Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова “Тупейный художник”
У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, – они есть.
Н. С. Лесков
Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства.
А. И. Герцен
Эпиграфы (вначале скрыты от класса).
Репродукции: Н. И. Аргунов. “Портрет П. Ковалевой-Жемчуговой”; Рафаэль. “Святая Цецилия…”.
Музыкальная запись: П. И. Чайковский. “Симфония № 6”, финал (тема нарастающего протеста).
Цели урока
Закрепление основных понятий, связанных с творчеством Н. С. Лескова
Воспитание тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы). Воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса учащихся.
Подготовка к уроку
Раздаются задания исследовательским группам (поисковые листы), проводятся групповые и индивидуальные консультации (важно бережно отнестись к мнениям учащихся),
Класс распределяется на пять исследовательских групп. Парты (столы) расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждой группы – таблички с условными названиями: “История создания”, “Композиция”, “Главные герои”, “Изображение крепостного права”, “Язык рассказа”.
I этап урока – организационный.
Негромко звучит музыка Чайковского.
Учитель объявляет тему урока и просит ребят записать основную мысль рассказа в форме афоризма. Каждая группа оформляет свои записи маркерами на листе и передает учителю.
Учитель вешает их на магнитную доску, затем спрашивает, знакомо ли ребятам прозвучавшее произведение; если незнакомо, называет его.
Открывается левая створка доски с эпиграфами. Эпиграфы прочитываются и сопоставляются с афоризмами учащихся.
II этап – обсуждение в группах результатов исследовательской работы, выбор выступающих.
III этап – выступления старших в группах (выступающих может несколько, но время ограничено – не более 5 минут).
Поисковый лист 1-й группы
Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.
“Тупейный Художник” Н. С. Лескова и “Сорока-воровка” А. И. Герцена.
Вопросы и задания
1. Прочитайте примечания к рассказу. Что известно о том, где, когда, на основе каких событий он был создан? Чему (кому) посвящается?
Как понимаете смысл эпиграфа?
2. Где и когда происходит действие рассказа Любови Онисимовны?
- Анализ рассказа Н. С. Лескова “Тупейный художник”, план Произведение имеет подзаголовок: “Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)”. Здесь описан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Каменских – при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях – происходили данные события. Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении […]...
- Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова “Тупейный художник” “Тупейный художник”, написанный Лесковым в 1883 году, относится к числу самых известных и значительных произведений писателя. Сюжет этого рассказа основан па предании о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного “тупейного художника” (парикмахера и гримировщика). В посвящении рассказа подчеркнута историческая дата отмены крепостного права: “Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.”. Главные герои […]...
- Пересказ рассказа “Тупейный художник” Лескова Н. С План пересказа 1. Автор размышляет о том, кто такие художники. 2. Работа в театре Любови Онисимовны и Аркадия. Их любовь. 3. Аркадий стрижет и бреет брата графа. 4. Спектакль с Любовью Онисимовной в главной роли. 5. Аркадий внезапно увозит свою любимую из дома графа. 6. Они приезжают в деревню и просят их обвенчать. Священник выдает […]...
- Краткое содержание рассказа Н. С. Лескова “Тупейный художник” Повествователь рассуждает о том, что многие люди понимают под словом “художники”, а затем сообщает о мастере, который был и на Руси. Его младшего брата нянчила старушка Любовь Онисимовна, актриса бывшего Орловского театра графа Каменского. Она водила их гулять на кладбище к простой могилке со старым крестом. Здесь автор и услышал от нее историю о “тупейном […]...
- Урок по рассказу Н. С. Лескова “Левша” 6-й класс Изучению произведения отводится три урока. Цели работы: 1. Показать ученикам жанровые особенности сказа вообще, связь с народным творчеством. 2. Познакомить с некоторыми особенностями метода писателя (полемичность, владение языком, своеобразие подхода к общеизвестным темам). 3. На доступном возрасту уровне методом медленного чтения помочь осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера. Работа с “Левшой” […]...
- Лесков, Анализ произведения Тупейный художник, План Анализ произведения Произведение имеет подзаголовок: “Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)”. Здесь описан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Каменских – при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях – происходили данные события. Рассказ состоит из девятнадцати глав. В […]...
- Сочинение “Человек на часах” по рассказу Н – Лескова Сочинение “Человек на часах” по рассказу Н. Лескова Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям Жизнь. Но иногда начинается перебор. Тогда правило становится важнее человека. Все стараются любой ценой его соблюдать, забыв про смысл, про других людей. Такой же абсурд происходит […]...
