Урок по рассказу И. А. Бунина «Цифры»

Какая мука наше писательское ремесло!..
А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию,
которой определяется все последующее.

И. А. Бунин

1. Слово учителя. «Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию, которой определяется все последующее». Так говорил Иван Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом, что «всю жизнь страдал от того, что не мог выразить того, что хочется…»

На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.

Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.

Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребенком. (Учитель обращает внимание детей на записанные на доске вопросы-задачи.)

2. Беседа с элементами анализа и записью основных положений урока.

— Чем необычен этот рассказ?

(Повествование в нем ведется от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)

— По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь (я) И мальчик (ты).

(Повествование строится по схеме «я — ты», то есть отражает субъектно-субъектные отношения.)

— Какую цель преследует при этом автор?

(Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика.)

— Каким термином в литературе мы называем углубленное изображение психических, душевных переживаний?

(Психологизм.)

— О чем этот рассказ?

(О ссоре. Конфликте.)

— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя?

(Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребенка, а взаимопонимания одной души другой.)

— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях?

(Взаимопонимание.)

— Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей?

(Учащиеся активно обсуждают проблему, приходят к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом Дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)

— Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?

(Да, это называется покаянием.)

— Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм. с. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.

(В ходе работы и появляется следующая запись.)

Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.

— Обратите внимание, что слово «помнишь ли» связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?




Урок по рассказу И. А. Бунина «Цифры»