Роль второстепенных персонажей в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеняют и усиливают главную идею картины, так и в комедии “Горе от ума” кажцый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Они хоть и не действуют прямо, но свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит реакционная сила.
Характерно, что на балу у Фамусова собрались не просто люди, а те, кто составляет элиту дворянской Москвы. Они многолики, но почти все несут общие черты: невежество, чинопочитание,
Вот шествует чета Горичей. Типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его супружества. Это был бедовый, остроумный человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевны превратился в жалкого подкаблучника.
Супруга и рта ему не дает открыть. “Послушайся разочек, милый, застегнись скорей”, – так звучат ее “беседы” с мужем. Страшно то, что Горич осознает свое положение, но не пытается его изменить. Все, на что его хватает, сказать
Интересен еще один, почти бессловесный персонаж – лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: “А как не полюбить буфетчика Петрушу?” В этой фразе присутствует скрытая ирония автора.
А вот прибыло на бал семейство Тугоуховских. Княгиня озабочена поиском женихов для своих дочек. И на Чацкого с первых же реплик смотрит какжа потенциальную жертву.
Но стоит ей узнать, что Чацкий не богат и не в чинах высоких, как кричит: “Князь, князь! Назад”. Вроде проходная сцена, второстепенный персонаж.
Но через эту княгиню автор глубже раскрывает характер Фамусова, подчеркивает в нем такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. Что характерно для всего фамусовского окружения, где “кто беден – тот тебе не пара”:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых. – Тот и жених…
Появляются графини Хрюмины. Озлобленная на весь мир Хрюми-на-внучка со своей полуглухой бабушкой. Эта неудавшаяся “невеста” восхищается всем иностранным, в отличие от других часто использует французский язык.
Как не сравнить эту вертлявую даму-неудачницу с современными недоучками, щеголяющими обрывками английского и преклоняющимися перед западной торгашеской культурой.
А вот наиболее активный “эпизод” комедии – Загорецкий. Тот, про кого откровенно говорят, что он “лгунишка, картежник, мошенник, плут”. И все же двери фамусовского “собрания” для него открыты, он полезен своей услужливостью.
Когда старуха Хлестова хотела отказать ему от дома, он услужил ей, подарив арапчонка. И слова Молчалина: “Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…”, подчеркиваются его отношениями с Загорецким.
На балу множество других представителей фамусовского общества, которым Грибоедов даже не дал полных имен, Таковы, например, господа N и D, активно участвующие в сплетнях о сумасшествии Чацкого. И все они усиливают главные мысли автора, идеологическую и сатирическую суть его произведения.