Сны и письма и их композиционная роль в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и повести “Капитанская дочка”

“Евгений Онегин” и “Капитанская дочка” являются выдающимися произведениями А. С. Пушкина, в которых он выступил новатором во многих отношениях, используя различные приемы и средства художественной выразительности. В частности, он применил один из распространенных в литературе приемов – использование снов и писем, которые мы можем впоследствии встретить в произведениях Достоевского, Толстого, Чернышевского, Чехова.
Сон как способ раскрытия образа героя встречается еще в балладах Жуковского и связан с романтическим миропониманием

и мировосприятием. Сон Татьяны Лариной – это реминисценция сновидения из баллады. Жуковского “Светлана”, поэтому к V главе, в которой Татьяна видит свой вещий сон, взят эпиграф из баллады Жуковского. Письма же – наиболее известный и популярный жанр в русской литературе ХУШ-Х1Х веков.

Не случайно и повесть Пушкина “Капитанская дочка” написана в форме мемуарных записок свидетеля и очевидца крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева – офицером правительственных войск Петром Гриневым.
В романе “Евгений Онегин” письма играют важную композиционную

роль, так как с ними связано использование Пушкиным приема “зеркала” и симметрии в романе.
Первой пишет письмо Татьяна Ларина. Она признается в любви Евгению Онегину, затем следует отповедь героя – это III глава романа, а в VIII главе – все наоборот: письмо пишет Онегин, затем следует отповедь героини. Интересно то, что письма написаны не онегинской строфой, как весь роман (это вставные элементы), в них отсутствует перекрестная, смежная и опоясывающие рифмы. По стилю они тяготеют к открытой форме.

То, что письма написаны не онегинской строфой, свидетельствует об их подлинности, как считал автор, а он только использовал их в своем произведении.
Письмо Татьяны ярко характеризует героиню как типичную девушку своего времени и класса, которая воспитывалась на сентиментальных французских романах. Именно в них она почерпнула идеал возлюбленного, который перенесла на Евгения Онегина. Следует сказать и то, что Пушкин переводит письмо своей любимой героини (“Я должен буду письмо Татьяны перевесть”), так как Татьяна “по-русски плохо знала”, имеется в виду, что писать по-русски она не умела (“Журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном”). Далее автор замечает: “Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык”.

В письме легко читаются ее искренние чувства, не прикрытые лживыми словами. Она с нежностью обращается к Евгению: “милое виденье”, “кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель…”. Татьяна отдала себя полностью во власть Онегина: “То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя…”
Письмо Онегина отличается от Татьяниного. Он, как всегда, “предвидит все”. В этом послании отсутствуют нежные обращения.

И хотя Онегин отдает себя в руки Татьяне, он боится увидеть ее “суровый взор”, то есть он как бы предвосхищает ее реакцию. Письмо Онегина – это письмо светского человека, умеющего вести переписку. В нем нет яркого и пламенного выражения чувств, лишь краткое упоминание о них.

Но Евгений и не мог быть до конца открытым и искренним, так как уже давно испробовал светскую жизнь, познал все, овладел “наукой страсти нежной”, научился лицемерить и скрывать свои чувства. Написание письма само по себе является показателем того, что герой переменился, что его душа не очерствела, что он еще способен на глубокую страсть.
Письма могут сказать многое о героях, об их характерах. Письмо Татьяны разительно отличается от письма Онегина, так же как и их “отповеди”. Получив письмо Татьяны, Онегин “живо тронут был”, а затем “явил души прямое благородство”, предостерегая ее от дальнейших подобных ошибок, и посоветовал ей “учиться властвовать собой”.

В восьмой главе, написав письмо и не дождавшись ответа, герой едет к Татьяне, и тут уже героиня говорит: “Сегодня очередь моя”. Татьяна разговаривает с ним на равных, но при этом она искренна, ее чувства к нему не изменились:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна не изменила своим принципам, она не ответила на любовь Онегина, оставаясь верной своему супружескому долгу.
Сон также играет важную роль в раскрытии образа Татьяны. Ему предшествуют пейзажные зарисовки, описывающие природу в святки (“морозна ночь, все небо ясно…”), а также святочные гадания девушек на женихов. Татьяна собиралась ворожить, как и Светлана из баллады Жуковского, но “стало страшно вдруг” ей, она ложится спать и видит “чудный сон”.

