Какая мука наше писательское ремесло!..
А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию,
которой определяется все последующее.
И. А. Бунин
1. Слово учителя. «Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию, которой определяется все последующее». Так говорил Иван Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом, что «всю жизнь страдал от того, что не мог выразить того, что хочется…»
На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.
Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.
Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребенком. (Учитель обращает внимание детей на записанные на доске вопросы-задачи.)
2. Беседа с элементами анализа и записью основных положений урока.
— Чем необычен этот рассказ?
(Повествование в нем ведется от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)
— По какой схеме строится повествование?
Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь (я) И мальчик (ты).
(Повествование строится по схеме «я — ты», то есть отражает субъектно-субъектные отношения.)
— Какую цель преследует при этом автор?
(Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика.)
— Каким термином в литературе мы называем углубленное изображение психических, душевных переживаний?
(Психологизм.)
— О чем этот рассказ?
(О ссоре. Конфликте.)
— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя?
(Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребенка, а взаимопонимания одной души другой.)
— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях?
(Взаимопонимание.)
— Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей?
(Учащиеся активно обсуждают проблему, приходят к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом Дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)
— Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?
(Да, это называется покаянием.)
— Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?
Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм. с. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.
(В ходе работы и появляется следующая запись.)
Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.
— Обратите внимание, что слово «помнишь ли» связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?
- Сочинение по рассказу «Цифры» И. Бунина на тему золотая пора детства < p>Я заметил, что детям хочется побыстрее вырасти, а взрослые, наоборот, с особым трепетом вспоминают свое детство. Они называют его золотым. А нам не терпится стать взрослыми для того, чтобы мы могли делать то, что нам хочется. Наши родители иногда не разрешают нам заниматься интересными делами. Они не везде разрешают нам гулять. Без них мы ... Читать далее...
- Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина «Цифры») (3) Рассказ Бунина «Цифры» написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику. Вот о чем идет в рассказе речь. Дядя, поссорившись со своим горячо любимым племянником Женей, пытается объяснить мотивы своего поведения по отношению к малышу. Ссора произошла вроде бы из-за пустяка. Дядя, приехав в гости к племяннику, пообещал ему купить в подарок пенал, книжки, цветные ... Читать далее...
- Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина «Цифры») (4) К сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие еще сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными. А заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Возникающие споры и недоразумения зачастую вызывают обиды и взаимные упреки, ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Тема воспитания детей в семье по рассказу Бунина «Цифры» Мир взрослых и детей находится рядом. Ведь дети не смогли бы обходиться без взрослых. А жизнь взрослых без детей стала бы бессмысленной и пустой. Но тем не менее дети и взрослые так плохо понимают друг друга. Если детям такое непонимание можно простить, ведь их жизненный опыт так мал, то взрослые должны бы быть более разумными. ... Читать далее...
- Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина «Цифры») (1) Иван Алексеевич Бунин, замечательный русский писатель, всегда испытывал искренний интерес к внутреннему миру людей. Внимательно вглядывался он в жизнь человека, и переплетение светлых и темных сторон этой жизни (в любых проявлениях) — постоянная тема бунинской прозы. Во многих повестях и рассказах писатель обращался к вечным темам. Одна из них — взаимоотношения детей и взрослых. Рассказ ... Читать далее...
- «По ту сторону зеркала» (мир ребенка глазами взрослого. По рассказу И. А. Бунина «Цифры») Большое влияние на творчество Ивана Бунин оказал А. П. Чехов. Именно он, одним из первых предсказал неординарную литературную судьбу будущего писателя. Видимо поэтому в рассказах Бунина нередко звучат отголоски чеховских мотивов. Рассказ Бунина «Цифры» показывает читателю непростые взаимоотношения ребенка и взрослых людей. Взрослым часто бывает трудно поставить себя на место малыша. И поэтому недоразумения и ... Читать далее...
- Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина «Цифры») (2) Постоянно соприкасаясь и завися друг от друга, миры взрослых и детей все же настолько разные, что между ними постоянно возникают неожиданные конфликты, непонимание, неприятные недоразумения. И все же даже эти проблемы не могут уменьшить радости общения и постоянных открытий, которые ежедневно, ежесекундно дарят друг другу эти два непохожих мира. Мне кажется, именно это хотел сказать ... Читать далее...
