ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 5 класса КЛАССОВ “ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ХИМИИ”

Иванова Анна Владимировна

ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы

Учитель химии

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 5 класса КЛАССОВ “ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ХИМИИ”

Проводится для учащихся 5ых классов при изучении темы “Вещества. Физические и химические явления.” в курсе Природоведения по программе Плешакова, Сонина. Экскурсия может проводиться как отдельное внеклассное мероприятие, и как часть урока по природоведению, в зависимости от загруженности кабинета химии.

Цель: закрепить и расширить у учащихся 5ых классов знание понятий

“вещество”, “молекула”, “атом”, “химические и физические явления”, познакомиться с основными правилами техники безопасности при работе с различными веществами.

Оборудование: Опыт 1- 2 хим. стакана; опыт 2- 3 хим. стакана; опыт 3- носовой платок, спиртовка, тигельные щипцы; опыт 4- детский меч, вата; опыт 5- фильтровальная бумага, вата; опыт 6- подставка, стеклянная палочка, спиртовка.

Реактивы: Опыт 1- раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария; опыт 2- раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, раствор фенолфталеинового; опыт 3- вода, спирт; опыт 4-100 мл 3%-го раствора хлорида железа,

100 мл 3%-го раствора родонита калия, раствор фторида натрия; опыт 5- рисовый отвар, раствор иодида калия; опыт 6- дихромат аммония.

План.

Подготовительный этап

Основная часть

Загадки.

Ход экскурсии.

1. Подготовительный этап

Среди учащихся старших классов подбираются помощники-ведущие. Их задача – подготовить текст выступления, с учителем подготовить и отработать технику проведения опытов. Особое внимание уделяется технике безопасности.

С преподавателем природоведения оговаривается время экскурсии в учебном процессе.

2. Проведение экскурсии.

Учащиеся 5ых классов приходят в кабинет химии. Здесь их встречают старшеклассники в белых халатах. На столе находятся все реактивы и необходимое оборудование.

Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня вы находитесь в самом необычном кабинете нашей школы. Здесь постоянно происходят всевозможные чудеса!

-А что такое чудеса? (ученики дают различные варианты ответов)

-В каких литературных произведениях чаще всего встречаются чудеса? (в сказках)

– Правильно!

Ведущий 2: В сказках постоянно происходят различные необычные явления-звери, птицы и даже предметы разговаривают, разливаются чудесные реки из молока с кисельными берегами, а есть и опасные огненные реки. Герою приходится пройти множество чудесных испытаний и остаться живым.

Попробуем разобраться в сказочных превращениях. Мы 3ий (4ый) год занимаемся в этом кабинете, изучая химию, и для нас не составляет труда провести небольшие “чудеса”

Демонстрация опытов

Получение “молока”;

Ведущий 1: Как часто в сказках в описании волшебной страны мы встречаем рассказ о “молочных реках и кисельных берегах”

Попробуем получить “молоко” из “воды”

Описание опыта : В стакан с раствором сульфата натрия приливаем раствор хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка, который во взвешенном состоянии напоминает “молоко”.

Получение “вишневого сока” из “воды” и обратное превращение;

Ведущий 2: Ох, как хочется пить! Но воду не хочу. Попробую получить вишневый сок

Описание опыта: В стакан с раствором гидроксида натрия добавляем раствор фенолфталеинового. Наблюдаем изменение окраски.

Ведущий 2: Нет, я передумал. Не хочу сок. Хочу воды

Добавляем в малиновый раствор соляной кислоты. Наблюдаем обесцвечивание раствора.

Ведущий 2 пытается выпить полученный раствор, но первый ведущий его останавливает:

Не пей! Козленочком станешь! Ведь мы же говорим о сказочных превращениях! А если серьезно, то помните всегда – в кабинете химии нужно соблюдать технику безопасности:

Не трогайте реактивы руками;

Не пробуйте вещества на вкус;

Все превращения проводите только под контролем и с разрешения главного Волшебника – Учителя!