- “Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен…” И. А. Бунин. (По одному из произведений русской литературы. Н. С. Лесков “Тупейный художник”) В рассказе “Тупейный художник” не случайно сопоставляются два необычных художника, и развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии “художник”. “У нас многие думают, что “художники” – это только живописцы да скульпторы, и то такие, которые удостоены этого звания академиею, а других не хотят и почитать за художников… У других людей не так…” – с […]...
- Сочинение “Старый гений” по рассказу Н – Лескова Сочинение “Старый гений” по рассказу Н. Лескова Читая рассказ Николая Лескова “Старый гений”, я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили в роскоши наглые “мажоры”, так и живут. Как ходили бабушки к чиновникам по сто раз, так и ходят. И как полиция говорила: “ищите […]...
- Урок информатики для 3 класса “Информация, человек и компьютер” Технологическая карта урока. Матвеева. Информатика. 3 класс. ФГОС. Урок 6. Контрольная работа №1 “Информация, человек и компьютер” Цели урока: – проверка уровня освоения темы; – умение отбирать нужную информацию из множества данных. Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока Организационный момент Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Личностные УУД: – […]...
- Урок географии Тема урока “Влияние строения земной коры на облик Земли”. Цели и задачи урока: Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли. Обосновать причины разнообразия рельефа как следствия развития и строения земной коры. Продолжать развивать умения работы с картой. Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры, атласы, учебный диск Содержание урока 1.Организационный […]...
- Тупейный художник краткое содержание Лесков Н. С. Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю “тупейного художника” Аркадия. Аркадий – парикмахер и гримировщик – причесывает всех крепостных артисток графа. Сам он “человек с идеями”, другими […]...
- Урок в 9 классе по теме: “Источники звука. Звуковые волны” Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеошворцинская средняя общеобразовательная школа Имени Ф. А. Пушиной Якшур – Бодьинского района Удмуртской Республики Урок в 9 классе По теме: “Источники звука. Звуковые волны” Подготовила Учитель физики Лукина Наталья Николаевна С. Большеошворцинское Цель урока: Ввести понятие источника звука и звуковой волны, механизма ее возникновения и распространения в среде. Задачи урока: Образовательные: […]...
- Урок по тему “Электронные таблицы” Урок по тему “Электронные таблицы” Абайдуллина Динара Ринатовна-учитель информатики Краткая аннотация урока: Учебный предмет – информатика. Уровень образования школьников : 9 класс, второй год изучения предмета, базовая программа. Место урока в изучении раздела: Первый урок; Продолжительность урока : 45 минут. Основные понятия : книга, лист, ячейка, диапазон ячеек, тип данных, формула, формат данных Тип урока […]...
- Краткое содержание “Тупейный художник” Лесков Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю “тупейного художника” Аркадия. Аркадий – парикмахер и гримировщик – причесывает всех крепостных артисток графа. Сам он “человек с идеями”, другими словами, художник, из […]...
- Нравственный смысл рассказа “Тупейный художник” Произведение имеет подзаголовок: “Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)”. Здесь описан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Каменских – при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях – происходили данные события. Произведение А. С. Пушкина “Капитанская дочка” можно в […]...
- “В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума – дума не о судьбе лица, а о судьбе России”. М. Горький (по рассказу Н. С. Лескова “Человек на часах”) Рассказ Лескова “Человек на часах” был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет “отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом”. Но, я думаю, в своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют меня о многом задуматься. Что же произошло, что описывает этот рассказ? Ночью часовой Постников стоял на своем […]...
- Урок по теме: “Решение систем уравнений второй степени с параметром графическим способом” Урок по теме: “Решение систем уравнений второй степени с параметром графическим способом” Урок математики интегрирован с информатикой. Создан с помощью программного продукта “Живая математика” (предварительно готовится анимация графического примитива :параболы, окружности, прямой средствами данной программы для всех видов деятельности урока). 9 класс. Учитель математики ГОУ СОШ №1374 Полухина О. Г. Тип урока: Комплексное применение знаний, […]...
- Урок биологии “Чему учит кость?” МОУ СОШ № 20 Учитель биологии, высшей категории Невмержицкая Людмила Викторовна Урок-спираль (технология критического мышления) Тема: “Чему учит кость?” Цели урока : – познакомить учащихся с составом и строением костей; – показать взаимосвязь строения и выполняемых функций у костей; – организация самостоятельной учебной деятельности, умение адекватно оценивать собственные достижения. Ход урока : Формы работы Основное […]...
