Уроки “Матрениного двора”

Начинаем беседу по рассказу с обсуждения слова “двор”. От привычного ребятам значения (“играть во дворе”) приходим к пониманию того, что в заглавии рассказа имеется в виду “дом” (можно обсудить тут же слова горница, изба, подворье, усадьба). С какими же ассоциациями связано у ребят слово “дом”? (Запись ответов на доске: Дом – это… Дети, семья, очаг, тепло, детство, друзья, бабушка, Родина, кот (собака), добро, любовь…)

Затем открываем афоризмы, предварительно написанные на доске и закрытые во время обсуждения первого вопроса:

“Дом там, где наше сердце” (Плиний).

“Есть дома с чрезвычайно красивым фасадом и очень дурным расположением. Есть другие – неправильные снаружи, но жить в которых так уютно. То же самое и люди” (В.

Федорович).

“Дом человека – его замок” (Э. Коук).

“Тот счастливейший из всех, будь то король или крестьянин, кто обрел мир в собственном доме” (И. Гете).

“Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там” (Д. Мур).

– Как вы понимаете высказывания великих людей? Чем им дорог дом?

– Рассказчик Солженицына тоже пытается найти свой дом. Почему ему приходится его искать? (Возвращается из лагерей.)

– Где он пытается найти дом? (В нутряной России.)

– Как вы понимаете это выражение? (В самом сердце России, в ее центре.)

– Прочитайте описание дома, в который попадает рассказчик. Почему он не хочет никуда больше селиться? Почему ему здесь хорошо? (Работа с текстом.)

– Поэтично звучит название села, и так же поэтично, по-русски, по-деревенски, зовут хозяйку избы – Матрена. Какой прием использует Солженицын при их описании? (Контраст.)

– Почему возникло такое противопоставление? (Читаем афоризм о соотношении внешнего и внутреннего.)

– Какой мы видим Матрену при первой встрече? Только ли болезнь виновата во всех бедах? Что пришлось пережить Матрене в своем доме? Чем была заполнена ее жизнь? (Две войны, германская и Отечественная, смерть шестерых детей, потеря мужа, нужда.)

– Почему же дом – святая святых – стал разрушаться? (Бедность: толпа фикусов – единственное богатство – это единственное, чего у Матрены много.) Кто скрашивает одиночество героини? (Колченогая кошка и коза.)

– Кто виноват в бедственном положении людей в деревне? Выберите правильную, с вашей точки зрения, версию:
1) форс-мажорные обстоятельства (две войны, революция);
2) сами люди, погрязшие в бедности и не стремящиеся из нее вырваться;
3) бесконечная покорность и терпение народа;
4) равнодушие, злоба среди людей;
5) государственное устройство, власть, для которой простые люди – крепостные;
6) изуродованные отношения между родственниками.

– Наверное, во многом виноваты сами люди, но и власти уже многие годы в России “оторваны от народа”. Докажите это текстом повести. (История с пенсией, с торфом, который приходится воровать даже честным труженикам, несправедливость – звезду Героя Социалистического труда получает председатель колхоза, заработавший себе славу не трудом, а выгодной сделкой.)

– К чему все это ведет? Меняются люди или остаются прежними? (Нет, люди меняются, причем в худшую сторону: они озлобляются, ожесточаются.) Докажите примерами из текста.

Затем обращаемся к новой серии афоризмов (можно распечатать их на каждую парту). Предложим ребятам выбрать те из них, которыми можно рассказать о Матрене и людях, ее окружающих, и объяснить свой выбор.

“Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам” (Сократ).
“Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию” (Цицерон).
“Только сердце делает человеком – все остальное вздор” (Гай Петроний).
“Человек хуже зверя, когда он зверь” (Рабиндранат Тагор).
“Алчная душа всем злым делам начало” (Иоанн Дамаскин).
“Дурной умысел против того и оборачивается, кто его замыслил” (Авл Гелий).
“Коль совершил зло, пусть хоть оно исправит тебя” (Аттар Фарид Ад-дин).
“Побудительные причины – вот что определяет ценность человеческих поступков: благородно только то, что бескорыстно” (Лабрюйер).
“Когда исходят из выгоды, то множат злобу” (Конфуций).
“Сильные люди всегда просты” (Л. Толстой).

Обсуждение вариантов всегда бывает очень увлекательным, поэтому нужно запланировать достаточно времени для этой работы. Она станет прологом к постановке проблемных вопросов.

– Сильный ли человек Матрена? Если да, то в чем ее сила? (В доброте и бескорыстии, скромности, трудолюбии и честности.) Плиний Младший утверждал, что “хорошие люди слабее плохих”. Согласны ли вы с этой мыслью?

Может быть, философ прав, ведь Матрене не оказалось места среди ее односельчан?

– Одно из названий повести – “Не стоит село без праведника”. Кто же такой праведник? Назовите черты, присущие такому человеку (честность, искренность, доброта, отзывчивость, бескорыстие, сострадание, мученический путь.) Почему рассказчик называет праведником Матрену?

– Как вы считаете, есть ли сейчас люди, похожие на Матрену?

Домашнее задание. Сочинение “Нужны ли такие люди, как Матрена, моим современникам?”.

Елена Юрьевна Котынова,
Учитель русского языка и литературы МОУ “Педагогический лицей” г. Великие Луки

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Уроки “Матрениного двора”