РОДИНА И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Спит ковыль. Равнина дорогая.
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь
мою теплынь,
С. Есенин
В истории русской поэзии Есенин зани-
мает совершенно особое место как проникно-
-венный лирик родной природы, которой он
посвятил свое творчество. Родина и ее при-
рода — с этими двумя темами связано все
лучшее в лирике поэта: «Моя лирика жива
одной большой любовью — любовью к Роди-
не. Чувство Родины — основное в моем твор-
честве».
«Стихи я начал писать рано,
вять», — говорит поэт в своей автобиогра-
фии. Его первые стихотворные опыты были
конечно, слабыми, но уже в них можно былс
заметить незаурядность авторского мирово-
сприятия, его творческую индивидуаль-
ность, проявляющиеся в необычной систе-
ме образов, в новизне сравнений, метафор
эпитетов:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленоночек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Почти все первые стихи Есенина посвя-
щены описанию природы. Да и могло ли быть
иначе — ведь молодой поэт с детства был ок-
ружен великолепием просторов
родной земли. Есенинская поэзия ярка и
красочна, полна звуков, запахов. Раздается
перезвон белых берез, заливаются бубенцы,
шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют
синим мраком, горит золотистая зелень, пах-
нет яблоками и медом, льют ели запах лада-
на — таков светлый и прекрасный мир при-
роды у Есенина. Этот мир не бесшабашно-
весел, в нем всегда где-то в глубине таится
что-то грустное, что трудно выразить слова-
ми. Пожалуй, эта грусть — о непрочности,
хрупкости всего земного. И потому все пре-
красное в жизни становится еще ближе, по-
нятней и дороже.
Пейзажи Есенина глубоко народны, но не
только потому, что им используются народ-
ные, фольклорные эпитеты, мотивы, обра-
зы. Народность Есенина кроется в особом
творческом восприятии мира самим поэтом.
В стихах его деревья, цветы, травы, реки,
пашни исполнены жизни, все живет и гово-
рит с героем:
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Подобного рода мировосприятие основано
на фольклорной эстетике — эстетике олице-
творения, параллелизма, соответствия явле-
ний природы и внутреннего мира человека.
Поэт, проведший свое детство в деревне, сре-
ди крестьян, с самого начала впитал в себя
особенности народного, природного подхода
к миру.
У Есенина трудно найти чисто пейзажные
стихотворения. Природное начало у него про-
низывает все творчество, душевные пережи-
вания и картины природы как бы сливаются
в его стихах:
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Позднее поэт несколько отошел от пей-
зажной тематики. Как всякий большой ху-
дожник, он не мог ограничиться только этим
жанром. Есенин хочет быть не только^ пев-
цом, но и гражданином. И тема Родины ис-
подволь начинает звучать в его стихах. Они
проникнуты чувством огромной любви к своей
стране:
Я люблю Родину,
Я очень люблю Родину1.
Есенин говорит о себе как о крестьянском
поэте, и его Русь — Русь крестьянская, сель-
ская. В ней много патриархального, религиоз-
ного: розовые иконы, Иисус Христос, Божья
Матерь, светлые хаты, старинные предания,
обряды, связанные с деревенским бытом. Од-
нако в стихах Есенина не только мифы и этно-
графические описания, но и
…пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть…
Это:
…степь и ветры, .
И ты, мой отчий дом.
Воспевая Родину, Есенин естественным
образом возвращается к первоначальной те-
матике, к пейзажным описаниям. В его твор-
честве сливается воедино любовь к Родине и
любовь к ее природе:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Иначе для Есенина и не может быть: так-
же, как для других художников любовь к сво-
ей стране означает любовь к ее истории, куль-
туре, языку, для самого автора привязанность
к России означает, прежде всего, привязан-
ность к ее природе.
Через все творчество поэта проходит образ
русской березки. Это и «белая береза под мо-
им окном», и трогательные строки:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
«Страной березового ситца» называет по-
эт Русь. Так в одном образе объединил он
самые дорогие его сердцу понятия: береза
для него это и само дерево, и вся русская
природа вообще, и олицетворение родной
страны.
В преддверии революции Есенин создает
несколько стихотворений, в которых пытает-
ся показать будущее России. Он чувствует,
что грядет великая буря. Он пророчит России
роль «начертательницы третьего Завета»,
При этом верит, что путь страны — «с крес-
тьянским уклоном». В нашествии «стальной
конницы» он видит гибель своей, крестьян-
ской Руси. Однако исторический путь страны
был не тем, которого ждал поэт. И потому ге-
рой его послереволюционных стихов с горе-
чью замечает:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам л тоже здесь не нужен…
Но, как ни грустно, как ни больно чувство-
вать себя бесполезным в родной стране, автор
не ожесточается. Он знает:
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
И он хочет «на родине любимой, все любя,
спокойно умереть». Поэтому поэт не только
примиряется с действительностью, но и пыта-
ется найти в ней то, что ему близко, и продол-
жает воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
На протяжении творческого пути Есенина
претерпевает изменение и образ России в его
стихах. В ранний период творчества Русь —
сельская, патриархальная, пусть убогая, но
.полная затаенной прелести и силы. Разлю-
бив «нищую» Россию после возвращения из
Америки, поэт в своем образе Руси новой со-
хранил и по-новому выразил прелесть род-
ной земли. Ой пытается увидеть через «ка-
менное и стальное» образ иной страны:
Мне теперь по душе иное…
Но, пожалуй, несмотря на эти слова, Есе-
нин не оставляет своей любимой темы, темы
Руси крестьянской — он не может, в силу
природы своего дара, стать певцом индустри-
альной, городской России, подобно Брюсову,
Маяковскому. И потому в конце своего жиз-
ненного пути С. Есенин пишет:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась Жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Две основные темы — Родина и приро-
да — переплетаются в творчестве Есенина
и вытекают одна из другой. И это закономер-
но: без родной природы родина — понятие
абстрактное. Нельзя сохранить любовь к
стране, когда не видишь с детства привычно-
го пейзажа, и наоборот, любуясь природой,
мы начинаем любить и страну, которая ею
представлена.
Вдохновленный близкими для него тема-
ми, Сергей Есенин создает в своих стихах
прекрасный и светлый мир. И для многих он
навсегда останется певцом красоты родного
края, его природы.