Литература. О культуре бытия и культуре его изображения
Что такое культура бытия и культура его изображения? Каковы они в настоящее время? Вот проблема, под которой размышляет Сергей Залыгин, известный российский писатель.
Автор, рассуждая о культуре вообще, заостряет свое внимание на том, что культура состоит из двух частей, границы между которыми существуют условно. Он с озабоченностью говорит, что”.культура нашего бытия несравненно уступает культуре его изображения”.
Писатель уверен, что разрыв между культурой изображения и “культурой нашего бытия” неизбежен.
С одной стороны я разделяю точку зрения российского прозаика, но с другой – нет. Вспомним литературу фантастического жанра. Она однозначно опережает культуру бытия.
Например, писатель Жюль Верн был необычайно прозорливым специалистом, как мы сейчас бы сказали, в области технического прогнозирования. Он предвидел появление подводных лодок и авиации, звукового кино и дальнобойной артиллерии. На мой взгляд, такое “опережение” очень полезно человечеству.
А вот то, что преподносит современному зрителю современное телевидение, несомненно,
Кому нужна сказка о несбыточной мечте?! В Интернете нашла данные соцопроса, подтверждающие мои худшие предположения: сотни несостоявшихся “золушек – принцесс”, не нашедшие свой идеал, впадают в депрессию или решаются на суицид.
Таким образом, могу сделать вывод, что культура изображения жизни должна быть правдивой, готовить молодежь не к сказочной жизни, а суровым испытаниям.
Related posts:
- Высказывания и афоризмы о красоте и культуре Цитаты, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки Знание, наука, искусство Высказывания и афоризмы о красоте и культуре Красота – это королева, которая правит очень недолго. Сократ * * * Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А. П. Чехов * * * В человеке должно быть все прекрасно: и […]...
- Сочинение на тему: “Мое отношение к физической культуре” Сочинение на тему “Мое отношение к физической культуре” Мое отношение к физической культуре Изменился мир за последние 20 лет, изменились взгляды. И дети наши больше у мониторов компьютера, не отстают от них и взрослые. И им практически некогда заниматься детьми. Физическая культура потеряла свою массовость среди населения. И сегодня этот вопрос более чем актуален. Ведь […]...
- Мои размышления о культуре эссе Существует очень много Определений культуры. Сравнивая словарные статьи и высказывания разных авторов, философов, ученых, писателей и др., я пришла к выводу, что Культура – это путь духовного развития человечества. Духовное развитие я понимаю как стремление к совершенству, и путь духовного развития человечества – это, с одной стороны, конечная цель этого пути – совершенство, с другой, […]...
- План сочинения: Трагизм бытия в поэтическом творчестве Бродского Трагизм бытия в поэтическом творчестве И. А. Бродского Стихи Бродского ранней поры отличаются повышенной эмоциональностью, приподнятостью лексики и речевых оборотов. Но к середине 60-х годов в поэтике Бродского намечаются новые стилевые тенденции. Взгляд поэта на мир изменился. И картина действительности отражает уже не восторженное романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом […]...
- О смысле человеческого бытия Для чего человек живет, в чем смысл человеческого бытия – вот проблема, над которой размышляет в рассказе “Господин из Сан-Франциско” Нобелевский лауреат, русский писатель И. А. Бунин. Зачем и для чего жить? Это один из острейших вопросов, над которым спорили, спорят и будут спорить философы, писатели, поэты. Им интересовались как Сократ, так и Бердяев, как […]...
- Смысл человеческого бытия Для чего человек живет, в чем смысл человеческого бытия – вот проблема, над которой размышляет в рассказе “Господин из Сан-Франциско” Нобелевский лауреат, русский писатель И. А. Бунин. Зачем и для чего жить? Это один из острейших вопросов, над которым спорили, спорят и будут спорить философы, писатели, поэты. Им интересовались как Сократ, так и Бердяев, как […]...
- Об обучении культуре радости Нужно учиться культуре радости – вот нравственная проблема, над которой размышляет В. Н. Никляев. Автор считает, что в настоящее время люди не умеют замечать радости жизни. Все вокруг стесняются своих чувств, боятся проявить радость. Люди видят только плохие стороны жизни: грусть, печаль, разочарование. И это вызывает у В. Н. Никляева озабоченность. По мнению автора, чтобы […]...