- Сочинение на тему Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина «Цифры&;;quot Тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства. Дети и взрослые — люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, пользуются словами одного языка, но редко понимают друг друга. Бунин показал трагедию такого непонимания. Человек, вырастая, странным образом забывает о своем детстве. ... Читать далее...
- Внутренний мир главного героя в рассказе Бунина «Цифры» Этот рассказ вводит читателя в сложный мир взаимоотношений ребенка и взрослого. Герой рассказа — живой, подвижный мальчик, который живет в своем мире. Жене очень хочется познать неизвестное, раздвинуть границы своего маленького мира именно сейчас, и ни минутой позже. Ребенок каждый день, каждый час, познавая мир, совершает открытия. Вот мальчик вдруг обнаруживает, что солнечные блики на ... Читать далее...
- Анализ рассказа Бунина Цифры В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нем не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это еще нежные, ... Читать далее...
- Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе Бунина «Цифры» Рассказ И. Бунина «Цифры» нужно читать два раза: один раз в детстве, второй тогда, когда у читателя у самого появятся дети. Такой тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства. Дети и взрослые — люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, ... Читать далее...
- Идея чуткости и доброты в рассказе Бунина «Цифры» В центре рассказа И. А. Бунина «Цифры» — непростые отношения между взрослыми и детьми. Это» произведение призывает не омрачать бессердечием радостный мир детства. Взрослые, не желая выходить на улицу за карандашами и бумагой, обманули маленького мальчика и сказали ему, что все магазины закрыты: «Уж очень не хотелось мне идти в город», «Придет полицейский и арестует», ... Читать далее...
- ВНУТРЕННИЙ МИР МАЛЕНЬКОГО ГЕРОЯ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ЦИФРЫ» ВНУТРЕННИЙ МИР МАЛЕНЬКОГО ГЕРОЯ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ЦИФРЫ» 1 вариант Этот рассказ вводит читателя в сложный мир взаимоотношений ребенка и взрослого. Герой рассказа — живой, подвижный мальчик, который живет в своем мире. Жене очень хочется познать неизвестное, раздвинуть границы своего маленького мира именно сейчас, и ни минутой позже. Ребенок каждый день, каждый час, ... Читать далее...
- ИДЕЯ ДОБРОТЫ И ЧУТКОСТИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ЦИФРЫ» ИДЕЯ ДОБРОТЫ И ЧУТКОСТИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ЦИФРЫ» 1 вариант В центре рассказа И. А. Бунина «Цифры» — непростые отношения между взрослыми и детьми. Это произведение призывает не омрачать бессердечием радостный мир детства. Взрослые, не желая выходить на улицу за карандашами и бумагой, обманули маленького мальчика и сказали ему, что все магазины закрыты: ... Читать далее...
- Краткое содержание рассказа «Цифры» Бунина И. А Этот рассказ написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику. Автор обращается к своему племяннику Жене, с которым у него произошла серьезная размолвка, пытаясь и ему и себе объяснить мотивы своего поведения. Дядя очень любит этого малыша. «Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу», — так пишет он ... Читать далее...
- Пересказ «Цифры» Бунина И. А План пересказа 1. Ссора рассказчика со своим племянником. 2. Мальчик горит желанием получить подарки от дяди, а тот не хочет его баловать. 3. Ребенок не реагирует на замечания взрослых, играя в шумную игру. Дядя наказывает его. Мальчик рыдает. 4. Когда он успокаивается, взрослые убеждают его, что он должен попросить у дяди прощения. Мальчик непреклонен. 5. ... Читать далее...
- Краткое содержание рассказа И. А. Бунина «Цифры» (Первый вариант) Дядя вспоминает о ссоре со своим маленьким племянником, возникшей однажды зимним вечером. Мысленно обращаясь к мальчику, он говорит ему, что тот большой шалун, который, увлекшись чем-нибудь, не знает удержу. Зато нет ничего трогательнее этого же малыша, когда он, расшалившись, прижмется вечером к плечу взрослого и обовьет шею своими ручонками с такой нежностью, на которую способно ... Читать далее...
- Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры» Жанр произведения — психологический рассказ. Герои — мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка — мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация — дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка — ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании ... Читать далее...
- Внутренний мир ребенка в изображении И. А. Бунина («Цифры») (План) Разный взгляд на вещи детей и взрослых — причина конфликтов между ними. (Конфликт между дядей и маленьким племянником в рассказе Бунина произошел из-за того, что взрослые и Дети по-разному смотрят на одни и те же явления, по-разному воспринимают поступки друг друга. То, что взрослым кажется баловством, капризом, для ребенка может составлять весь смысл, все счастье ... Читать далее...