Сновидение Татьяны – это предсказание будущего, скорой гибели Ленского от руки Онегина. Ей снится зимний лес, ручей, через который ее переносит медведь, а затем она – в хижине, где во главе стола сидит Онегин, а рядом с ним “рак верхом на пауке”, “ведьма с козьей бородой”, “карла с хвостиком” и т. д. Татьяна видит сказочных персонажей. Чудовища пируют вместе с Онегиным. Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных.

Сон Татьяны пророческий. Героиня, “верившая преданьям старины”, пытается найти объяснение этому сну в книге Мартына Задеки, но не находит. Она убеждена, что сну суждено сбыться.
Такой же пророческий сон снится и Петру Гриневу в повести “Капитанская дочка”. Этот сон как бы связывает воедино судьбы Гринева и Емельяна Пугачева, заставляет их жизненные пути пересечься. Ему снится, что отец болен, при смерти, но, подойдя ближе к постели за благословением, видит мужика с черной бородой.

Мать говорит, что это его посаженый отец. Петруша отказывается просить благословения у этого мужика. В дальнейшем Пугачев не раз будет помогать Гриневу и Маше Мироновой, став таким образом своеобразным посаженым отцом.

Во сне Гриневу привидятся и события, связанные с его “посаженым отцом”, – восстание крестьян и его кровавое подавление. Все это снится Гриневу во время бурана – символа будущих событий.
В “Капитанской дочке”, помимо сна, мы встречаем и письма, что обусловлено также эпистолярным жанром произведения. Пушкин использует письма, документы, исторические справки, указы – все это помогает читателю прочувствовать атмосферу эпохи 70-х годов XVIII века и стать как бы свидетелем Пугачевского восстания. Письма также способствуют раскрытию характеров героев, играют важную композиционную роль.
В произведении встречается несколько писем отца Гринева. Первое адресовано генералу, к которому едет служить сын. Андрей Петрович соблюдает субординацию, обращаясь к другу молодости.

Он использует официальные выражения; “милостивый государь”, “ваше превосходительство” . Затем присутствуют сразу два письма: одно – сыну, второе – Савельичу, крепостному, приставленному к молодому барину. Отец разгневан на сына за желание жениться и за дуэль, считая это детскими проказами, за которые собирается “проучить путем как мальчишку”. Это письмо является кульминацией в развитии любовной интриги, которая постепенно будет вытеснена на задний план, а на передний план выйдут исторические события и образ Пугачева.

Письмо Савельичу – это письмо разгневанного барина к своему крепостному холопу, который должен был “доносить о сыне и его проказах, следить за ним, но не оправдал оказанного доверия”, поэтому барин грозится “послать его свиней пасти за утайку правды”. Письмо характеризует старого Гринева как истинного помещика-крепостника. Савельич отвечает своему хозяину и пишет письмо в виде челобитной.

Это почтительное письмо обиженного, но с чувством собственного достоинства человека, который верой и правдой служил семье Гриневых. Савельич послушно принимает грозящее ему наказание, он согласен с любым решением, так как “на то боярская воля”. Так же полно искренних чувств и письмо Маши Мироновой к Гриневу, в котором она обращается к нему как к единственному ее покровителю, просит у него защиты и помощи.
В “Капитанской дочке” мы имеем возможность прочитать два, так сказать, официальных документа. Первое – учтивое предложение Ивана Зурина Гриневу расплатиться с долгом. Записка короткая, но предельно ясная.

Второе – секретное сообщение коменданту Белогорской крепости Миронову от генерала с предупреждением о Пугачеве и его наступлении. Письма выдержаны в духе того времени, что помогает передать колорит эпохи, способствует более полному раскрытию характеров героев.
Таким образом, сны и письма в романе “Евгений Онегин” и повести “Капитанская дочка” служат для более полного раскрытия характеров героев, выполняют определенную композиционную функцию, помогают более правдиво показать атмосферу времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сны и письма и их композиционная роль в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и повести “Капитанская дочка”