Урок-путешествие по рассказу А. И. Солженицына «Захар-Калита»
Эпиграфы к уроку
В мире, не обретшем единой системы нравственного отсчета,
ценностно-объединяющую роль играет искусство.
Одно слово правды весь мир перетянет.
А. И. Солженицын. Нобелевская лекция
Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году.
В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, все можно было вызвать:
и костры, и конские темные табуны, и услышать блоковских лебедей в стороне Непрядвы.
А. И. Солженицын. «Захар-Калита»
Мы сам-друг над степью в полночь стали:
Не вернуться,
Над Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.
А. Блок. Из цикла «На поле Куликовом»
Для урока потребуются: портрет А. И. Солженицына, карта автомобильных дорог Центрального района России, репродукции изображения Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, картина М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», схема Куликовской битвы, тексты рассказа, «История государства Российского» Н. М. Карамзина.
Перед уроком учащиеся получили Задания.
1. Из исторических источников подготовить сообщение о Куликовской битве.
2. Выучить наизусть стихотворение
3. Поработать со словарем, объяснить значение слов.
1) Басурман, ражий, брюки офицерские диагоналевые третьего срока.
2) Почему пишутся с прописной буквы слова Поле, Книга Отзывов, Смотритель, Дух, Четырнадцатый, Девятнадцатый.
Ход урока
Слово учителя. Сегодня на уроке мы обратимся к истории России и совершим путешествие вместе с А. И. Солженицыным и героями его рассказа «Захар-Калита» на поле Куликово.
В основе композиции рассказа — путешествие, дорога. У Солженицына много предшественников: дорога была композиционной основой многих произведений Лескова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Есенина.
Я приглашаю вас в замечательное путешествие. Обратимся к карте. Наш путь начнем от села Есеновичи до Москвы. От стен Кремля до поля Куликова. (Учитель по карте показывает путь.)
Работа с текстом. Вопросы классу. (Здесь и далее курсивом даны примерные ответы.)
— Теперь обратимся к тексту рассказа: «Друзья мои, вы просите рассказать из летнего велосипедного? Ну вот, если вам нескучно, послушайте о Поле Куликовом». Что сулит читателю такое начало? (Автор готовит читателя к началу серьезного разговора. Наверняка автор расскажет что-то увлекательное, что-то незабываемое, что произошло с ним во время этого путешествия.)
— О чем эта история? Куда привела дорога автора и куда он зовет нас? (Дорога привела автора на поле Куликово, вместе с ним мы и совершим путешествие. Дорога зовет в прошлое.
Обращаясь к этому рассказу, то есть читая его, мы попадаем на Куликово поле, и автор как бы переносит наше настоящее время в тот далекий 1380 год. Задача автора — помочь читателю почувствовать ту атмосферу, которая царила в XIV веке, что чувствовали тогда, когда шли на верную смерть.)
Слово учащихся, готовивших сообщение о Куликовской битве.
— В каком году написан рассказ? (В 1965 году.)
— Как сейчас можно добраться до Куликова поля? («Да ведь туда раскрашенные щиты не зазывают, указателей нет, и на карте найдешь не на каждой, хотя битва та по Четырнадцатому веку досталась русскому телу и русскому духу дороже, чем Бородино по Девятнадцатому».)
— Что нас настораживает, тревожит в этой фразе? (Нет дороги, кроется затаенная обида: такой дорогой ценой досталась победа в кровавой битве — ни указателя, ни значка на карте. Забыто много, забыты дороги. Разочаровывают нас первые страницы.
Люди, приезжая отдыхать, все разбрасывают, чувствуется какое-то пренебрежение к Куликову полю. Не берегут святыню. «Таких битв не на одних нас, а на всю Европу в полтысячи лет выпадала одна. Эта битва была не княжеств, не государственных армий — битва материков».)
Наше движение не только к Куликову полю, но и во времена Куликовской битвы. Учащиеся зачитывают отрывки из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.
Слово учителя. Обратимся ко второму эпиграфу урока. Автор рассказа, осматривая Поле, мыслями уносится в прошлое, видит наших воинов.
Итак, от стен Кремля мы с войском Дмитрия Донского подошли к обширному полю Куликову… еще тепло днем, а ночью обелит инеем травы. Дневное солнце разогреет разнотравье, и над полями поднимается сказочный запах. Голубеет небо, высоко над землей плывут облака.
И по краям поля выступают могучие сторожевые полки — леса. Словно солдаты в строю — в один рост, неколебимые. «Легенда переживет легенду. И из соседней деревни Ивановки старик рассказывает все по-своему: что туман, мол, никак не расходился, и в тумане принял Мамай обширный дубняк обок себя за русское войско, испугался: «Ай, силен крестьянский Бог!» — и так-то побежал», — читаем в рассказе.
