Воплощение человеческих чувств в лирике Есенина

У каждого в жизни бывают минуты, когда хочется забыть о проблемах и погрузиться в иной мир – мир поэзии. Тогда мы открываем сборник любимого поэта и вступаем в диалог с его душой, которая живет в стихах. Сегодня мы откроем для себя Есенина. Поэт прожил очень короткую, но яркую, плодотворную жизнь, оставил нам огромное поэтическое наследство, которое стало достоянием мировой культуры.

Природа – душа есенинских стихов, она – источник его поэтического вдохновения. Почти в каждом стихотворении поэт рисует картины природы, которые аккомпанируют

его чувствам. Природа в поэзиях Есенина в постоянном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется.

В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии. Черемуха у него спит, вербы плачут, тополя шепчут, “загрустили девушки – пихты”.

Есенинская природа является воплощением человеческих чувств. Это позволяет автору глубоко отображать любовь к жизни, сравнивать явления природы с коллизиями человеческого бытия:

Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова…

Тема родины и природы в есенинской поэзии

тесно взаимосвязаны, поэтому, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам и рекам. Природа у поэта живая, она дышит, живет, говорит… Для нее он находит яркие краски.

Больше всего стихов – о природе. Поэт глубоко ощущает красоту, величие природы и грусть о том, что эта красота мимолетная.

Каждый раз, когда читаешь стихи, С. Есенина, ощущаешь, будто душой затрагиваешь природу, ее живописные виды. Но более всего ему удалось воспеть образ дерева. В народных пересказах дерево – символ жизни, энергии человека. “Все от дерева”, – так говорил Есенин. Дерево – это вселенная, вершина его – солнце, корни – земля, а ствол – люди.

Береза – символ девичьей красы: нежности, хрупкости и неприкосновенной красоты. Любимое дерево Есенина – черемуха. Это замечательное украшение наших парков, скверов и пригородных лесов. С расцветом черемухи приходит настоящая весна со всем разноцветьем цветов и трав.

В своем стихотворении Есенин это хорошо показал. “Зеленая прическа”, “в траве зеленой”, “болотный омут”, “холод осени синий”, “голубая Русь”, “синее небо”, “синий сумрак”. “Голубизна” – типично есенинская стихия. Она разливается волнами в стихах. И поэт не боится ни повторов, ни однообразия своих эпитетов: он ими пользуется не потому, что поэтической фантазии маловато, а потому, что не хочет и не может говорить иначе.

У него все синее и лазурное: окна, долины и поля, осень и звоны, глаза и взгляды.

Цветная гамма широкая, и богатая. Доминируют синий, золотой, красный. Нет темных цветов.

Как каждый поэт или писатель, Сергей Есенин использует в своих произведениях разнообразные художественные средства: сравнение (“все пройдет, как с белых яблонь дым”, метафоры (отзвучала дубрава, журавли не жалеют, дух полыхал…), эпитеты (золотая дубрава, небо вечернее..), персонификацию. Окружающий мир в поэзии Есенина находится в постоянном кругообороте, в переходе из одного состояния в другое. Отсюда большое количество отглагольных форм.

Например, месяц, который сравнивается с кудрявым ягненком, гуляет по голубой траве. Художественный образ имеет своеобразную типичную есенинскую структуру: сравнение двух предметов по общим признакам (“седина маячливого дня ” – цвет, “кудрявый ягненок – месяц” – форма). Простейшие метафоры действия и состояния (“умирает тучка”, “звенит колосок”) встречаются редко.

Чаще они конкретизируются с помощью метафорического дополнения (“сумерки лизали золото солнца”): предметная метафора объединяется глаголом (лизать), чтобы образовать неделимое целое.

Именно для лучшего восприятия окружающего мира, звезд, цветов, деревьев как чего-то, что наделено душой, находится в постоянном движении, и перевоплощение одного в другое Есенин использует эти художественные средства. Язык у поэта особый, он наполнен художественными средствами, которые “ведут” стих: “На небном синем блюдце”, “через трещину тянутся в бокалах пальцы косогора”.

К сожалению, мы на космической скорости отдаляемся все дальше и дальше от поэзии, мы обменяли сочувствие на равнодушие, наивность на цинизм, а в скором времени будем иметь компьютерный мозг и синтетическое сердце. Чтобы этого не произошло, необходимо породниться с природой, слышать и видеть ее, оберегать, любоваться ею и читать стихи таких поэтов, как Пушкин, Есенин, Шевченко…

Животные в стихах Есенина не аллегорические, как в баснях, а наши братья меньшие, у которых своя жизнь, заботы, горе, радость. Горький писал: “Есенин первый в русской литературе так умело и с такой любовью писал в животных.” Среди живых существ у поэта на первом месте пернатые – журавли, вороны, лебеди, соловьи, грачи, совы, а также домашние животные – кони, коровы, собаки. Есенин с нежностью и уважением относился к животным.

В стихах он часто описывал жестокое отношение людей к братьям нашим меньшим, осуждал это. Есенин словно сетовал, что животных не знают, “в чем смысл жизни и чего стоит жить на свете белом.”

Поэт пишет о животных с любовью, воспринимает их как неотъемлемую часть природы. (Когда читал “Песню о собаке”, у него котились слезы). В стихотворении “Песня о собаке” автор изображает чувство обиженного животного и человеческую жестокость. Этот стих вызывает сочувствие к собаке и неприязнь к хозяину, который утопил на глазах собаки-матери ее щенков. Есенин приближает переживания животных к переживаниям человека – в этом сила его поэтического таланта.

Автор показывает в поэзии, насколько бессердечны люди, которые потеряли доброту, милосердие. Поэт создает блестящие поэтические образы – например, месяц напоминает щенка, который свернулся в клубок. Молодой месяц то прячется, то появляется – он играется, будто щенок.

Артист Московского Художественного театра В. Г. Качалов, вспоминая свою первую встречу с Есениным, которая состоялась весной 1925 г., пишет: “Временам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня… Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: “Что это за лапа, я сроду не видал такой”. “Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо”.

Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: “Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи”.

Поэт выполнил обещание – поэтом было написано замечательное стихотворение “Собаке Качалова”. Цветная палитра поэзии Есенина ввобрала в себя традиционное русское соцветие, цвета русских икон – синий, красный, золотой, зеленый. Золотой цвет указывает на божественное начало, духовность.

Зеленый – символизирует жизнь, осуществление надежд; красный – настоящую любовь к людям, возможность принять страдание во имя людей; голубой – символ божественного великолепия.

Например: “алый цвет зари”, “багряный закат”, “малиновое поле”, “рог золотой”, “звезды золотые”, “хвойной позолотой”, “медовый дым”, “осень рыжая”, “рыжеволосую косу”, “золотокарий омут”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Воплощение человеческих чувств в лирике Есенина