Роль пейзажных зарисовок в повести И. С. Тургенева “Первая любовь”

Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описания природы, ее влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их душу, характеры, поступки.
И. С. Тургенев известен читателям как большой мастер пейзажа. И хотя в повести “Первая любовь” пейзажных зарисовок не слишком много, все они очень выразительны, разнообразны и не случайны в тексте.
Каждый пейзаж в произведении играет определенную роль. Например, картина так называемой “воробьиной ночи”, когда где-то далеко проходит

гроза. Такое же новое чувство, сходное с блистанием молнии, впервые вспыхивает в душе главного героя Владимира, когда он возвращается из дома Засекиных, очарованный Зинаидой. Прочитав описание этой ночной грозы, мы как будто представляем, что происходит в душе шестнадцатилетнего юноши: “На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии.

Эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря.

С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии…И во мне исчезли мои молнии. Я почувствовал большую усталость и тишину…но образ Зинаиды продолжал носиться, торжествуя над моею душой”.

Как точно, через это описание природы, автор воссоздает то новое чувство, которое захватило главного героя.
Влюбленный Володя не может больше ни о чем думать, работать. Он, “как привязанный за ножку жук”, кружит вокруг дома, где живет Зинаида, или часами сидит на высоких каменных развалинах и глядит, ничего не видя вокруг. А на самом деле вокруг него хотя и будничный, но очень живой пейзаж: “По запыленной крапиве лениво перепархивали белые бабочки, бойкий воробей садился недалеко и раздражительно чирикал, поворачиваясь всем телом и распустив хвостик, недоверчивые вороны изредка каркали, сидя высоко на обнаженной макушке березы; солнце и ветер тихо играли в ее жидких ветках; звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам…”. И мы понимаем Володю, его романтическую натуру, видим всю глубину и силу его чувства.

Все, происходящее в природе, находит отклик в его душе: “Я сидел, глядел, слушал и наполнялся весь каким-то безымянным ощущением, в котором было все: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни…”.
Полной противоположностью состоянию Зинаиды является пейзаж, окружающих ее в саду. “Ей было очень тяжело, она ушла в сад и упала на землю, как подкошенная”. А “кругом было светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев. Где-то ворковали голуби, и пчелы жужжали. Сверху ласково синело небо…”.

Красивая и светлая природа здесь как средство показать, как плохо и тяжело в это время Зинаиде.
Когда Володя, в состоянии сильного волнения и страха, следит ночью за домом Зинаиды, вся природа, как будто, помогает нам понять те чувства, которые испытывает он: “Ночь была темна, деревья чуть шептали, с неба падал тихий холодок. Но небу сверкнула огненная полоска: звезда покатилась. И вдруг все стало глубоко безмолвным кругом, как это часто бывает в середине ночи….Даже кузнечики перестали трещать”.

Вся окружающая природа тоже испытывает странное волнение и напряжение и, как будто, невольно влияет на юношу.
Очень точно описывает автор состояние Володи, когда он узнает правду об отношении своего отца к Зинаиде: “То, что я узнал, было мне не под силу….Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные”. Этот маленький отрывок пейзажа так хорошо показал душевную трагедию героя, что трудно найти более подходящие слова.
Все пейзажные зарисовки автора, по-моему, очень яркие, талантливые, еще раз показывают необычайную красоту природы и раскрывают широкую душу русских людей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)
Loading...

Роль пейзажных зарисовок в повести И. С. Тургенева “Первая любовь”