Сочинение: Роль персонажей в комедии “Горе от ума”

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является ярчайшим примером связи литературы с жизнью общества. Злободневность произведения актуальна и по сей день. Автору удалось в своем произведении четко изобразить смену одной исторической эпохи последующей, показать конфликт двух разных поколений.

Благодаря большому количеству в комедии внесценических персонажей, которые разделены на два противоположных лагеря (Чацкого и Фамусова), конфликт, изображенный в комедии, виден еще яснее, становится еще доступнее.

Даже самые незначительные

образы, помогают читателю понять условия и устои тогдашнего общества, увидеть полную картину жизни различных общественных слоев. Множество внесценических персонажей помогает увидеть проблемы, поднятые в произведении “Горе от ума”, не в каком-то узком кругу, а везде, по всей России. Количество таких персонажей, которые приближены к “фамусовскому” кругу преобладает над “чацкими”.

Выделяется среди них дядя Фамусова – Максим Петрович, который готов на все: унижения, подхалимство ради собственной карьеры. И такой человек понятен Фамусовскому кругу: “Упал он больно – встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?”. Так Фамусов говорит о Максиме Петровича. Это является главной оценкой его поведения.

Чацкий и люди, разделяющие его взгляды, не приемлет такое отношение к жизни: “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”. Персонажей, которые унижая свое достоинство, добиваются своих меркантильных целей в комедии много. Это и Кузьма Петрович, и Татьяна Юрьевна, и Ирина Власьева, и Марья Алексеевна и многие другие.

И этими людьми не устает восхищаться Фамусов. О женских персонажах своего круга Фамусов говорит так:

“А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. Судьи всему, везде, над ними нет, судей, Присутствовать пошлите их в Сенат.

Ирина Власъевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна!

Пульхерия Андревна!”.

Кроме названных персонажей, есть в комедии и такие, чьи имена не называются, но Чацкий упоминает “черномазенького, на ножках журавлиных” и “троих из бульварных лиц”. Эти люди не имеют высоких чинов, и поэтому готовы на все лишь бы завоевать благосклонное отношение высших чинов. Таким образом, эти внесценические персонажи раскрывают две главные составляющие фамусовского общества: угодничество и лицемерие.

Еще одну проблему общества – безграмотность людей, которая была выгодна правящим кругам, раскрывает автор опять же благодаря внесценическому персонажу, о котором Чацкий говорит так: “А тот – чахоточный, родня вам – книгам враг, В Ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился”.

Круг Фамусова просто боялся образованных людей, боялся тех, кто умнее подхалимов и прихлебателей. И эта боязнь появилась неспроста, поскольку понимание неминуемого конца “фамусовского общества” с каждым днем становится все сильнее и сильнее. Любые перемены, разрушение крепостных устоев общества, очень пугают Фамусова и его окружение, поскольку сами они, без крепостных, ничегошеньки в этой жизни не стоят, и ничего не умеют.

К сожалению, в наши дни существует еще немало людей, подобных Фамусову. Словами Чацкого автор произведения дал четкую и правильную оценку таким людям:

Ø “Смешные, бритые, седые подбородки, Как волосы, так и умы коротки!”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Роль персонажей в комедии “Горе от ума”