не раз подчеркивал, что роман имеет не только эстетическую, художественную ценность, но и историческую. “”Евгений Онегин” есть поэма историческая”, – утверждал Белинский. И действительно, в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” дано исторически конкретное изображение характеров русских людей и общественной […]...
- Образ московской молодежи начала 20-х годов в романе “Евгений Онегин” В десятой главе Онегин должен был стать участником Движения декабристов. В этой главе и в “Путешествии Онегина” завязывалась новая общественно-политическая Коллизия вокруг определенного исторического события. С изображения “романического происшествия” па фоне нравов и быта дворянского общества конца 10-х – начала 1!0-х годов внимание Пушкина переключалось на изображение “исторического происшествия” – движения декабристов, в котором должен […]...
- Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Александр Сергеевич Пушкин. Он стал и основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. К таким произведениям относится и его роман в стихах “Евгений Онегин”. Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества. Пушкин рассказал о […]...
- Роль пейзажа и природы в романе “Герой нашего времени” План Описание природы Кавказа Характеристика места как функция пейзажа в романе Описание картин природы как преддверие событий Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя Человек и природа в романе Мастерство писателя в изображении природы Описание природы Кавказа Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать […]...
- Сны и письма и их композиционная роль в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и повести “Капитанская дочка” “Евгений Онегин” и “Капитанская дочка” являются выдающимися произведениями А. С. Пушкина, в которых он выступил новатором во многих отношениях, используя различные приемы и средства художественной выразительности. В частности, он применил один из распространенных в литературе приемов – использование снов и писем, которые мы можем впоследствии встретить в произведениях Достоевского, Толстого, Чернышевского, Чехова. Сон как способ […]...
- Об эпиграфах и вступлении к первой главе (о романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина) В длинном эпиграфе на французском языке перед вступлением (“Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – следствие чувства превосходства, быть может мнимого”) скорее всего, речь идет о будущем персонаже, Евгении Онегине, иллюстрируется его характер и задается тон всего дальнейшего […]...
- Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роль пейзажа Пейзаж в романе “Война и мир” является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Для Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек “естественный”, близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их […]...
- Роль пейзажа в романе “Война и мир” План Отражение характеристики персонажей через пейзажные образы Роль образа неба в формировании мировоззрения князя Андрея Аллегорический образ дуба Роль образов природы в художественном противопоставлении войны и мира Изображение картин природы отмечено в вершинах произведений русских писателей. Начиная еще с древнерусской литературы, авторы, понимая все величие и силу матери-природы, с поклонением и любовью создавали картины пейзажных […]...
- Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? а. Поместное дворянство б. Барская Москва в. Губернское чиновничество г. Высший свет Петербурга д. Крепостное крестьянство е. Разночинная интеллигенция О ком из героев романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” А. И. […]...
- Взгляд Белинского на роман Евгений Онегин (Пушкин А. С.) Начав свою статью о романе “Евгений Онегин” указанием на то, что в этом “самом задушевном произведении Пушкина” с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что Роман, не говоря уже о его художественном достоинстве, “имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”. Пушкин в “Евгении Онегине”, по словам Белинского, создал “первое национально-художественное произведение”; “вместе […]...
- Образы сестер Лариных в романе “Евгений Онегин” В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. Татьяна – любимая героиня Пушкина, его “милый идеал” (“…я так люблю Татьяну милую мою”). В образе Татьяны Пушкин отразил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. […]...
- Образ автора в романе “Евгений Онегин” (1) Пушкин, закончив работу над основными главами “Евгения Онегина”, бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: “Аи да Пушкин!..” Поэт, которого даже холодный Николай II признал “одним из самых умнейших мужей России”, понял, что создал шедевр. Роман “Евгений Онегин” – легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот “магический кристалл”, отразивший в себе […]...
- ОНЕГИН И ОБЩЕСТВО В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Евгений Онегин – молодой дворянин 10-х – начала 20-х годов 19 века. Получил воспитание и образование, типичные для людей его круга (недостаток воспитания – ничего русского). Онегин – дитя “забав и роскоши”; мы имеем возможность наблюдать обстановку его кабинета, круг его чтения-, способы времяпрепровождения. Очень скоро Онегин понимает, что забавы “света” (к которому принадлежит и […]...
- Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин” Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, были последовательно опубликованы в 1844-1845 годах в журнале “Отечественные записки”. В свое время роман “Евгений Онегин” вызвал многочисленные отклики современников. Все эти отклики, в высшей степени противоречивые, отражали неустойчивость эстетического сознания эпохи. Однако при всех разногласиях их объединяло одно – […]...
- Автор и его герои в романе “Евгений Онегин” У каждого писателя есть такое произведение, которое считается высшим достижением, апогеем его творчества, где его талант раскрывается в полной мере, и при упоминании имени писателя возникает ассоциация именно с этим произведением, например: Л. Н. Толстой – “Война и мир”, М. Ю. Лермонтов – “Герой нашего времени”, А. С. Грибоедов – “Горе от ума” и т. […]...
- Картины природы в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (2) В самом начале своей работы над “Евгением Онегиным” Пушкин писал П. А. Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”. В самом деле, стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие и показывающие картины не только природы, быта. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На […]...
- Герой и автор в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий охлажденный ум, – – так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора. В первой главе […]...