“Несгораемый платок”;

Ведущий 2: Да, несоблюдение правил безопасности может привести к серьезным проблемам – отравлениям, ожогам, пожару.

Но сказочные герои проходят и огонь, и воду, и медные трубы. Как же им это удается? Может у них специальная одежда?

Описание опыта: Заранее носовой платок смачивают в воде и слегка отжимают. Затем перед зрителем эту заготовку смачивают в спирте и поджигают, используя тигельные щипцы. Спирт сразу вспыхивает – создается впечатление, что горит платок.

Но горение прекращается, а платок остается Невредимым.

“Кровь без раны”;

Ведущий 1: Да уж, сказочным героям приходится нелегко – а им хоть бы что! И в огне не горят, и в воде не тонут, а если мечом их и поранят – так на то и “живая вода” есть!

Описание опыта: Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа и 100 мл 3%-го раствора родонита калия. Для демонстрации опыта используют детский меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену.

Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа – “обеззараживают”, а раствором родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет “кровь”. После окончания опыта ладонь протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия и тщательно моют руки.

“тайные письмена”;

Ведущий 1 ведущему2, который демонстративно что-то пишет “гусиным пером”: Что ты там делаешь?

Ведущий 2: Как любой волшебник я должен уметь в тайне хранить свои знания от плохих людей, вот я тренируюсь – составляю рецепт “невидимых чернил”.

Ведущий 1: Ну и как? Получается?

Ведущий 2: А вот посмотри! (показывает “чистый” листок фильтровальной бумаги). Здесь записана формула и название самого распространенного на Земле вещества.

Ведущий 1: Где? Тут же ничего нет!

Ведущий 2: Но это же “секретные” чернила! Ребята, как вы думаете, название какого вещества здесь записано? (учащиеся 5ого класса уже знают, что это вода) . Проверим, так ли это.

Описание опыта: заранее готовится рисовый отвар, которым на фильтровальную бумагу наносится слово “вода” и ее формула. Бумагу просушивают и используют уже эту заготовку. Ее смачивают раствором иодида калия (“йодом”).

Надпись “проявляется”.

“Вулкан” (“волшебная палочка”);

Ведущий 1: Ой, подумаешь – невидимые чернила! Ха, зато у меня есть волшебная палочка! (показывает стеклянную палочку).

Ведущий 2: И что же в ней волшебного?

Ведущий 1: А вот посмотри!

Описание опыта: На подставку холмиком насыпают дихромат аммония. Стеклянную палочку нагревают в пламени спиртовки и опускают в центр этого холмика до начала реакции, затем ее убирают.

Ведущий 2: Как много чудес встречаем мы в сказках! Но, оказывается, нет ничего чудесного в этих превращениях и многие секреты этих “превращений” раскрывает наука ХИМИЯ!

Далее проходит беседа с учащимися 5ых классов. За каждый правильный ответ ученик получает 1 Химон – бумажную монетку с химической символикой. Старшеклассники объясняют, что по количеству Химонов ученики получат оценку за урок природоведения.

-А что это за наука – химия? (наука о веществах и их превращениях)

-что такое вещества? (это то, из чего состоят все физические тела)

-из чего состоят вещества? (из молекул)

– А молекулы из чего состоят? (из атомов)

-Что происходит с веществами при химических явлениях? (состав молекул меняется)

-Приведите примеры химических явлений, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.

– А при физических явлениях что происходит? (состав молекул не меняется)

-Приведите примеры физических явлений.

Ведущий 1: А теперь отгадайте наши загадки! (ведущие по очереди задают загадки, награждая победителя Химоном)

А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, –
Я лед, я пот, я – облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза – застываю (вода)

Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я… (мелом)

Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде –
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:

Это – Натрия хлорид (соль)

Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя мое – Медь

Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь. (золото)

Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат. (азот)

Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло
И зовут меня Стекло.

Ведущие: Ребята, какие же вы молодцы! Мы очень надеемся, что вам понравилась экскурсия в кабинет чудес – в кабинет химии и вы с таким же интересом будете изучать этот предмет в старших классах!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 5 класса КЛАССОВ “ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ХИМИИ”