На материале «Тихого Дона»
Художественные творения М. А. Шолохова сродни магическому кристаллу: в новых временных условиях и связях их персонажи вдруг заявляют о себе с ранее скрытой стороны. В современных исследованиях не только во многом по-новому оценивается исходная проблемность его произведений, но и активно разрабатываются прежде не предусматривавшиеся подходы. К числу запретных (гласно или негласно) относилась, например, тема глубокой религиозной укорененности романа-эпопеи «Тихий Дон». Прекрасное знание автором православной обрядности, персонажи, говорящие языком веры, их религиозно насыщенные чувства и мысли свидетельствовали: христианские мотивы были не просто неким художественным обрамлением литературного полотна, но символами поистине концептуальной мощи.
Не всегда эти религиозные символы и мотивы вынесены на поверхность, иные — не надо лукавить — деэстетизируются под «прицельной» критикой воинствующих атеистов. Но они присутствуют, они пронизывают все смысловое поле романа. В том числе и культуру семейных чувств шолоховских героинь — донских казачек.
Каждый народ, нация, этнос имеют свою духовную и бытовую культуру — специфическую систему убеждений и ценностей, обычаев, норм поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются внутриэтнические отношения. Освященные веками элементы такой системы пользуются особым авторитетом, окружены ореолом почитания, передаются из поколения в поколение, включая в себя и наиболее результативные для данного сообщества методы и формы наказания за нарушение вековых традиций.
Важнейшим показателем качества духовной культуры (не только сообщества в целом, но и отдельного человека) является, по общему признанию, эмоционально-чувственная сторона отношений между мужчиной и женщиной. Причем «напряженная диалектическая взаимосвязь» чувственного и духовного в культуре, как отмечал еще немецкий философ Гегель, наилучшим образом выражается через женские характеры, их любовные переживания и поступки, что часто используется авторами художественных творений для развязки или обострения различных коллизий в межчеловеческих отношениях. Именно в женской любви, писал этот «сухой рационалист», наиболее адекватно проявляет себя духовно-нравственная красота или безобразие человека в форме чувств: «Женщины концентрируют и углубляют всю свою жизнь в этом чувстве, находя в нем опору своего существования. И если на них, на их любовь обрушивается несчастье, то они тают, как свеча, гаснущая от первого грубого дуновения»
- Литература. О культуре бытия и культуре его изображения Что такое культура бытия и культура его изображения? Каковы они в настоящее время? Вот проблема, под которой размышляет Сергей Залыгин, известный российский писатель. Автор, рассуждая о культуре вообще, заостряет свое внимание на том, что культура состоит из двух частей, границы между которыми существуют условно. Он с озабоченностью говорит, что».культура нашего бытия несравненно уступает культуре его ... Читать далее...
- Романс на семейных вечерах Как правило, семейные вечера проходят с различным настроением и различным эмоциональным накалом. В моменты мягкого, лирического состояния более прочих были бы предпочтительны романсы на стихи А. А. Фета. В моменты эмоционального подъема, связанного с драматическими переживаниями более подходящими были бы романсы вроде «А напоследок я скажу…», шансон «Ваше благородие госпожа разлука…» или вообще не романсы, ... Читать далее...
- Классный час о семейных ценностях, 2 класс Классный час во 2 классе на тему: Дом, в котором я живу Классный руководитель: Шибанова Ольга Петровна, МБОУ «Пригородная средняя общеобразовательная школа», п. Новый Свет, Гатчинский район, Ленинградская область. Класс: 2 Цель. Подвести детей к пониманию того, что семья строится на любви и уважении друг к другу; обобщить знания о семейных ценностях; обозначить роль семьи ... Читать далее...
