Образ московской молодежи начала 20-х годов в романе “Евгений Онегин”
В десятой главе Онегин должен был стать участником Движения декабристов. В этой главе и в “Путешествии Онегина” завязывалась новая общественно-политическая Коллизия вокруг определенного исторического события. С изображения “романического происшествия” па фоне нравов и быта дворянского общества конца 10-х – начала 1!0-х годов внимание Пушкина переключалось на изображение “исторического происшествия” – движения декабристов, в котором должен был принять участие старый герой. “Евгений Онегин” – реалистический
Термин “исторический роман” Пушкин применял к такому роману, в котором “романическое происшествие без насилия входит в раму обширнейшую происшествия исторического”. Такой “рамой обширнейшей происшествия исторического” и явилась десятая глава, рисующая время и движение декабристов. С включением ее “Евгений Онегин” получил бы, на взгляд критики и читателя, все жанровые признаки исторического романа.
Да и сама действительность, изображенная в “Евгении Онегине”, столь животрепещущая в середине 20-х годов, к 1830 г. отошла для
В десятой главе дана, по отзыву Вяземского, “славная хроника” возникновения движения декабристов, раскрывается пушкинская концепция истории: России первой четверти XX в., являющаяся как бы продолжением его исторических заметок 1822 г. Заметки обрываются на упоминании о новейшем Калигуле – Павле; с образа Александра начинаются дошедшие до пас строфы десятой главы. Характеристика Александра 1 дается в Духе эпиграмм Пушкина. Третья строфа обращена к войне 1812 г.:
Гроза двенадцатого года настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?
По поводу этой строфы Н. Л. Бродский питает: “Все фрагменты – прямой антитезис официальной казенно-патриотической истории Отечественной войны. Неподготовленность страны к войне, всяческая расхлябанность, случайность вроде зимы, бескультурье и азиатский политически строй, символизируемый “русским богом”, иронически при водятся как причины отступления в войне с Наполеоном, “Остервенение народа” надо понимать так же, как понимал его Грибоедов в плане драмы “1312 год”: народные массы – единственная сила, со страшным напряжением ВЦ несшая годы войны и нанесшая заключительный удар врагу”.
Итак, славную хронику движения декабристов Пушкин начинает с момента войны 1812 г. и последовавших за лей событий. Как известно, многие декабристы также связи ли возникновение политического заговора в среде передовой дворянской молодежи с патриотическим подъемом, охватившим русский народ в годы смертельной борьбы Наполеоном за независимость родины. Антикрепостнические настроения народных масс также нашли свое отражение в движении декабристов. В девятой строфе Пушкин указывает на значение для декабристов национально-освободительного движения в Испании, Италии и Греции, но усиление международной реакции, возглавляемой Священным союзом, как на одну из причин возмущения передовых русских людей и, наконец, на такой важный показатель обострения политической обстановки в России, как восстание Семеновского полка в 1820 г. Нарисовав картину общественной политической жизни Западной Европы и России такой, как она сложилась к началу 1820 г., Пушкин
Пишет:
Россия присмирела снова, И пуще царь пошел кутить, Но искра пламени иного Уже издавна может быть…
Тот факт, что Пушкин в 1829-1830 гг. вынашивает идею исторического романа о декабристах, подтверждается и отрывком из так называемой “Повести 0 прапорщике Черниговского полка”. Характерно, что хронологически и эта повесть начинается с весны 1825 г., до которой доходит повествование “Евгения Онегина” и с которой, следовательно, должна была начаться в романе тема о декабристах.
Реализм романа “Евгений Онегин” проявился во всестороннем изображении человека, его интеллектуальной, психологической и нравственной жизни. Общественная жизнь, среда и внутренний мир человека изображены в “Евгении Онегине” в их взаимных связях и в удивительно гармонической пропорциональности. Пушкин передает психологические переживания героев романа, но без углубления и психологию. В меру необходимости освещает он духовный мир своих героев, умственную жизнь эпохи.
Вместе с тем Пушкин показывает человека в развитии, в процессе его жизни и притом как человека социально обусловленного, конкретно-исторического.
От романтической поэмы роман Пушкина отличается тем, что в нем широко дан бытовой фон; от нравоучительных бытовых романов 20-30-х годов – глубиной психологического анализа, решением нравственных проблем без назойливого дидактизма; от психологического романа романтической школы – строгой исторической конкретностью и реалистической живописью.