- Урок по алгебре для 7 класса на тему “Системы линейных уравнений с двумя переменными” МКОУ “Петуховская средняя общеобразовательная школа №1” “Системы линейных уравнений с двумя переменными” , 7 класс Г. Петухово 2015г. Девиз урока: “Деятельность – единственный путь к знанию” Дж. Бернард Шоу ЦЕЛИ УРОКА: Формирование способности к самостоятельному исследованию системы линейных уравнений с двумя переменными. Развитие способности к самостоятельному планированию, организации работы; Воспитание познавательного интереса к математике. Развитие […]...
- Урок-мастерская по рассказу Евгения Замятина “Дракон” Чтение с остановками Несколько слов о важном Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии – это прежде всего новые пути “добывания” информации и работы с ней, новые взаимоотношения “учитель – ученик”, деятельностный характер обучения. Технологии развития критического мышления (ТРКМ) вызывают сегодня большой интерес […]...
- Урок-путешествие по рассказу А. И. Солженицына “Захар-Калита” Эпиграфы к уроку В мире, не обретшем единой системы нравственного отсчета, ценностно-объединяющую роль играет искусство. Одно слово правды весь мир перетянет. А. И. Солженицын. Нобелевская лекция Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году. В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, все можно было вызвать: […]...
- УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ на тему “Движение” УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ на тему “Движение” Методическая цель: Использование ИКТ в учебном процессе Тип урока: обобщающий Цели урока: Образовательные: Овладение навыком выполнения построений на уровне обязательной подготовки; Развивающие: А) совершенствование навыка: – построения симметричной фигуры относительно точки, прямой; – выполнения параллельного переноса, поворота; – применения свойств движения; – построения точки с заданными координатами […]...
- Урок по рассказу И. А. Бунина “Цифры” Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа – мелодию, которой определяется все последующее. И. А. Бунин 1. Слово учителя. “Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа – мелодию, которой определяется все последующее”. Так говорил Иван Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом, что “всю […]...
- Урок для 8 класса по теме “Четырехугольники” Евстафьева Людмила Федоровна Учитель математики первой категории МОУ “Джалильская СОШ №2” Урок для 8 класса по теме “Четырехугольники” Цели и задачи: Обучающие: 1. Обобщение и систематизация знаний учащихся; 2. Закрепление основных понятий базового и развивающего уровня; 3. Контроль и оценка знаний учащихся по разделу “Четырехугольники”; Развивающие: 1. Развитие мыслительной деятельности при практической работе; 2. Развитие […]...
- Интерактивный урок по технологии 5 класс “Текстильные волокна” Аннотация Название работы. Автор – Димитрова Татьяна Федоровна, учитель технологии, МБОУ Новотроицкой СОШ Татарского района Новосибирской области. Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями: материаловедение, текстильные волокна, волокна растительного и животного происхождения; Развивать память, мышление, воображение ; Воспитать интерес к изучению предмета технология. Тип урока: Получение новых знаний. Методические рекомендации : урок по разделам “Материаловедение” для […]...
- Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова “Старый гений”) Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова “Старый гений”) Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе […]...
- Жажда света в произведениях Н. С. Лескова по рассказу “Овцебык” Лесков… – волшебник слова, но он писал не пластически, а – рассказывал и в этом искусстве не имеет равного себе. М. Горький В 60-х годах прошлого века в русской литературе, как бы особняком, существовало творчество замечательного русского писателя-рассказчика Николая Семеновича Лескова. Особняком потому, что он не принял душой устремления современной ему литературы, отмеченной нигилистическими, революционными […]...
- Урок – сказка по русскому языку на тему: “Секреты родственных слов” Формальная часть урока Тема. Секреты родственных слов. Цель: Формирование понятий о признаках родственных слов. Задачи: 1) сохранение физического и эмоционального здоровья учащихся во время урока; 2) воспитание чувства сопереживания, взаимопомощи, любви к окружающей природе; 3) развитие коммуникативных качеств личности (умения работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку); 4) ознакомление с терминами “корень слова”, “однокоренные (родственные) слова”, формирование […]...
- Урок для 5 класса по теме: “Пейзаж” – скачать бесплатно Технологическая карта Учитель: Ануфриева Ольга Ивановна Предмет: изобразительное искусство Класс: 5 ГБОУ СОШ №421 Петродворцового района Санкт-Петербурга УМК: альбомы, карандаши, видеоряд, теоретические материалы Тема урока: Пейзаж-2 часа Место и роль урока в изучаемой теме: №1 . Подготовка к рисованию пейзажа через ознакомление с элементами ландшафтной архитектуры. Заочная экскурсия по паркам. Цели урока: 1.Закрепить и расширить […]...
- Урок физики на тему “Принцип Гюйгенса. Отражение волн” Автор Никулина Оксана Ивановна. Место работы МОУ “Галенковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района” Должность учитель физики Цели урока . Обучающая: Углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред, ввести понятия: передовой фронт волны, фронт механической волны, луч, мнимое изображение. Сформулировать принцип Гюйгенса. Дать учащимся закон отражения волн на количественном […]...
