Описание персонажей Гоголя: лицо помещиков
Внутреннюю примитивность своих героев Гоголь раскрывает при помощи особых художественных приемов. Строя портретные главы, Гоголь подбирает такие детали, которые показывают своеобразие каждого помещика. В результате образы помещиков ярко индивидуализированы и резко, выпукло очерчены.
Применяя прием гиперболы, подчеркивая и заостряя важнейшие черты своих героев,. Гоголь усиливает типичность этих образов, сохраняя вместе с тем их жизненность и реальность.
Характеристику каждого помещика Гоголь начинает с описания обстановки, в которой
Для усиления впечатления чего-то скучного, неясного, неопределенного привлекается и погода: “Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был Н? то ясный, не
После описания усадьбы и дома Гоголь переходит к авторской характеристике его владельца.
Внешность героя дается так, что позволяет читателю проникнуть в его внутренний мир, легко отгадать основные черты характера. Так, в Манилове подчеркнуты “глаза сладкие, как сахар”, слащавость, доходящая до приторности, прищуривание и зажмуривание глаз от удовольствия. От описания Гоголь переходит к показу героя в действии Встреча Маниловым Чичикова, состязание в любезности перед дверью в гостиную, разговор о городских чиновниках, угощение обедом – все это полнее знакомит читателя с Маниловым.
Центральным моментом в характеристике героя является его отношение к предложению Чичикова продать мертвые души. Поведение Манилова в сцене продажи мертвых душ красноречиво говорит и о его бесхозяйственности и о желании угодить приятному гостю, о непрактичности и о полной растерянности: он не только отдает мертвые души безвозмездно, но и расходы по совершению купчей берет на себя. Но наибольшую выразительность и своеобразие каждому герою придает его речь, которая выбором слов, построением и интонациями вскрывает особенности его мышления, его характер и взгляды.
Слащавость Манилова проявляется и в его лексике (“уж такое, право, доставили наслаждение майский день, именины сердца”; “препочтеннейший и прелюбезнейший человек” и т. п.), и в строении им фразы (“Позвольте вам этого не позволить…”; “Тогда чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение… Вот как, например, теперь, когда случай мне доставил счастие, можно сказать образцовое, говорить с вами и наслаждаться приятным вашим разговором”). Стремление к красивой фразе вызывает в Манилове или “паренье этакое” мысли, что он даже не может выразить ее, или приводит его к высокопарным выражениям: “Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие, или чтоб еще более, так сказать выразиться, негоция, так не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России” Те же приемы применяет Гоголь для характеристики и остальных помещиков.
Усадьба, обстановка дома, внешность героя, его манеры и речь, манера угощенья Чичикова, отношение к продаже мертвых душ – все это разное у Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина и все подбором деталей и речевым своеобразием подчеркивает основные черты характера каждого.
Каждый из помещиков своеобразен, не похож на других. Однако все они – помещики-крепостники, а потому в них есть и общие, классовые черты, порожденные феодально-крепостническим строем. Эти черты следующие: 1) паразитизм, жизнь за счет крепостного крестьянства; 2) низменные животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений; пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм; 3) отсутствие общественно полезной деятельности.
Все они – “мертвые души”.
Так смотрел на них сам Гоголь. “Будьте не мертвые, а живые души”,- писал он помещикам-дворянам. Так расценивал их и Герцен, занесший в дневник такие свои мысли: “Мертвые души”? Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.
И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу”. Центральное место в первом томе занимают пять “портретных” глав.
Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах X