Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа (о романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)

Пушкин недаром подчеркивал, что он пишет не Роман, а роман в стихах и говорил об этом: «Дьявольская разница». В обычном романе автор как равноправный герой отсутствует. Обычные романы созданы на основе эпического (повествовательного) начала, то есть внимание читателей сосредоточено на историях героев.

Здесь Пушкин вводит как одного из героев самого себя и в степени, равной эпическому, в романе явлено лирическое начало (так называемые лирические отступления).

Сюжет соответствует фабуле, но при этом важно понимать отличие романа

Пушкина от прозаических романов, написанных до него. В романах было принято сначала использовать пролог, затем постепенно возникали экспозиция, завязка действия и развязка. Роман (бессмертное произведение) обязательно завершался эпилогом.

Что делает Пушкин? — у него отсутствует пролог и отсутствует эпилог. Роман (бессмертное произведение) начинается не с экспозиции, а с завязки, затем следует экспозиция (предыстория), по сути, роман имеет две кульминации: объяснения Онегина и Татьяны друг с другом, при этом явная развязка отсутствует.

Вот как сам Пушкин описывал композиционный план романа, указывая

время и место создания соответствующих песен:

«Часть первая

Предисловие

Песнь 1. Хандра (Кишинев, Одесса)

Песнь 2. Поэт (Одесса, 1824)

Песнь 3. Барышня (Одесса, Михайловское, 1824)

Часть вторая

Песнь 4. Деревня (Михайловское, 1825) Песнь 5. Именины (Михайловское, 1825-1826) Песнь 6. Поединок (Михайловское, 1826)

Часть третья

Песнь 7. Москва (Михайловское, П. Б. Малинники, 1827) Песнь 8. Странствие (Москва, Павловское, 1829; Болдино, 1830)

Песнь 9. Большой свет (Болдино, 1830)»


Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа (о романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)