Роль пейзажа в романе “Отцы и дети”

Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Композиция – построение всего произведения (сюжеты, внесюжетные элементы и вопрос о том, кто ведет повествование и кого можно считать выразителем авторской позиции).

Время в романе разворачивается линейно (действие затрагивает два месяца 1859 года), и только история любви Павла Петровича идет как вставная, не входит в сюжет.

Композиция произведения кольцевая, так как главный герой Евгений Базаров два раза проходит по одному и тому же пути: Марьино – Никольское

– дом родителей. Этот маршрут помогает понять контраст между героем первой половины пути и героем второй. Базаров, сталкиваясь с реальностью, понимает, что теория его не универсальна, но все равно пытается бежать от всего, что не вписывается в ее рамки, скрыться за ней от переменчивой действительности.

В романе присутствуют три крупные пейзажные зарисовки, в которых можно увидеть проявление авторской позиции. Выражается она в основном косвенным способом, например в XI главе с помощью пейзажа читатель может понять позицию Николая Петровича.

Авторская позиция выражается в том, как построен сюжет.

Тургенев следует принципу объективности: он редко пользуется прямым авторским словом, показывая по возможности своих героев со всех сторон. Здесь автор пользуется скрытыми приемами, например, сцена дуэли показана глазами Базарова, хоть и дана от автора. Роман написан как повествование от третьего лица, но за фигурой повествователя стоит сам автор.

Нет смены рассказчиков, как у Лермонтова в “Герое нашего времени”, нет лирического голоса автора, как в “Евгении Онегине” Пушкина или “Мертвых душах” Гоголя.

В третьей главе читатель встречает первый в романе пейзаж – описание окрестностей дороги в Марьино: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными”. Здесь автор будто рисует два пейзажа. Первый – реальный: “обтерханные” мужики, обглоданные деревья, тощие коровы; а второй – родные края глазами Аркадия, который вдруг почувствовал себя “молоденьким мальчиком”: все “золотисто зеленело”, “заливались жаворонки” и колосилась рожь.

Для Тургенева очень важным было то, что Аркадий может отдаться общему движению жизни. Для него важно и чувствовать, и мыслить, ведь жизнь всегда берет свое, она богаче и больше, чем все теории, чем все, что люди про нее думают.

Пейзаж в романе во многом играет композиционную роль. В этом эпизоде природа помогла снять неловкость между отцом и сыном, возникшую из-за разговора о Фенечке. Тургенев – великолепный пейзажист, зарисовки природы у него получаются одновременно и реалистические, и в высшей степени поэтические.

Как у А. С. Пушкина, у Тургенева соотносятся жизнь природы и людей, например, Базаров, в отличие от Николая Петровича и Аркадия, не видит красоту природы, считает, что природа “не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

После прочтения описания природы, данного в XI главе, кажется, что автор понимает природу так же, как и Николай Петрович: всматриваясь в детали, замечая нюансы, тонко чувствуя звуки и запахи, герой как бы рассуждает о том, что совершенно невозможно “не сочувствовать природе”. Вечерняя природа необычайно радует глаз, и даже заплата на плече у мимо проезжающего мужика смотрится органично в общей картине. Даже скучные бледно-зеленые стволы осин преобразились, потому что “солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен”.

Тургенев пишет даль синим, как на полотнах художников или в фольклоре: здесь проявляется непосредственная авторская близость и любовь к природе. Можно сказать, что с помощью этой пейзажной зарисовки Тургенев полемизирует с Базаровым. Тургенев показывает, как Базаров обкрадывает себя, когда демонстрирует лишь утилитарный подход к природе (стремится увидеть в природе только пользу).

Для автора великую ценность имеет то, что человек может так сильно чувствовать и так хорошо понимать природу, как Николай Петрович.

Утренний пейзаж перед дуэлью автор описывает отрывисто и легко, стремясь передать энергию и обаяние молодого дня. Для этого он прибегает к уменьшительно-ласкательным вариантам: “тучки”, “барашки”, “паутинки” – все это добавляет легкости и свежести описываемому пейзажу.

Но главный пейзаж романа находится, несомненно, в XXVIII главе, которая выполняет функции эпилога (начинается словами “Прошло шесть месяцев”). Заканчивается роман описанием заброшенного кладбища: “… оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты”. Этот пейзаж перекликается с тем реалистическим вариантом описания земель Кирсановых, который Тургенев дает в самом начале романа.

Автор пишет, как к одной из могил “приходят два уже дряхлые старичка”, и показывает это как что-то естественное и вечное. Для Тургенева здесь важно подчеркнуть, что любовь вечна, что она побеждает даже смерть. Для того чтобы утвердить эту мысль, автор цитирует Пушкина: словосочетание “равнодушная природа” взято из стихотворения “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Это стихотворение было написано в 1829 году: в тот период Пушкин много думал о смерти и пытался понять, как имеет смысл принять этот закон жизни и как к нему относиться.

Удивительно то, что все остальные герои живы, но только к умершему Базарову Тургенев привязывает идею вечного примирения и “жизни бесконечной”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роль пейзажа в романе “Отцы и дети”