- Постмодернизм в культуре Запада и Востока Типы культурного сознания ХХ века – модернизм и постмодернизм – возникают в ситуации мировоззренческого кризиса, когда сомнению подвергается позитивистская философия, с присущим ей культом разума. Но культура второй половины ХХ века обладает таким качеством, как постмодернистская чувствительность, которая представляет собой “специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, “мира децентрированного”, представляющегося сознанию […]...
- В чем особенности изображения внутреннего мира героев литературы 19 века (Литература XIX века) Каждый писатель девятнадцатого века стремился показать персонажа, который отличался от других и был наделен какими – то способностями. Таким писателем был Л. Н. Толстой. У него были блестящие способности во всех областях знаний. На его счету много замечательных произведений, также его знаменитая трилогия “Детство. Юность. Отрочество”. Повесть “Юность” с необыкновенной глубиной и искренностью передает нравственные […]...
- Поиски смысла бытия в лирике Федора Тютчева Тютчев – великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место. Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление “вечного” и […]...
- Раздумья о смысле человеческого бытия (по лирике О. Хайяма) (2) Омар Хайям – великий представитель литературы Востока, создатель одного из самых сложных жанров таджикско-персидской поэзии – рубай. Рубай – это оригинальные философско-лирические четверостишия, в которых три строки рифмуются между собой. Изначально они объединялись в тематические группы и исполнялись как куплеты одной песни, разделяемые паузой. Поэзия О. Хайяма отличается напевностью и ритмичностью, мастерски построенными поэтическими фразами, […]...
- Традиционное и нетрадиционное в русской культуре XVI века В XVI в. древнерусская культура претерпела целый ряд принципиальных изменений, которые отразились во всех ее составляющих частях и функциональных сферах, в ее строении как ценностно-смыслового единства. Эти изменения, естественно, коснулись и литературы (как неотъемлемой и важной составляющей культуры Древней Руси), впрочем, сохранявшей, как и в предыдущие века, синкретический характер и не отделявшей себя от своего […]...
- Как в стихотворении “Вновь я посетил…” воплощается мысль о цикличности бытия? Как в стихотворении “Вновь я посетил…” воплощается мысль о цикличности бытия? Характеризуя авторскую позицию, подчеркните, что А.С. Пушкин утверждает идею о преемственности поколений, связи бытия человека и природы, цикличности жизни. Главный закон существования определяет гармоничность окружающего нас мира. Отметьте, что идея вечного обновления, торжества жизни свидетельствует о мудрости пушкинского лирического героя, верном понимании им смысла […]...
- Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева Ф. И. Тютчев, несомненно, великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают, конечно, всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место. Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается […]...
- Сочинение-рассуждение на тему “неизменность бытия” Мир изменяется. С каждым годом уходит одно, приходит другое. Но существуют понятия, которые не подвластны времени. Они были, есть и будут. В тексте автор поднимает проблему неизменности бытия. Бренность жизни заставляет иногда задумываться нас о том, каким будет мир без нас. Изменится ли он? Или все останется на своих местах через сто, двести, триста лет? […]...
- О культуре речи по высказыванию Ожегова Я считаю, что С. И. Ожегов прав, говоря о том, что “высокая культура речи – это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами языка”, и уверена, что эта тема очень важна и актуальна в наше время. Люди отличаются от любых других существ тем, что имеют разум. А если мы умеем мыслить, то […]...
- Конспект урока по ОРКСЭ “Искусство в религиозной культуре” Тема: Искусство в религиозной культуре (ислам, христианство) Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Цели по содержанию урока: 1. Дать детям представление о том, что в большинстве случаев предметы искусства, находящиеся в священных сооружениях разных религий, связаны с данными религиями; познакомить учащихся […]...
- Образ Раскольникова: мучительные вопросы бытия Раскольникову близок Наполеон. Мерилом всех ценностей для Раскольникова становится собственное “я”. Позже он будет утверждать, что “необыкновенная” личность “имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует”. Разрешение “на кровь по совести”, но ради “разрушения настоящего […]...
- Тест по теме “Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре” – Скачать МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 ИМ. ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ В. С. КОРОЛЕВА Г. ТУЛЫ Методическое объединение учителей предметов гуманитарного цикла Тест по теме “Импрессионизм и постимпрессионизм В художественной культуре” Выполнила: Антонова Ю. В., Учитель истории, обществознания, МХК Высшей квалификационной категории Проверила: Гордеева О. К. Учитель русского языка и литературы Высшей квалификационной категории […]...
