В чем заключалась стратегическая линия Кутузова в романе “Война и мир”?

Она складывалась из соединения трех сил: во-первых, терпение; во-вторых, время; в-третьих, опора на нравственный дух войска. Кутузов сам говорит об этом князю Андрею: “Терпение и время, голубчик, – нет сильнее этих двух воинов, они все сделают”. Оказалось, что такая стратегия является древней стратегией народной и партизанской войны. Значит, Кутузов не безучастен и не бездеятелен, как казалось, а активен и деятелен, но по-особому, без суеты и внутренних колебаний.

А в чем же сила и величие Кутузова?

Толстой об этом пишет следующее:

“И только это народное чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все силы свои не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их”. Значит, величие Кутузова – в нераздельности в нем главнокомандующего и гуманиста, полководца и скромного человека, фельдмаршала и народного героя, т. е. в слиянии политики и нравственности.

Утверждая величие Кутузова, Толстой вовсе не отрицает роль великих людей, как казалось критикам, а показывает свое оригинальное понимание величия. Толстой видит величие человека в личном благородстве,

в гуманизме, в самоотречении ради высших духовных ценностей, в великодушии и милосердии, т.

Е. в духе простоты, добра и правды. Обращаясь к историческим событиям и лицам, Толстой стремится найти в них нравственное содержание, определить их этический уровень. И исторических деятелей, и вымышленных героев Толстой оценивает одним критерием – критерием нравственности.

Следовательно, Толстой не отвергает великих людей в истории, а выступает против преувеличения роли отдельных людей, т. е. против культа отдельных, великих людей в истории.

Потому что такой культ великого человека автоматически дает ему власть над другими людьми, а Толстой был принципиальным противником любой власти одних над другими, утверждая принцип полного равенства людей. Андрей Болконский подметил отсутствие всего личного в старом полководце, он даже говорит, что у Кутузова оставались не страсти, “а только одни привычки страстей”, т. е.

Кутузов, в отличие от всех, не имел никакой своей, отдельной, личной задачи, кроме одной – служить “неизбежному ходу событий”. Можно сказать, что он настолько проникается волей истории и сливается с этой верховной вне личной силой, что она становится его индивидуальной волей. Профессор Лидия Гинзбург пишет: “В деятельности Кутузова всенародная воля обнаруживается в самой чистой абсолютной форме”. Такая полная самоотдача, такое повиновение воле общей и такая поглощенность общей судьбой является вторым уникальным свойством Кутузова наряду с первым свойством – гуманистической целью всех его действий. (Столь полное бескорыстие доверено в романе только народу, Каратаеву, Наташе Ростовой и Пьеру Безухову).

Этой трактовкой исторической роли Кутузова Толстой вел резкий спор со всей современной ему историографией.

Он видел, что многие современные критики не признавали величия созданного им образа Кутузова. В ответ на эти суждения Толстой писал: “Искусство имеет законы… И если я художник, и если Кутузов изображен мной хорошо, то это не потому, что мне так захотелось (я тут не при чем), а потому, что фигура эта имеет условия художественные, а другие нет…

На что много любителей Наполеона, а ни один поэт еще не сделал из него образа; и никогда не сделает”. А для тех людей, которые не верили в объективные законы искусства, в его безобманность Толстой с холодным сарказмом замечал: “…для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое (лакейское) понятие о величии”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В чем заключалась стратегическая линия Кутузова в романе “Война и мир”?