- О пошлости в романе «Воспитание чувств» Г. Флобера «Удивительно, как мне претит описывать современных буржуа!» — жаловался писатель в одном из своих писем. А в декабре 1866 г. он написал следующее: «Меня приводит в отчаяние убеждение, что я делаю вещь бесполезную, …противоречащую целям Искусства…» Речь шла о романе «Воспитание чувств», над которым Флобер в то время работал с привычным упорством и с крайним ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению Флобера «ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ» &;#124; ФРЕДЕРИК МОРО ФРЕДЕРИК МОРО Фредерик Моро — главный герой романа. Моро лишен энергии и предприимчивости. Сын провинциальных буржуа, он бездеятелен, пассивен, склонен к мечтательности. С образом Моро в роман входит тема, связанная с показом измельчания чувств и падения нравов, обусловленных деградацией буржуазного общества. По словам Флобера, Моро оказался человеком «праздного ума и бездействия». Фредерик Моро пытается утвердить ... Читать далее...
- Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене? Роман «Айвенго» (1820) занимает особое место в творческой биографии В. Скотта. К этому времени романист написал несколько шотландских романов и решил обратиться к английскому и европейскому материалу. «Айвенго» также открывает цикл романов о средневековье и о крестовых походах («Талисман», «Граф Роберт Парижский», «Квентин Дорвард»).»Айвенго» был создан в течение трех месяцев, хотя в отличие от предшествующих ... Читать далее...
- Органы чувств. Регуляция деятельности организма Вопрос 1. Каково значение органов чувств для животного? Наличие органов чувств позволяет животному организму получать различную информацию из окружающей среды, реагировать на нее, определять характер собственных действий в данной ситуации. Вопрос 2. Докажите, что без органов чувств животное не выживет. Без органов чувств животное не сможет получать информацию об окружающей его среде, состоянии своего организма, ... Читать далее...
- Проблема семейных отношений в новелле Франца Кафки «Перевоплощение» «… Я живу в своей семье более чужим, чем самый чужой». Ф. Кафка. Выдающийся австрийский писатель-модернист Франц Кафка (1883-1924) с раннего детства чувствовал болезненную любовь-ненависть к отцу, который отмечался очень деспотичным характером, был для семьи настоящим тираном. Франца он упрекал в бесталанности, упрекал неумением «крутиться» в жизни. Неспособный оказать отцу активное сопротивление, Франц все же ... Читать далее...
- Как природа помогает понять мир человеческих чувств? Природе отведена роль колыбели жизни. Она стала местом и объектом зарождения жизни человечества. Между человеком и природой образовалась неразрывная связь, соответственно, он отдельно от природы существовать не сможет. Это приведет к его гибели. Именно поэтому людям нужно искать пути гармоничного взаимодействия с природой. Прежде всего, каждый из нас обязан ее беречь. По убеждению Куприна, исключительно ... Читать далее...
- Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? А. Н. Островский Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из «Грозы» и Ларисы Огудало-вой из «Бесприданницы». В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини ... Читать далее...
- ПОХОЖИЕ СУДЬБЫ ГЕРОИНЬ А. С. ПУШКИНА Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом » Евгений Онегин «, любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах он невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…» Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы ... Читать далее...
- Об обучении культуре радости Нужно учиться культуре радости — вот нравственная проблема, над которой размышляет В. Н. Никляев. Автор считает, что в настоящее время люди не умеют замечать радости жизни. Все вокруг стесняются своих чувств, боятся проявить радость. Люди видят только плохие стороны жизни: грусть, печаль, разочарование. И это вызывает у В. Н. Никляева озабоченность. По мнению автора, чтобы ... Читать далее...
- Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова «Обломов» Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова «Обломов» В центре романа И. А. Гончарова «Обломов» находится фигура Ильи Ильича Обломова — помещика «лет тридцати двух-трех от роду». В произведении описывается его жизненная история, его судьба, раскрывающая не только индивидуальность героя, но и дающая портрет поколения Обломова, эпохи, в которую ему выпало жить. Большую, в ... Читать далее...
