Взаимоотношения главного героя романа и общества в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

1. Общий замысел романа.
2. Образ Евгения Онегина
3. Образ Татьяны Лариной
4. Сравнительная характеристика героев.
5. Авторское отношение к высшему обществу.

Роман “Евгений Онегин” А. С. Пушкина – первое стихотворное произведение, соответствующее реалистической направленности. В нем автор произведения, блистательный поэт и прозаик мировой известности представил широкую панораму общественной жизни высшего общества Москвы и Петербурга первой четверти XIX века. Критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман “энциклопедией

русской жизни” – в нем блистательно и живо показана жизнь общества, приведены основные человеческие типы того времени, выведен характер отношений представителей высшего света и простолюдин.
Большая роль в романе принадлежит изображению русского провинциального дворянства, весьма характерного для пушкинской эпохи. Часто в произведениях этого времени автором сознательно или бессознательно на первое место выдвигался конфликт между двумя стихиями – европеизированным, блестяще образованным и воспитанным обществом Петербурга и простым, патриархальным, незатейливым, хранящим “привычки
милой старины” уездным или провинциальным дворянством. В “Евгении Онегине” также стоит подобный конфликт, отраженный в отношениях главного героя и Татьяны Лариной. Первая глава романа повествует читателю о повседневной, обыденной жизни главного героя.

Подробно описаны его день, привычки в еде и вкусы в одежде, литературные предпочтения. Автором дан анализ воспитанию, полученному Онегиным в детстве и типичному для представителей дворянства того времени: герой не получил должной пищи для сердца
… бранил Гэмера, Феокрита…
И ума
…мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Но зато с блеском усвоил правила поведения в обществе:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Автор очень точно и детально описывает времяпрепровождение юного повесы, быт и интересы героя. Не удивительно, что при такой жизни молодого человека настиг “сплин” или “вечная русская хандра”. Эта болезнь стала естественной реакцией мыслящего человека на пустоту и никчемность подобной жизни.
В начале произведения надо отметить положительное, сочувствующее отношение автора к своему герою, более того, читатель может встретить и открытое признание: “мне нравились его черты…” отмечаются черты характера, сближающие поэта с героем, например, привычка к частоте
“быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей”,
Любовь к театру и дамам.
Но при этом автор не устает разграничивать свой голос с голосом героя, повторяя о различиях между ним и Евгением. И главным таким различием становится отношение к природе. Онегина к ней, как и ко всему остальному, по началу привлекала новизна: “…и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь”. Но скоро она исчезает:
Два дня ему казались новы
Уединенные поля…
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон… –
Уступив место привычной хандре.
У автора сохранилось чистое отношение к природе, как к положительному началу, дающему силу для вдохновения. Он говорит о себе как о “простом воспитаннике природы”, рожденном “Для жизни мирной, для деревенской тишины”. Подобное трепетное отношение к природе наблюдается у героини романа, Татьяны Лариной.

Именно в ней она видит успокоение и путь к спокойной жизни. Перед ее переездом в Петербург звучат строки:
Она, как с давними друзьями,
С своими рощами, лугами
Еще беседовать спешит.
Потому, попав в высший свет, в “шум блистательных сует”, героиня более всего тоскует о своей прежней, “полевой” жизни. Сам Пушкин считал, что все истинно русское, народное, должно находиться в гармонии с национальной природой, уметь находить в ней красоту и любить ее. Потому и Татьяна Ларина, несмотря на ее “неспособность” говорить на родном языке, изображена с “русской душой”.
Героиня “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”, была гораздо ближе к народной жизни, чем испорченный светом Евгений. Она общалась с народом, со своими крепостными. Ее няня тоже из крестьян.

Стала Татьяне второй матерью и лучшей подругой, которая доверяла ей все свои сердечные тайны. И гадает героиня по старому русскому обычаю вместе со своими крепостными девками:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
При этом автор не идеализирует деревенскую жизнь, отмечая, что “Вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор” ничем не лучше “бессвязного пошлого вздора”, царящего в столичных гостиных.
Неторопливый и размеренный деревенский уклад, однако, дает ничуть не больше возможностей для реализации, чем высший свет. Этому в подтверждение дана Ольга, красивая девушка, воплощение образа того времени (“глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные”), совершенно лишенная духовного содержания.
Она не стремилась к духовному росту, к новым знаниям, ей хватало для комфортной жизни “потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем” с соседями. Не долго плакала Ольга после гибели Ленского, смога быстро утешиться и выйти замуж за проезжего улана. Читатель может догадаться, что в будущем ее ждет такая же судьба, которой оказалась достойна ее мать.

Татьяне же “романы заменили все, она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо”. При этом героиня чужда окружающим ее людям:
Она в семье своей родной казалась девочкой чужой…
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела…
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…
Татьяна также одинока в своем окружении, насколько одинок и не принят обществом Онегин. Но Татьяна ближе к простому народу, у нее есть отдушина, где героиня может быть счастлива. Не случайно именно с образом этой девушки связано большое количество фольклорных элементов в тексте.

Ее сон, важный для основных событий романа, напоминает русскую сказку с чередой странных героев. С типичным для фольклора изображением нечистой силы: полужуравль и полукот, карла с хвостиком, живая мельница.

Заслуга Пушкина как автора романа заключается и в создании нового, не виданного доселе в русской литературе образа истинно русской героини. Таким образом, отношение общества и героя понимается на сравнении образов Евгения и Татьяны. Если девушка, сознательно огораживает себя от суеты высшего света, то Онегин, устав от общества, вытесняется самим обществом.

При этом блеск высшего света Татьяной отрицается, она близка природе и народу, поэтому более полноценна, чем герой, далекий от родного народа.

Автор в произведении дает свое отношение к дворянству столичному, при этом отношение это двойственное, и положительным назвать его очень трудно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Взаимоотношения главного героя романа и общества в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”