- Урок по биологии в 8 классе “Нарушение осанки и плоскостопие” МОБУ “Каменносарминская ООШ” Урок по биологии в 8 классе “Нарушение осанки и плоскостопие” Класс: 8 Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Учитель: Фасахова Анна Владимировна С. Каменная Сарма Самоанализ открытого урока по биологии в 8 классе “Нарушение осанки и плоскостопие” 22.10.13 Цель урока : Раскрыть причины нарушения осанки и плоскостопия. Задачи: Образовательная: Познакомить с […]...
- Урок по алгебре в 7 классе “Преобразования многочленов с помощью формул сокращенного умножения” Урок по алгебре в 7 классе “Преобразования многочленов с помощью формул сокращенного умножения” Тип урока – Урок закрепления. Вид урока – урок-обзор. Тема. Цель урока: систематизировать знания и умения учащихся применять формулы квадрата разности, суммы и разности квадратов для преобразования многочленов. Задачи урока: Общеобразовательная: отработка навыков и умений по преобразованию многочленов с помощью формул сокращенного […]...
- Урок по теме: “Равнобедренный треугольник и его свойства” Тема урока: ” Равнобедренный треугольник и его свойства” Цель урока: Изучить и доказать свойства равнобедренного треугольника. Задачи урока: Образовательные: Повторить основные понятия по теме “Треугольник”, определение равнобедренного и равностороннего треугольника; Выполнить лабораторную работу “Градусная мера углов равнобедренного треугольника при основании” , сделать вывод; Доказать свойства равнобедренного треугольника; Формировать умение применять эти свойства, Развивающие: Развивать логическое […]...
- Урок по информатике на тему “Тесты с помощью электронных таблицах” Урок по информатике на тему “Тесты с помощью электронных таблицах” Автор: Аттоев Алик Адильгериевич, преподаватель информатики и ИКТ МКОУ СОШ с. п. Безенги Черекского муниципального района КБР Описание работы: Данный материал будет полезен для учителей информатики, желающих провести интересное мероприятие по своему предмету. В данном материале показана, что с помощью электронных таблиц можно выполнять и […]...
- Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева “Мальчик с коньками” Для урока внеклассного чтения рассказ Юрия Яковлева “Мальчик с коньками” выбран по следующим соображениям. Во-первых, небольшой по объему рассказ позволяет за один урок детально разобрать его содержание и учить приемам анализа художественного произведения. Во-вторых, учащиеся могут выполнить разнообразные виды работ (выразительное чтение, подробный и сжатый пересказы, создание пусть еще небольшого, но собственного словесного текста, составление […]...
- Урок экономики. Защита проекта. “Деньги, цена, покупка товара” Утегенова Сауле Мараловна Учитель начальных классов ОСШ № 17 г. Балхаш Конспект урока. Защита проекта. Тема проекта: Деньги, цена, покупка товара. Творческое название: Копейка рубль бережет. Цели и задачи проекта: – Познавательный аспект – знакомство с понятиями “деньги”, “цена”, “покупка товаров” – Развивающий аспект – развитие практического опыта, необходимого для работы в небольших группах, правильного […]...
- Конспект урока английского языка “Школьные предметы” ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙКОГО ЯЗЫКА Учитель: Чунаева О. Б. – учитель английского языка Школа, класс: ГОУ СОШ №1297 4 класс “б” Дата: 19.10.2015 Тема урока: “Школьные предметы” Тип урока: “Урок применения знаний, навыков и умений” Место урока (в цепи уроков): Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков Цели урока: 1) практическая цель – совершенствование […]...
- Конспект урока по математике “Дробные выражения” 6 класс Конспект урока математики в 6 классе Составила: Кучаева Г. А., Учитель математики МОБУ ” СОШ № 73″ г. Оренбурга Тема урока : Дробные выражения Класс : 6 УМК: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др., “Математика”, учебник для 6 класса. Тип урока: урок усвоения новых знаний Зрительный ряд: мультимедийная презентация по теме урока Необходимое […]...
- Сочинение по рассказу Лескова “Зверь” Казалось бы, вопросы милосердия не слишком интересовали реалиста и сатирика, виртуозного стилиста Н. С. Лескова. Тем не менее почти в каждом его произведении, как бы на втором плане, зашифрованно, звучит: люди, будьте добры друг к ДРУГУ. Этический аспект, не отменяя социального обличения, выдвигается на первый план и в рассказе “Зверь”. В этой ситуации опять происходит […]...