- Сравнение двух героинь — сестер Татьяны и Ольги Пушкин вводит в роман двух героинь — сестер Татьяну и Ольгу. Но этот неуловимый образ тоненькой девочки, который возникает в воображении читателя — словно антипод младшей сестры Ольги, черты которой можно обнаружить в любом романе того времени. Фривольность стиха, в котором описывается Ольга, вдруг сменяется серьезной интонацией: Позвольте мне, читатель мой, Заняться старшею сестрой. И ... Читать далее...
- Аксинья одна из замечательных героинь романа «Тихий Дон» Правдивость и прямоты были в ее характере. Вот например, сидят за одним столом Григорий и Степан. Когда Аксинья увидела их вместе, в глазах ее «плеснулся ужас». Муж с ненавистью и тоской предлагает ей выпить за долгую разлуку. Он хорошо знал, ради кого пришел к ним этот человек. Аксинья Отказывается: «- Ты же знаешь… — Я ... Читать далее...
- Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых? По пьесе А. Н. Островского Гроза Семейство Кабановых — это маленькое «темное царство», в котором господствуют самодурство и диктаторство, безволие и страх, жестокость и унижение человеческого достоинства. В этом доме нет ни любви, ни взаимопонимания… Глава дома Кабановых — Марфа Игнатьевна, властная купчиха, деспот и самодур, который не упускает возможности упрекнуть и унизить своих домочадцев. Ее сын Тихон, человек безвольный и ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Мое отношение к физической культуре» Сочинение на тему «Мое отношение к физической культуре» Мое отношение к физической культуре Изменился мир за последние 20 лет, изменились взгляды. И дети наши больше у мониторов компьютера, не отстают от них и взрослые. И им практически некогда заниматься детьми. Физическая культура потеряла свою массовость среди населения. И сегодня этот вопрос более чем актуален. Ведь ... Читать далее...
- Традиционное и нетрадиционное в русской культуре XVI века В XVI в. древнерусская культура претерпела целый ряд принципиальных изменений, которые отразились во всех ее составляющих частях и функциональных сферах, в ее строении как ценностно-смыслового единства. Эти изменения, естественно, коснулись и литературы (как неотъемлемой и важной составляющей культуры Древней Руси), впрочем, сохранявшей, как и в предыдущие века, синкретический характер и не отделявшей себя от своего ... Читать далее...
- Похожа ли Маргарита на героинь предшествующей литературы или это новый тип героини? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) При чтении «Мастера и Маргариты» далеко не сразу понятно название романа. Этих героев М. А. Булгаков вводит в сюжет лишь ближе к середине повествования. Образ Маргариты сначала представляется из рассказа самого Мастера о возлюбленной. До встречи с ним она чувствовала себя невероятно одинокой, несмотря на внешнюю устроенность жизни. В один из дней Маргарита шла по ... Читать далее...
- Сравнительная характеристика героинь Катерины и Варвары по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Драма «Гроза», созданная Александром Николаевичем Островским, — наиболее значительное и основательное произведение, ставшее итогом первой половины творчества автора. В драме Островский прибег к своей любимой тематике, изобразив семейно-бытовой конфликт с точки зрения внутреннего драматического развития, дав ему решительную развязку и, таким образом, он впервые вышел за границы комедийного жанра. В своем произведении автор изобразил более ... Читать далее...
- Противоборство разума и чувств Выбранная тема сочинения «Противоборство разума чувств» не могла не заинтересовать меня, так как именно она была актуальна и остается такой по сей день. Совершая поступки, продиктованные чувствами, в нашей памяти остаются те самые любимые, сокровенные моменты жизни. Мы готовы обменять секунды блаженства с дорогими нам людьми на тяготы последствий. Все же, я думаю, в этой ... Читать далее...
