Характеристика персонажей в комедии Гоголя «Женитьба»
Центральный момент первого действия — последовательное появление в доме Агафьи Тихоновны искателей «счастья». С удивительным художественным лаконизмом писатель создает необыкновенно выразительные портреты героев. С первых фраз, произнесенных действующим лицом, становятся ощутимыми характерные черты его облика.
Коллежский асессор Яичница пришел па смотрины между делом, не намереваясь здесь долго задерживаться. «Пожалуй, пождать — подождем,- заявляет он сразу же после прихода,- как бы только не замешкаться. Отлучился ведь
Брак, по его убеждению, дело, в общем, довольно несложное. Чем быстрее окончатся всякие «формальности», тем лучше, и вовсе не следует тратить на них много времени. «Вот за что не люблю сватаний, пойдет возня: сегодня нельзя, да пожалуйте завтра, да еще послезавтра на чашку, да нужно еще подумать. А ведь дело дрянь, ничуть не головоломное».
Выбор
Были бы только статьи прибавочные в хорошем порядке».
Появившись в доме Агафьи Тихоновны, не успев даже еще познакомиться с невестой, Яичница дотошно, по списку проверяет предназначенное в приданое имущество. Забота о материальной выгоде, неразборчивая меркантильность — характернейшая черта Яичницы. Он полон желания приобрести ценности, обеспечивающие ему уют и довольство.
Больше всего беспокоит его, чтобы не было обмана по части «прибавочных статей». Это основное, а остальное приложится. Услышав от Кочкарева категорическое заявление о том, что за невестой нет никакого приданого, Яичница решительно и бесповоротно отказывается от «притязаний» на руку и сердце Агафьи Тихоновны.
Чувствуя себя обманутым в своих «лучших» ожиданиях и надеждах, Яичница поносит не только сваху, по и невесту, внимания которой он только что добивался; в ругани он изливает свое огорчение и негодование по поводу расстроившегося «дела».
Лейтенант морской службы в отставке Жевакин не кажется столь грубым и тупым, как Яичница. И в своем поведении и манере объясняться он обнаруживает явственную претензию на галантность. Жевакин кое-что видел на свете и поэтому отнюдь не склонен к преуменьшению значимости своей особы. Когда-ТО он побывал в Сицилии вместе с морской эскадрой, и это па всю жизнь преисполнило его сознанием чего-то большого и яркого, вошедшего в его жизнь.
По посещение Сицилии-то немногое, чем может похвастаться лейтенант в отставке. Поэтому он и пользуется любой возможностью ввернуть в беседу рассказ о своем путешествии. Впрочем, впечатления Жевакина от этого путешествия весьма скудны и жалки.
Всюду, где ни бывал он, одни лишь «раскрасоточки» привлекали его внимание.
Как и у других претендентов, у Анучкина есть своя «страсть». Он ищет жену, которая была бы знакома с обхождением высшего общества и знала по-французски. Сам Анучкин не вхож в высшие круги, французским языком не владеет и, в сущности, не представляет, для чего нужно жене его знание французского языка. Но отраженное воздействие «морали» высшего общества, о котором что-то слышал Анучкин, столь сильно, притягательная сила высших сфер столь велика, что ему представляется совершенно невозможным жениться на девушке, которая бы не говорила по-французски. «Нужно, чтобы она непременно знала, а без того у ней и то и это… (показывает жестами) все уж будет не то».
Ничего больше, кроме светских манер и владения французским языком, Анучкина в невесте не интересует. Это решающий критерий оценки его будущей жены, критерий тем более странный, что Анучкин сам-то и не может определить с этой точки зрения достоинства невесты. «Позвольте вас побеспокоить тоже вопросом,- обращается он к Кочкареву.- Признаюсь, не зная французского языка, чрезвычайно трудно судить самому, знает ли женщина по-французски или нет. Как хозяйка дома, знает?..»
Если основной стержень первого действия «Женитьбы» «дефиляция» женихов, их соперничество, выявляющее убогий строй души каждого из них, то во втором акте центр тяжести переносится на изображение Подколесина, Кочкарева и Агафьи Тихоновны.
Подколесин никак не может составить собственного мнения о том или ином явлении жизни, он все время находится под чьим-нибудь влиянием, постоянно повторяя чужие мнения и суждения. Достаточно было Яичнице заявить, что у невесты длинный нос, как Подколесин уже готов поверить, что это действительно так. Стоило Анучкину высказаться о том, что без знания французского языка невеста — неполноценное существо, как Подколесин уже повторяет его слова.
Многие современники осуждали Гоголя за такое «несообразное» развитие событий В комедии. С точки зрения театральных канонов, существовавших во времена Гоголя, оно представлялось весьма неудачным, пьеса не имела нужного, эффектного копна, действие ее как бы обрывалось, не получив своею завершения, Однако Гоголь решительно пренебрег театральными канонами и соображениями о «странности» поступка героя во имя истины, правды характера.
В начале четвертой части «Подростка» Достоевского содержатся интересные суждения о Подколесине: «В действительности женихи ужасно редко прыгают из окошек перед своими свадьбами, потому что это не говоря уже о прочем даже и неудобно; тем не менее сколько женихов, даже людей достойных и умных, перед венцом сами себя в глубине совести готовы были признать подколесипыми».
Кочкарев в противоположность Подколесину — человек, находящийся постоянно в движении, в действии. Он не может без того, чтобы не хлопотать, не суетиться, не устраивать чего-либо. Разные делишки Кочкарев обделывает с большой ловкостью, с каким-то особым рвением и даже, пожалуй, пафосом, который он проявляет во всем, за что только ни берется.
Увидев малейшую возможность для приложения своих «сил», Кочкарев мгновенно «загорается», и тогда уже его невозможно остановить. Он действует, забывая решительно обо всем, стремясь добиться желаемого. Кочкареву, собственно, безразлично, вокруг чего ему суетиться, что устраивать, во имя чего развивать свою активность. Суетится Кочкарев не Столько из-за существа дела, сколько ради того удовольствия, которое доставляют ему всякие хлопоты.
Активность Кочкарева лишена какой-либо целенаправленности.
Несмотря на свою видимую противоположность Подколесину, Кочкарев имеет с ним и много общего. Эта общность заключена в отсутствии внутренних устоев, характерном для обоих действующих лиц. С одинаковым усердием Кочкарев может действовать в диаметрально противоположных целях.
С одинаковой горячностью он может защищать то, что опровергал, и опровергать то, что защищал. Все зависит от того, в какую колею попадет Кочкарев. Его почти искренняя убежденность в том, что он утверждает, его нахальство оказывают неотразимое влияние на людей, с которыми он сталкивается.
Яичницу ему удается убедить в том, что за невестой нет приданого. Жевакину он внушает мысль, что сам устроит его судьбу, Подколесина он заставляет действовать так, как ему кажется нужным. Агафья Тихоновна, в свою очередь, следует его советам.
Результатом всей этой столь энергичной «деятельности» является конфуз Кочкарева, полный провал его намерений «устроить» жизнь Подколесина и Агафьи Тихоновны.