- «Цифры» краткое содержание рассказа Бунина В рассказе «Цифры» Бунин описывает ссору маленького непоседливого мальчика Жени и его дяди. Рассказ начинается со сцены прощения, когда маленький мальчик, заглянув вечером к дяде перед сном желает тому спокойной ночи и, не удержавшись, обращается к дяде с так долго мучившей его просьбой. «И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры!» — восклицает Женя, полный страха, что ... Читать далее...
- Сочинение по рассказу Бунина И. А. «Чистый понедельник» Вошедший в сборник «Темные аллеи» рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» написан в 1944 году. Он совмещает в себе трагическое и лирическое начала. В центре сюжета произведения — любовная история. При этом для И. А. Бунина важны не столько сами события, столько чувства, эмоции героев рассказа. В этом и состоит основная особенность большинства его произведений. ... Читать далее...
- Краткое изложение произведения И. А. Бунина «Цифры» Произведение не имеет сюжета как такового. В нем анализируются сложные взаимоотношения взрослого и ребенка. Рассказ ведется от первого лица. Автор обращается к своему маленькому герою: «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге — это было после одной из наших ссор — ... Читать далее...
- Вечное и «вещное» в изображении И. А. Бунина (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Дьявол был громаден, как утес, Но громаден был и корабль, Многоярусный, многотрудный, Созданный гордыней Нового Человека Со старым сердцем. И. Бунин. Господин из Сан-Франциско И. А. Бунин — выдающийся русский писатель. Его рассказы, при их занимательности и кажущейся простоте, на самом деле очень своеобразны, сложны и даже противоречивы, потому что имеют богатый подтекст, способный поведать ... Читать далее...
- Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова «Тупейный художник» У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, — они есть. Н. С. Лесков Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства. А. И. Герцен Эпиграфы (вначале скрыты от класса). Репродукции: Н. И. Аргунов. «Портрет П. Ковалевой-Жемчуговой»; Рафаэль. «Святая Цецилия…». Музыкальная запись: П. И. Чайковский. «Симфония № 6», ... Читать далее...
- «Цифры» Бунина в кратком содержании «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, — это было после одной из наших ссор, — и, опустив глаза, сделал такое грустное личико? Ты большой шалун, и когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Но я не знаю никого трогательнее тебя, когда ты ... Читать далее...
- Тема любви в прозе И. А. Бунина По рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник» По рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник» Иван Алексеевич Бунин — величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин — лауреат самых различных премий, в том числе и лауреат Нобелевской ... Читать далее...
- Урок-путешествие по рассказу А. И. Солженицына «Захар-Калита» Эпиграфы к уроку В мире, не обретшем единой системы нравственного отсчета, ценностно-объединяющую роль играет искусство. Одно слово правды весь мир перетянет. А. И. Солженицын. Нобелевская лекция Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году. В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, все можно было вызвать: ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Расскажите о произведениях Бунина, которые были уже прочитаны вами Уже прочитаны такие рассказы И. А. Бунина: «Косцы», «Лапти», «В деревне», «Цифры». Рассказ «Косцы» — воспоминания человека, покинувшего родину. Герой вспоминает о березах, о русской природе, о косцах. Это произведение было непросто читать: в нем нет яркого сюжета, описания очень красивые, но воспринимать их очень непросто. Рассказ «Цифры» о взаимоотношениях взрослых и детей. Мальчик и ... Читать далее...
- Сочинение Господин из Сан-Франциско Бунина рассуждение по рассказу Этот рассказ про жизненный путь человека к смерти через богатство. Автор рассказа не наградил главного героя именем. Ведь имя это что-то сугубо духовное, это оставляет отпечаток на жизни. Бунин повествует, что этот человек лишен всех добрых стремлений. Он утверждает, что даже духовного начала в нем нет. К тому же господин из Сан-Франциско типичный богатый старик, ... Читать далее...
- Тема любви в прозе И. А. Бунина (по рассказу «Чистый понедельник») Иван Алексеевич Бунин — величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин — лауреат самых различных премий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 ... Читать далее...
