Сравнение образа Кутузова и Наполеона в “Войне и мире”
Как представляет Л. Н. Толстой роль личности в истории? Сравните образы Кутузова и Наполеона в “Войне и мире”.
Толстой кардинально переосмысливает роль личности в истории. Он отказывается от понятия “выдающаяся, исключительная личность”. Развенчанию этого понятия в романе последовательно подчинено развитие образа Наполеона.
Наполеон в изображении писателя – себялюбивый позер, человек, мнящий, что его воля определяет движение миллионов людей и судьбы истории. Писатель предлагает классическое сравнение Наполеона
Война 1812 года – столкновение русского народа с народами Западной Европы. Причем агрессивно настроенные народы приобретают признаки толпы. Она-то и выдвигает такого предводителя, который ей надобен, каким был Наполеон, – жестокого, беспринципного,
Он своими внутренними качествами соответствует целям толпы, а это – “обманы, грабежи и убийства”, война.
Другой тип исторической личности – это подлинно народный вождь, главнокомандующий русской армии Кутузов. Его выдвигает на руководство армией, цель которой – спасение родины, не воля императора, интриги или личный талант полководца, а мир, совокупная народная воля России. Здесь выбор тоже безошибочно соответствует целям народа.
Главная среди них – мир, только уже в значении отсутствия войны, врага на родной земле. Именно этой цели и служит Кутузов, подчеркнуто демократичный, простой и открытый во всех случаях, когда не имеет дело с большими и малыми наполеончиками, которых немало и в русской армии, и при дворе.
Писатель парадоксально заостряет внимание читателя на кажущейся пассивности, бездеятельности Кутузова даже в самые тяжелые моменты, требующие решений: Бородинское сражение, совет в Филях. Кутузов таков потому, что понимает – произвольные действия личностей мало что могут изменить в направлении движения истории, ходе исторического события. Их определяет совокупная воля масс, “всех, без единого исключения всех людей, принимающих участие в событии”.
Гениальность Кутузова состоит в исключительной чуткости к этой воле и в том, что порывы его большой и страстной души совпадали с тем, что испытывали тысячи солдат, которых он возглавлял, и миллионы русских людей, которых они представляли. Это и ненависть к врагам во время сражения, и великодушное отношение к побежденным: “Мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди.
Так, ребята?” Не кажется случайным для писателя и отход Кутузова от дел после освобождения Русской земли: заграничный поход – это уже политика, национально необходимого в нем нет. “Дедушка”, “отец” – так называют Кутузова простые люди, подчеркивая семейный, родовой характер духовной связи со своим лидером. “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, – обобщает Л. Н. Толстой свои наблюдения над двумя типами исторических личностей.