- Традиции и новшества в культуре России 17 века 17 столетие, Россия, точнее – все еще “Русь”. Общество и государство, закрытые от иноземных контактов и влияний на протяжении многих веков, начинают потихонечку, по миллиметру буквально, выглядывать из толстой своей раковины, как улитка, тревожно и неохотно, расправляет “рожки” и “глазками”, каждый миг готовая нырнуть обратно и закрыться навеки. Культура Руси очень консервативна и традиционна. Образ […]...
- Открытый урок по физической культуре: “Волейбол” для 7 класса Ямало-Ненецкий автономный округ Г. Губкинский Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4 Открытый урок по физической культуре: Волейбол для 7 класса Разработала: учитель физической культуры Салахова Гульнара Асгатовна Конспект урока по физической культуре для 7 класса. Раздел: Волейбол Тип урока: комбинированный Тема урока: Совершенствование технико-тактической подготовки в волейболе. Цель урока: Способствовать закреплению технических […]...
- Открытое внеклассное мероприятие по физической культуре во 2-х классах “Веселые старты” План – конспект соревнований. Чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься нужно нам! Цель: – пропаганда здорового образа жизни. Задачи: – развитие личности на основе овладения физической культурой; – воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления. Инвентарь: волейбольные мячи, скакалки, сетки, теннисные ракетки, набивные мячи, эстафетные палочки. Место проведения: […]...
- Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока “Двенадцать” Имя А. А. Блока тесно связано в сознании читателя с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже 19-20 вв., обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературное множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место. Своеобразие поэзии […]...
- Сочинение на тему: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Я думаю, что следует выбирать такую тему разговора, чтобы увлечь присутствующих и чтобы каждый мог высказаться. Интимных вопросов, с моей точки зрения, касаться следует только в узком семейном кругу. Рассказывать шутки надо очень осмотрительно, чтобы не обидеть кого-то из присутствующих. Надо деликатно возражать собеседнику. Не годится отвечать отрывисто “да”, “нет”, следует […]...
- Сочинение на тему: В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Нас, учителей, очень тревожит, что некоторая, пусть относительно небольшая, часть выпускников общеобразовательных школ плохо владеет языком. Иногда можно слышать или читать бледную, невнятную, искалеченную речь. Когда я слышу такую жалкую, искаженную речь, мне кажется, что в хорошем концертном зале играют на расстроенной скрипке или пытаются вырезать из дерева фигуру […]...
- Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и ученый, Иоганн Вольфганг Гете в истории мировой культуры оставил свой след, прежде всего как поэт. Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском произведении-трагедии ” Фауст ” художник изложил свои размышления о смысле жизни, что он видел в деяниях во имя человека. Трагедия “Фауст” – […]...
- Размышления Фроста над трагедией человеческого бытия В своих стихах Фрост стремился уравновесить противоположные и даже вражеские стихии с тем, чтобы достичь гармонии бытия. В эссе “Движение, которое происходит в стихе” он назвал поэзию “мгновенностью истины на фоне хаоса”. Стремясь к такой высокой цели, Фрост пренебрегал всем, что связано со злободневностью поэзии. Мир дрожит от катастроф, гремит Вторая мировая война, а поэзия […]...
- В чем причины трагизма человеческого бытия? (по рассказу Е. Замятина “Пещера”) Достойно прожить отведенный провидением срок – это, наверное, главная и самая сложная задача, стоящая перед каждым отдельным человеком, а также перед обществом в целом. Не зря с давних времен народ задумывался об этом, оформляя плоды своих размышлений в пословицы и поговорки (“жизнь прожить – не поле перейти”). Искусство всеми доступными ему методами пыталось отыскать ответы […]...
- Роман Сартра “Тошнота” – художественное осмысление тотальной абсурдности бытия Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра – проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является “для-себя-бытие”. “Для-себя-бытие” – высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через “для-другого-бытие” – различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему “другого”. […]...
- О культуре изучения произведения К вопросу о жанре В результате освоения обязательного минимума предмета “Литература”, определенного государственным стандартом общего образования (Вестник образования России. 2004. № 14), ученик должен уметь определить род и жанр художественного произведения. Понятие рода литературы отрабатывается в 8-м и 9-м классах, в учебниках есть соответствующие статьи. А вот с понятием “жанр” ученик имеет дело на протяжении […]...
