В чем причина отсутствия социальных мотивов в лирике Есенина?



Ее можно объяснить по меньшей мере двумя обстоятельствами. Сборник “Радуница” складывался не без влияния того литературного окружения, в котором оказался Есенин в Петрограде. Незадолго до этого, живя в Москве, он был близок к рабочей и 507 социал-демократической среде, где начало пробуждаться его социальное сознание. Но связь эта решительно оборвалась с его переездом в Петроград.

Окружение молодого поэта стало совсем иным – противоположным по своему духу и настроению: Городецкий, Клюев, литературные салоны… Эта новая среда могла

только притупить социальное зрение поэта, увести его в сторону от жгучих вопросов современности. С другой стороны, нельзя оставить без внимания то, в чем признавался сам поэт, когда говорил, что он “происходит не из рядового крестьянства”, а из “верхнего слоя”.

В “Радунице” отразились первые детские и юношеские впечатления Есенина. Эти впечатления не были связаны с тяжестью крестьянской жизни, с подневольным трудом, с той нищетой, в которой жило “рядовое” крестьянство и которая рождала чувство социального протеста. Все это не было знакомо поэту по собственному жизненному опыту,

не было пережито и прочувствовано им.

Но с чем отлично был знаком Есенин с ранних лет – это картины родной природы.

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Самая сильная сторона сборника “Радуница” как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы, которую так хорошо видел и глубоко чувствовал поэт. Основная лирическая тема сборника – любовь к России. В стихах на эту тему сразу же отходили на задний план действительные и кажущиеся религиозные увлечения Есенина, ветхая христианская символика, все атрибуты церковной книжности.

В стихотворении “Гой ты, Русь моя родная…” он не отказывается от таких сравнений, как “хаты – в ризах образа”, упоминает о “кротком Спасе”, но главное и основное в другом: Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте Родину мою”. Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Часто пейзаж безрадостен. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь.

В стихах Есенина много подобных печальных картин, которые правдиво отражали состояние деревни в царской России. И тем сильнее была любовь поэта к родному краю. Но любовь Есенина к Родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России.

Он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. “Опять ты вновь заголубела, Моя родимая земля”, – пишет он. “Заголубели долы”, вокруг “синяя ширь”, от воды “синь во взорах”, “На лазоревые ткани Пролил пальцы багрянец”, вечерами встают “малиновые зори”, в поле виден “зардевшийся мак”” “серебром покрылся мох” и “Опять раскинулся узорно Над белым полем багрянец”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В чем причина отсутствия социальных мотивов в лирике Есенина?