- Сочинение на тему: ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СОНЕТАХ ШЕКСПИРА Творчество Вильяма Шекспира составляет целую эпоху в развитии всей мировой литературы. Переосмыслив и углубив все то, что воспринял от своих предшественников, поэт и драматург нашел для современных ему чувств, мыслей и проблем настолько глубокое выражение, что его произведения пережили автора и до сих пор не утратили своей художественной и идейной жизненной ценности. Наследие великого писателя ... Читать далее...
- Любовь — космическое чувство (сочинение-размышление о гармонии чувств) О самом возвышенном из человеческих чувств иногда приходится слышать: зов любви — это зов самой природы. Тем самым как будто утверждается, что нужно просто довериться такому чувству. Ведь по природе нет и не может быть безнравственной любви. Это ситуация, когда не мы, а нас выбирают. Такая любовь не обращает внимания ни на какие внешние обстоятельства. ... Читать далее...
- Человек и человечество в древнегреческой культуре Понятие личности входит в культуру любого народа лишь на определенном этапе развития. В первобытном обществе (по крайней мере на ранних стадиях его развития) человек вообще не осознавал или почти не осознавал своего «Я». Он был слит со своей общностью (стадом ли, племенем ли), он растворялся в ней без остатка — и даже не думал об ... Читать далее...
- Постмодернизм в культуре Запада и Востока Типы культурного сознания ХХ века — модернизм и постмодернизм — возникают в ситуации мировоззренческого кризиса, когда сомнению подвергается позитивистская философия, с присущим ей культом разума. Но культура второй половины ХХ века обладает таким качеством, как постмодернистская чувствительность, которая представляет собой «специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, «мира децентрированного», представляющегося сознанию ... Читать далее...
- Фредерик Моро герой романа Г. Флобера «Воспитание чувств» «Жизнь должна быть непрерывным воспитанием. Всему нужно учиться — учиться говорить так же, как учиться умирать», — писал Флобер. Воспитанию, а точнее, жизни, формирующей опыт, посвящен этот роман. Молодой провинциал Фредерик Моро приезжает в Париж; он длинноволос, романтичен, декламирует меланхолические стихи и сетует, что счастье, которого заслуживает его возвышенная душа, так запаздывает. Его друг советует ... Читать далее...
- Пушкин в культуре и литературе Пушкин — то уникальное явление в истории Человечества, которое не прекращает волновать умы людские и после смерти поэта. Трепетно созерцаем мы автопортреты, оставленные писателем — их 91. Очевидно: поэт обладал чувством юмора и не стеснялся преувеличить внешние недостатки своего облика. Пронзительно вглядываемся мы в портреты Пушкина, написанные кистью живописцев: Ж. Вивьеном, В. Тропининым, О. Кипренским, ... Читать далее...
- Поэзия Пушкина — «союз волшебных звуков, чувств и дум» Пушкин А. С Поэзия Пушкина — «союз волшебных звуков, чувств и дум» … Чувства добрые я лирой пробуждал… А. С. Пушкин «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук напоминает собой многие дни нашей жизни». Удивительно верные слова нашел. А. Блок для выражения сущности творчества Пушкина, его солнечной жизнеутверждающей поэзии. Еще с детских лет ... Читать далее...
- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 5 КЛАССЕ «Т. Б. Низкий старт. Эстафета» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЮБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛЮБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 5 КЛАССЕ «Т. Б. Низкий старт. Эстафета» ПОДГОТОВИЛА Учитель физической культуры Кононова Надежда Викторовна Любино 2014 Технологическая Карта урока. Тема «Т. Б. Низкий старт. Эстафета» Результаты деятельности: 2.1 . Личностные (ЛР ): Стремление к получению новых ... Читать далее...
- Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза» Драма Александра Николаевича Островского » Гроза » — самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя. В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. В «Грозе» драматург нашел характер более значительный, че в ... Читать далее...
- О культуре общения План 1. Роль общения в жизни людей. 2. Общение человека с другими людьми: А) цени свое и чужое время; Б) умей выслушать другого. 3. Будь внимательным собеседником! Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. А. Сент-Экзюпери Без общения человек не может жить. Да, иногда хочется побыть в одиночестве, иногда надоедает большое количество людей. Но ... Читать далее...
