Роль пейзажа в романе “Отцы и дети”
Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
Композиция – построение всего произведения (сюжеты, внесюжетные элементы и вопрос о том, кто ведет повествование и кого можно считать выразителем авторской позиции).
Время в романе разворачивается линейно (действие затрагивает два месяца 1859 года), и только история любви Павла Петровича идет как вставная, не входит в сюжет.
Композиция произведения кольцевая, так как главный герой Евгений Базаров два раза проходит по одному и тому же пути: Марьино – Никольское
В романе присутствуют три крупные пейзажные зарисовки, в которых можно увидеть проявление авторской позиции. Выражается она в основном косвенным способом, например в XI главе с помощью пейзажа читатель может понять позицию Николая Петровича.
Авторская позиция выражается в том, как построен сюжет.
Нет смены рассказчиков, как у Лермонтова в “Герое нашего времени”, нет лирического голоса автора, как в “Евгении Онегине” Пушкина или “Мертвых душах” Гоголя.
В третьей главе читатель встречает первый в романе пейзаж – описание окрестностей дороги в Марьино: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными”. Здесь автор будто рисует два пейзажа. Первый – реальный: “обтерханные” мужики, обглоданные деревья, тощие коровы; а второй – родные края глазами Аркадия, который вдруг почувствовал себя “молоденьким мальчиком”: все “золотисто зеленело”, “заливались жаворонки” и колосилась рожь.
Для Тургенева очень важным было то, что Аркадий может отдаться общему движению жизни. Для него важно и чувствовать, и мыслить, ведь жизнь всегда берет свое, она богаче и больше, чем все теории, чем все, что люди про нее думают.
Пейзаж в романе во многом играет композиционную роль. В этом эпизоде природа помогла снять неловкость между отцом и сыном, возникшую из-за разговора о Фенечке. Тургенев – великолепный пейзажист, зарисовки природы у него получаются одновременно и реалистические, и в высшей степени поэтические.
Как у А. С. Пушкина, у Тургенева соотносятся жизнь природы и людей, например, Базаров, в отличие от Николая Петровича и Аркадия, не видит красоту природы, считает, что природа “не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.
После прочтения описания природы, данного в XI главе, кажется, что автор понимает природу так же, как и Николай Петрович: всматриваясь в детали, замечая нюансы, тонко чувствуя звуки и запахи, герой как бы рассуждает о том, что совершенно невозможно “не сочувствовать природе”. Вечерняя природа необычайно радует глаз, и даже заплата на плече у мимо проезжающего мужика смотрится органично в общей картине. Даже скучные бледно-зеленые стволы осин преобразились, потому что “солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен”.
Тургенев пишет даль синим, как на полотнах художников или в фольклоре: здесь проявляется непосредственная авторская близость и любовь к природе. Можно сказать, что с помощью этой пейзажной зарисовки Тургенев полемизирует с Базаровым. Тургенев показывает, как Базаров обкрадывает себя, когда демонстрирует лишь утилитарный подход к природе (стремится увидеть в природе только пользу).
Для автора великую ценность имеет то, что человек может так сильно чувствовать и так хорошо понимать природу, как Николай Петрович.
Утренний пейзаж перед дуэлью автор описывает отрывисто и легко, стремясь передать энергию и обаяние молодого дня. Для этого он прибегает к уменьшительно-ласкательным вариантам: “тучки”, “барашки”, “паутинки” – все это добавляет легкости и свежести описываемому пейзажу.
Но главный пейзаж романа находится, несомненно, в XXVIII главе, которая выполняет функции эпилога (начинается словами “Прошло шесть месяцев”). Заканчивается роман описанием заброшенного кладбища: “… оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты”. Этот пейзаж перекликается с тем реалистическим вариантом описания земель Кирсановых, который Тургенев дает в самом начале романа.
Автор пишет, как к одной из могил “приходят два уже дряхлые старичка”, и показывает это как что-то естественное и вечное. Для Тургенева здесь важно подчеркнуть, что любовь вечна, что она побеждает даже смерть. Для того чтобы утвердить эту мысль, автор цитирует Пушкина: словосочетание “равнодушная природа” взято из стихотворения “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.
Это стихотворение было написано в 1829 году: в тот период Пушкин много думал о смерти и пытался понять, как имеет смысл принять этот закон жизни и как к нему относиться.
Удивительно то, что все остальные герои живы, но только к умершему Базарову Тургенев привязывает идею вечного примирения и “жизни бесконечной”.