- Христианская составляющая в культуре раннего Средневековья В культуре раннего Средневековья христианское вероучение представлено двумя видами текстов: Священным Писанием и произведениями отцов церкви. В состав Святого Писания входят два конфессионально различных, но генетически связанных друг с другом комплекса книг – Ветхий Завет и Новый Завет. “Завет” – это союз, в данном случае союз Бога с некой избранной частью человечества, но смысл этого […]...
- О культуре общения План 1. Роль общения в жизни людей. 2. Общение человека с другими людьми: А) цени свое и чужое время; Б) умей выслушать другого. 3. Будь внимательным собеседником! Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. А. Сент-Экзюпери Без общения человек не может жить. Да, иногда хочется побыть в одиночестве, иногда надоедает большое количество людей. Но […]...
- Языческое и православное в культуре семейных чувств шолоховских героинь На материале “Тихого Дона” Художественные творения М. А. Шолохова сродни магическому кристаллу: в новых временных условиях и связях их персонажи вдруг заявляют о себе с ранее скрытой стороны. В современных исследованиях не только во многом по-новому оценивается исходная проблемность его произведений, но и активно разрабатываются прежде не предусматривавшиеся подходы. К числу запретных (гласно или негласно) […]...
- Сочинение на тему, творчество в науке, или, творчество в искусстве,, помогите плиз Творчество в искусстве и в жизни Говоря о проблеме творчества, нельзя не коснуться очень интересной проблемы, выдвинутой русскими мыслителями – проблемы “теургии”. Дело в том, что высшие достижения культуры не суть новое бытие, новая жизнь – они несоизмеримы с творческим порывом, с творческим заданием. Творческий порыв, направленный ввысь, пресекается тяжестью этого мира и направляется вниз. […]...
- Глобальные вопросы человеческого бытия в произведениях А. Чехова А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя “болезнь” одного человека, он диагностирует “болезни” мира. В самом начале рассказа ” Ионыч ” автор показывает нам молодого деятельного доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, привыкая к рутинной повседневной жизни, он […]...
- В каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения? Во многих произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения. Существуют такие понятия, как грибоедовская и булгаковская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург. Так в пьесе Н. В. Гоголя “Ревизор” назван условный город N, потому что автор хотел обобщенно показать пороки всех городов России и нещадно высмеять их за то, что там царят запустение, разруха, произвол […]...
- Каковы основные аспекты изображения культуры повседневности в дворянской семье Лариных (Пушкин “Евгений Онегин”)? Каковы основные аспекты изображения культуры повседневности в дворянской семье Лариных (А. С. Пушкин “Евгений Онегин”)? При составлении развернутого плана работы над сочинением выявите основные факторы, определяющие своеобразие созданного в романе жизненного уклада дворянина (социально-исторические, идеологические, культурные). Подчеркните зависимость жизненного уклада семьи Лариных от социального положения, достатка и места их проживания. Покажите регламентированность значимых событий (бракосочетание, […]...
- В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки, и в чем эти произведения можно сопоставить с щедринским “Премудрым пискарем”? Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина не единственное произведение отечественной классики, объектом изображения которого являются социальные пороки. Например, многие герои поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” так же, как и пискарь, стали символами негативных явлений общества. Однако если М. Е. Салтыков-Щедрин воплотил разные пороки в одной маленькой рыбке, то каждый гоголевский персонаж символизирует отдельный социальный порок: Манилов […]...
- Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” На предыдущих уроках мы говорили о Петербурге Гоголя, анализируя содержание, идею и композицию повести “Невский проспект”. Сегодня нам предстоит, надеюсь, интересная работа с языковыми средствами изображения “города-обмана” в повести. Вспомним, к каким выводам мы пришли, анализируя композицию “Невского проспекта”. Произведение состоит из трех частей: первая часть – реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга; вторая – […]...
- Объясните своеобразность изображения темы любви в трагедии “Фауст” Гете Охарактеризуйте образы Фауста и Маргариты План ответа 1. Проблематика трагедии “Фауст”. 2. Тема любви, особенности ее решения в произведении. 3. Образ Маргариты, его значение для понимания трагедии “Фауст”. “Фауст” Гете принадлежит к тем вершинным произведениям, которые не только отображают духовную жизнь человека, а и самые оказывают содействие духовному развитию человечества. Эта трагедия стала итогом многолетних […]...