- Христианская составляющая в культуре раннего Средневековья В культуре раннего Средневековья христианское вероучение представлено двумя видами текстов: Священным Писанием и произведениями отцов церкви. В состав Святого Писания входят два конфессионально различных, но генетически связанных друг с другом комплекса книг — Ветхий Завет и Новый Завет. «Завет» — это союз, в данном случае союз Бога с некой избранной частью человечества, но смысл этого ... Читать далее...
- Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств (Франческо Патрици ) Познание подразумевает осуществление процесса, связанного с постижением действительности и приобретением знаний. Еще древние люди предпочитали заниматься наблюдением за чем-то новым, таким образом, приобретая полезные сведения, касающиеся окружающего их мира, и познавая неизведанное. Однако возникает логичный вопрос, зачем человеку необходимо это делать? Что является силой, подталкивающей его к занятиям познавательной деятельности? Для всякого познания источником является ... Читать далее...
- Н. С. Гумилев. Старина. Проследите за «сменой мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение» Говоря о существе поэзии, Гумилев отмечал следующие ее «отделы»: фонетику («звуковую сторону стиха» — «ритм, рифму, сочетание гласных и согласных»), стилистику («сочетание слов»), композицию («интенсивность и смену мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение»). Можно ли сказать, что в стихотворении «Старина» названные особенности гармонически сочетаются? Вновь и вновь перечитывая стихотворение «Старина», мы убеждаемся в том, ... Читать далее...
- ПОХОЖИЕ СУДЬБЫ ГЕРОИНЬ А. С. ПУШКИНА (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пе- ром. Поэт с любовью описывает ее внеш- ность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах он невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татья- на, милая Татьяна! С тобой теперь я сле- зы лью…» Часто говорят о «тургеневских девушках». ... Читать далее...
- Конспект урока окружающего мира «Путешествие в страну чувств» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 132 «Детский сад присмотра и оздоровления» Кемеровская область г. Кемерово Конспект урока окружающего мира «Путешествие в страну чувств» Подготовила Педагог-психолог Аксенова Марина Леонтьевна Г. Кемерово Цель: закреплять знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, злость, испуг и удивление. Учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об ... Читать далее...
- МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ОЛЕСЯ» МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ОЛЕСЯ» Произведения А. И. Куприна отмечены глубоким проникновением в законы жизни и одновременно восхищением ее энергией и богатством. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижений, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость. Одно из главных чувств в мире купринских ... Читать далее...
- Глубина и искренность чувств в поэзии Александра Пушкина Лирический герой, сама по себе лирика — это осмысленный в слове духовный мир поэта. Лирический герой выражает мысли, чувства, стремления, свойственные не только автору, но и всему человечеству. Автор лирических стихов в образной системе как бы воспитывает в читателе присущее ему самому новое мировоззрение . Когда поэт говорит о себе, это самая точная характеристика. «…Юноша ... Читать далее...
- О культуре речи Проблемы культуры речи В повседневной жизни нашу речь засоряют канцелярские штампы. Это устойчивые словосочетания, которые прочно вошли в наше сознание, они у нас «на слуху», и нам удобно ими пользоваться. Но что мы имеем в результате? Рассмотрим несколько проблем, представленных в тексте. Проблема первая. Большое число канцелярских штампов засоряет язык, делает речь невыразительной, бедной по ... Читать далее...
- О культуре речи по высказыванию Ожегова Я считаю, что С. И. Ожегов прав, говоря о том, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами языка», и уверена, что эта тема очень важна и актуальна в наше время. Люди отличаются от любых других существ тем, что имеют разум. А если мы умеем мыслить, то ... Читать далее...
Языческое и православное в культуре семейных чувств шолоховских героинь