Мелькают спицы велосипедных колес. Вьется тропка — вот впереди деревенька, вот лесок; от леса до леса, от маковки до маковки ведет дорога. Как хорошо думается в пути, как легко читаются эти травяные строчки!
И выступают из небытия лица, звучат голоса. Никуда это не ушло. Это здесь — в земле, в небе, в сверкающей на пригорке маковке, в нас, живущих на земле.
Работа с текстом. Вопросы классу.
— Какие сюжетные планы мы можем выявить в рассказе? (Можем выявить два плана. Внешний, событийный: поездка рассказчика на Куликово поле, знакомство со Смотрителем Захаром Дмитриевичем. Внутренний — погружение рассказчика в глубину истории, его размышления.)
— Какую роль выполняет сюжетный внутренний план? (Он выводит читателя на темы исторической памяти, осознания себя частью нации, живой души народа.)
— Какие основные проблемы высвечивает внутренний план? В чем причины беспамятства людей? (Проблемы исторической памяти, совести человека. Люди стали плохо относиться к памятникам истории.
Туристы, местные жители оставляют после себя мусор, надписи в храме, на памятнике. И только Смотритель приводит в Порядок окружающее пространство.)
— Как случилось, что на родной земле человек чувствует себя не рачительным хозяином, а временщиком, которому только бы успеть утащить? (В погоне за сиюминутным человек забывает о вечном. Надо постоянно ему об этом напоминать.)
— Почему человек, по-настоящему болеющий за свою землю, за ее культурное и историческое наследие, системе не нужен? (На культуре и истории невозможно заработать огромных денег. Болея за свою землю, человек все отдает ей, ничего не беря взамен. Сейчас таких людей мало, каждый думает о своей личной выгоде.)
Задание классу. Сопоставьте два отрывка. 1-й отрывок: «Просто это выпало нам так в тот день… и прошли как по священному безмолвному заповеднику»; 2-й отрывок: «Нам без помех думалось… чтоб только Русь встряхнулась от басурманов».
— Почему «без помех думалось»?
— Почему именно в такую ночь, именно в это место привел писатель своего читателя? (Думалось без помех, потому что ничего не изменилось на этом Куликовом поле. Так же все и осталось: тот же Дон, та же Непрядва, впадающая в Дон. Поэтому, попадая на это поле, попадаешь в ту атмосферу, которая царила в 1380 году. Именно в такую ночь с 7 на 8 сентября собралось русское войско, сильное, уверенное в своей победе.
И каждый знал, что 9 из 10 погибнет в предстоящей схватке. Но все равно настроение было приподнятое, это было общее настроение. Путешественники, а вместе с ними и мы, можем видеть и чувствовать то же самое.)
Слово учителя. Перемещение во времени и пространстве — эта способность литературного произведения перенести нас в прошлое, в места, где мы никогда не были, открылась нам, когда изучали «Слово о полку Игореве». Это прием ретроспекции — один из способов композиционного воплощения замысла автора. «…Вдыхай дикий воздух. Оглядывайся и видь! — как по восходу солнца сшибаются Телебей с Пересветом, как стяги стоят друг против друга, как монгольская конница… гонит нас назад, откуда мы пришли, туда, где молочная туча тумана встала от Непрядвы и Дона.
И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами».
Работа с текстом. Задания классу.
— Найдите описание Смотрителя. Героев каких произведений он напоминает?
— Каково отношение к Захару Дмитриевичу, меняется ли оно по ходу разговора? (Представление о Захаре у приезжих вначале складывается как о пьянице. Он не охраняет Поле, а просто это его случайный заработок, и ему наплевать на то, что творится там. Но затем постепенно отношение к Смотрителю меняется. Мы видим, что он многое знает о Куликовской битве, следит, чтобы туристы не оставляли надписи.
Дотошно расспрашивает каждого путешественника о цели путешествия. Предупреждает, чтобы не бросали мусор. Когда он говорит о разорении, то выражение его лица меняется.
Он не умеет скрывать свои чувства. Уходя в деревню ужинать, ночевать возвращается на Поле. Сторожит его день и ночь.)
— Как относится Захар Дмитриевич к посетителям? К памятнику? (В начале с недоверием. Старается понять цель их путешествия, отношение к истории России.
Если видит, что туристы с уважением и интересом отзываются о Куликовской битве и ее героях, становится доброжелательным. Памятник для него святыня. Хочет, чтобы все поняли ценность событий, происходивших здесь в XIV веке.)
— Что меняется с появлением на поле Куликовом Смотрителя? (Становится больше порядка. Появляется уважение.)
— Какая нужна власть, чтоб не царапать памятник, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор? (Не надо никакой власти, только власть совести.)
Чтение учащимися стихотворений из цикла А. Блока «На поле Куликовом».
Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему: «Какое значение для современного россиянина имеет историческое прошлое Родины?»