“Мир тебе – деревянный дом!” (по лирике С. Есенина)

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянии.
С. Есенин
Чем крупнее художник, масштабней его творчество, самобытней талант, тем труднее порой современникам оценить его вклад в духовную жизнь нации, глубоко и всесторонне раскрыть все грани его дарования.
“О поэтах, как о реках, надо судить, когда они в своих берегах. Иная речка весной так разольется, что кажется необозримо широкой, а спадет полая вода – и нет могучей реки. Ее уже можно перейти вброд, не замочив подвернутых брюк”, – писал Василий Федоров.

/> Иное – Сергей Есенин. Он огромен в своих берегах. К тому лее берега его поэзии в нашем понимании раздвигаются, а русло углубляется.

И дело тут не только в том, что мы находим все новые документы – стихи, письма, черновики. Ho дело и во всем наследии поэта. Кажется, в стихах его все ясно.

Ho за этой ясностью, как и за ясностью стихов Лермонтова, есть загадка. Загадочен источник чувств, их глубина, а значит, и сами стихи. Поэзия Есенина органична, как и сама природа, познание которой растет с ростом нашего опыта.

Познавая ее, мы познаем самих себя. “Нет более счастливой судьбы, чем такая, когда поэт и его

читатели растут обоюдно”.
Мы любим сегодня Есенина за его глубокое понимание природы, за проникновение в ее глубинные тайны. Поэта обвиняли в неграмотности, отказывали ему в культуре. Все это давно опровергнутая ложь.

Учился он много, жадно и торопливо. Ho для такого поэта, как Сергей Есенин, огромное значение имело то, что, учась в земской школе, он учился еще в школе реки, в школе леса, в школе звездного неба.
Поэт знал природу не по внешним поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи естественно входили практические знания. Например, готовя сад к зиме, садовод обильно увлажняет землю вокруг деревьев.

Делается это для того, чтобы предохранить корни от замерзания. И вот в стихотворении “Весна” мы читаем о клене:
И выйдет девушка к тебе,
Водой окатит из колодца,
Чтобы в суровом октябреТы мог с метелями бороться.
Поэт обладал каким-то чувственно-телесным зрением. В его стихах мир всегда объемен, а человек космичен. Звезды, Луна, Солнце, Млечный Путь в его стихах стали деталями человеческого быта.

И это не формальный поэтический прием, как утверждали некоторые критики, а мироощущение, вынесенное из школы природы. Да, в творчестве Есенина много чувства, по сколько и ума! Процитирую лишь одну мысль двадцатитрехлетнего поэта из его трактата “Ключи Марии”: “…Наших предков сильно беспокоила тайна мироздания.

Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, они оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологической эпики, мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть ни больше ни меньше как чаша космических обособленностей”.
Все творчество поэта проникнуто “лирическим чувствованием”. Подобно пушкинскому лесу и левитанской осени, нам бесконечно близки и “зелено-косая” есенинская береза – самый любимый образ поэта, и его старый клен “на одной ноге”, стерегущий “голубую Русь”, и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.
В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется.

В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербы – плачут, “туча кружево в роще связала”, “улыбнулась солнцу сонная земля”.
Природа у Есенина многоцветна и многокрасочна. Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России (“только синь сосет глаза”, “вечером синим, вечером лунным”, “в летний вечер голубой”), выражают чувство нежности и любви (“голубая кофта, синие глаза”, “парень синеглазый”, “Разве ты не хочешь, персиянка, // Увидать далекий синий край?”).
“Искусство для меня, – отмечал Есенин в 1924 году, – не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить”. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Вспомним, к примеру, есенинский месяц: “Ягненочек кудрявый – месяц // Гуляет в голубой траве”, “А месяц будет плыть и плыть, // Роняя весла по озерам”, “Рыжий месяц жеребенком // Запрягался в наши сани”.
Природа Есенина – не застывший пейзажный фон. Природа живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она – любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроений, его мыслей и чувств.
Белинский однажды заметил, что сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом.
Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Ho все это глубоко волнует каждого из нас. “Из своих двадцатых годов Есенин незримо шагнул к нам, в сегодня, и дальше – в будущее…”.
Поэт Борис Пастернак сказал: “Co времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин… Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Мир тебе – деревянный дом!” (по лирике С. Есенина)