Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Роман в стихах “Евгений Онегин” – одно из величайших достояний русской литературы 19 века. Каждый, кто читал это произведение, находил для себя что-то новое. В. Г. Белинский по праву назвал роман “энциклопедией русской жизни”.
В “Евгении Онегине” А. С. Пушкин отделил автора от главного героя. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне с другими персонажами. И мироощущение автора отличается от мироощущения его героев.
Поэт в романе поднимает множество проблем: положение человека в обществе,

влияние исторических условий на личность, несчастная любовь, смысл жизни. Особое своеобразие роману придают лирические отступления, в которых автор выражает свое отношение к событиям и героям, а также философствует на различные темы.
На мой взгляд, в лирических отступлениях Пушкин подчеркивает духовную близость себя и главного героя произведения: “Онегин – добрый мой приятель”, “Татьяна милый идеал”. Размышления автора – в первую очередь внесюжетный элемент, с помощью которого повествователь обращается к читателю со страниц книги, при этом определенные идеи высказываются непосредственно,
а не от лица какого-нибудь персонажа.
В “Евгении Онегине” насчитывается двадцать семь лирических отступлений и около пятидесяти различных лирических вставок. Для романа, который сам автор называл “свободным”, очень важна именно такая форма общения с читателем, так как создается ощущение непринужденного разговора на самые разные темы. Так, Пушкин размышляет о любимом занятии – литературе, о желании писать в прозе.
Я считаю, лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина – человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: “Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”. В лирических отступлениях поэт поднимает насущные проблемы его современности, а также обращается к вечным, человеческим вопросам. Чаще всего это связано с любовью:
Любви все возрасты покорны;
Но юным девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури внешние полям.
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют –
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
В другом отступлении Пушкин пишет о романтических литературных героях, которым автор дает свою, особую характеристику:
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.
Поэт обращается и к современному ему обществу, в котором много зависти, наигранности и жестокости. Нередко какая-нибудь нелепость в этом обществе может послужить причиной смерти или убийства человека:
Враги!
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно…
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
Пушкин отказывается от традиционного вступления с обращением к музе, но есть что-то похожее на это в конце седьмой главы:
Да, кстати, здесь о том два слова:
Пою приятеля младого
И множество его причуд
Благослови мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!
Язык лирических отступлений отличается живостью, простотой и выразительностью, что, на мой взгляд, создает непосредственность и дружелюбность по отношению к читателю и героям романа. Через язык повествования автор выражал свое отношение к персонажам. Так, в первой главе, знакомы читателя с Онегиным, Пушкин применил стиль светской речи с ее особенностью “без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка”. Он пользовался французскими, английскими словами, с усмешкой рассказал о воспитании Онегина, о его образовании.

Характеризуя тонкую и впечатлительную натуру Ленского, автор использовал романтическую лексику: “Он с лирой странствовал на свете”, “поэтическим огнем душа воспламенилась в нем”.
Совершенно по-иному автор описывает свою любимую героиню Татьяну. Особая ласка и теплота звучат в его словах. Эпитет милая употребляется очень часто: “Я так люблю Татьяну”, “Татьяна, милая Татьяна”, “и меркнет милой Тани младость”. Также, описывая ее образ, повествователь использует уменьшительно-ласкательные формы слов: “прелестным пальчиком писала”, “голосок звучит”.

Рассказывая о любви девушки, поэт украшает строки эпитетами и метафорами, подчеркивая ее душевные волнения: “пьет, обольстительный обман”, “ланиты мгновенным пламенем покрыты”. Таким образом, различные художественные и стилистические средства удачно использованы Пушкиным для выражения своего отношения к героям и для более точной их характеристики.
Таким образом, можно говорить о том, что автор в романе предстает как человек образованный и мудрый. Он глубок и внимателен к проблемам современного ему общества. Его высказывания настолько ярки и выразительны, что впоследствии стали афоризмами (“быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей..”, “любви все возрасты покорны”, “как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю”).

Автор часто сопереживает своим героям, и он не равнодушен к их судьбам.
Я думаю, “Евгений Онегин” – удивительное произведение, поскольку оно не было похоже на другие ни своей формой, ни содержанием. Особенность романа в его содержательности и актуальности как для века девятнадцатого, так и для наших дней.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”