- Урок-мастерская по рассказу Евгения Замятина «Дракон» Чтение с остановками Несколько слов о важном Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии — это прежде всего новые пути «добывания» информации и работы с ней, новые взаимоотношения «учитель — ученик», деятельностный характер обучения. Технологии развития критического мышления (ТРКМ) вызывают сегодня большой интерес ... Читать далее...
- Сочинение по рассказу Бунина И. А. «Господин из Сан-Франциско» В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» поражает контраст между малой формой произведения и глубиной философского видения мира. Центральной проблемой, поднятой в произведении, является вопрос о смысле человеческой жизни. Бунинскую философию времени подчеркивает уже эпиграф к рассказу: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Город Сан-Франциско прославился после так называемой «золотой лихорадки», когда в Клондайке были ... Читать далее...
- Рецензия к рассказу Чук и Гек (Гайдар А. П.) «Чук и Гек» А. П. Гайдар начал писать в декабре 1938 года. Первоначально рассказ назывался «Телеграмма». Под этим названием он и был напечатан в литературно-художественном журнале «Красная новь» в 1939 году, в № 2. В том же году рассказ вышел отдельной книгой (М.-Л., Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1939) с рисунками А. Ермолаева. Для этого издания Гайдар ... Читать далее...
- Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание») Как известно, название произведения несет большую смысловую и символическую нагрузку. Часто оно содержит в себе не только тему, но и главную идею или конфликт. Эта характерная черта относится и к творчеству И. А. Бунина. В сборнике «Темные аллеи» (1943 год) многие его рассказы озаглавлены, исходя именно из такого критерия: «Темные аллеи» (символ таинственности любви и ... Читать далее...
- Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева «Мальчик с коньками» Для урока внеклассного чтения рассказ Юрия Яковлева «Мальчик с коньками» выбран по следующим соображениям. Во-первых, небольшой по объему рассказ позволяет за один урок детально разобрать его содержание и учить приемам анализа художественного произведения. Во-вторых, учащиеся могут выполнить разнообразные виды работ (выразительное чтение, подробный и сжатый пересказы, создание пусть еще небольшого, но собственного словесного текста, составление ... Читать далее...
- Эпитафия ускользающей красоте по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание» Жемчужиной творческого наследия замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина заслуженно считается рассказ «Легкое дыхание». В нем так лаконично и ярко запечатлен образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на ее трагическую судьбу. Все в рассказе построено на выразительных контрастах, без которых невозможно понять авторский замысел. Уже с первых строк повествования ... Читать далее...
- Сочинение по рассказу И. А. Бунина «Солнечный удар» В своем прозаическом творчестве И. А. Бунин часто обращается к вечным темам. Тема любви — одна из главнейших в его произведениях. В истинной любви, по И. А. Бунину, есть что-то общее с вечной природой. Прекрасно только то чувство любви, которое естественно, не выдумано. Такому чувству писатель сложил подлинный поэтический гимн. Уже в самом названии рассказа ... Читать далее...
- К вопросу о вариативности анализа текста: урок — семинар по рассказам И. А. Бунина Идея вариативности анализа художественного текста возникла давно, но научное обоснование она получила в 70-е годы в методической системе Т. Г. Браже. Под ее руководством в 1971 году вышел в свет коллективный труд «Искусство анализа художественного произведения», в котором говорилось о необходимости, возможности и эффективности вариативного анализа. Эту идею развивали в своих исследованиях методисты В. Г. ... Читать далее...
- Тема обреченности буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Рассказ «Господин из Сан-Франциско» построен на впечатлениях Бунина из путешествий по зарубежным странам между 1905 и 1914 годами. А появился этот рассказ в 1915 году. Иван Алексеевич Бунин рассказывает о жизни буржуазии, которой за деньги доступно почти все: автомобильные и парусные гонки, рулетка, стрельба, бой быков, пребывание в любой стране мира. Громадная «Атлантида», на которой ... Читать далее...
- Краткий пересказ «Цифры» Бунин Глава I Небольшое вступление, дающее краткое представление о содержании рассказа. Автор делится своими мыслями о детях и детстве, сетует на то, как трудно при воспитании детей быть рассудительным и «очень, очень умным дядей». Писатель как бы задается вопросом о разумности существующих методов воспитания. Глава II Описываются события, предшествовавшие ссоре дяди и племянника. Мальчик Женя просит ... Читать далее...
Урок по рассказу И. А. Бунина «Цифры»