РОЛЬ УЧИТЕЛЬНИЦЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (по рассказу В. Г. Распутина “Уроки французского”)

РОЛЬ УЧИТЕЛЬНИЦЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

(по рассказу В. Г. Распутина “Уроки французского”)

1 вариант

Всем известно, насколько важен труд учителей. Они открывают перед нами двери в чудесный и увлекательный мир знаний, прививают нам важнейшие человеческие качества – доброту, трудолюбие, целеустремленность, милосердие. Их роль в жизни каждого ребенка трудно переоценить.

Обо всем этом повествует В. Г. Распутин в рассказе “Уроки французского”. Учительница французского языка, Лидия Михайловна, – прекрасный, внимательный педагог,

чуткая женщина. Она с уважением относится к детям, старается их понять, умеет ценить честность, гордость, настойчивость.

Ее жизненное кредо – “не принимать себя всерьез, понимать, что… может научить совсем немногому”.

Огромную роль сыграла Лидия Михайловна в жизни одного из своих учеников – одиннадцатилетнего мальчика, приехавшего в город учиться. Она сумела не только привить ему любовь к своему предмету, жажду познания всего нового, но и приложила все усилия, чтобы помочь мальчику выжить в голодные послевоенные годы. Узнав, что постоянное чувство голода подтолкнуло его играть на

деньги, учительница не стала ругать и тащить ребенка к директору, а начала действовать по-другому: она собрала мальчику посылку, а потом даже решилась играть с ним в “пристенок”, чтобы на честно выигранные копейки он смог покупать себе молоко.

Меня восхитили самоотверженность, чуткость и доброта Лидии Михайловны, которая пожертвовала своей репутацией и выгодным местом работы ради жизни ученика.

Я уверена, что мальчик сумел по достоинству оценить поступок учительницы и сделать правильный вывод относительно того, что является высшими жизненными ценностями и к чему надо стремиться.

2 вариант

Валентин Распутин – русский писатель, наш современник. Он – коренной сибиряк, сын крестьянина, поэтому хорошо знает жизнь сибирской глубинки, поэтому многие его произведения связаны с судьбой его земляков, их радостями и печалями, ошибками и победами, надеждами и разочарованиями. В его творчестве каждый – и взрослый, и ребенок – может найти страницы для себя, потому что его героям присущи доброта, справедливость, милосердие, честность, упорство в достижении цели и другие замечательные качества.

Рассказ “Уроки французского” имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей.

Вот и в “Уроках французского” учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту.

В рассказе перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя произведения связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в “чику”. Но по своей натуре он – чистый, умный и честный ребенок, не похожий на других ребят, поэтому не может мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются старшие мальчики. Подростки начинают безжалостно бить и унижать его, пресекая любые попытки отстоять справедливость.

И именно в этот момент, очень своевременно, на помощь герою приходит школьная учительница.

Узнав, что ученики играют на деньги, Лидия Михайловна решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что он играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен всего один рубль на молоко.

Он недоедает, и у него нет другого способа раздобыть так необходимые ему средства. Мальчик проникается доверием к своей учительнице, потому что не в силах обманывать эту добрую женщину. Он открывает ей душу, рассказывая о трудностях своей жизни.

Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно по французскому – но это только благовидный предлог. В действительности ее глубоко взволновала судьба ребенка. Она стремится как-нибудь помочь мальчику, попавшему в сложную ситуацию, но у него есть гордость, поэтому он не соглашается принимать эту помощь просто так. Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами.

Лидия Михайловна с пониманием относится к его позиции, находит выход, как ей кажется, логичный в такой ситуации. Она предлагает ему играть с ней – сначала просто так, затем – на деньги. Мальчик соглашается.

Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги он согласен принять. А то, что заработаны они таким образом, так ведь это была не его идея.

Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связан с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (8 votes, average: 3.88 out of 5)
Loading...

РОЛЬ УЧИТЕЛЬНИЦЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (по рассказу В. Г. Распутина “Уроки французского”)