Новый литературный жанр путешествие по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.)

Радищев избрал для своей книги оригинальный литературный жанр – “путешествие”, получивший в XVIII веке широкое распространение. Первооткрывателем этого жанра стал Лоренс Стерн – известный английский писатель, издавший свое “Сентиментальное путешествие” в 1767 году. Его произведение представляло собой своеобразный манифест сентиментализма, который породил традицию.

За книгой Стерна “Сентиментальные путешествия” стали появляться в других национальных литературах.

Эта книга была известна и в России, Радищев тоже

ее прочитал.

В русской литературе первое “путешествие” было создано Николаем Новиковым и издано в 1772 году в журнале “Живописен”. Произведение Новикова носило название “Отрывок путешествия” и повествовало о посещении разоренной крепостнической деревни русским путешественником. Доподлинно неизвестно, читал ли Новиков “Сентиментальное путешествие” Стерна, однако он принципиально изменил этот жанр, преобразовав его в новый тип – просветительское путешествие. Фонвизин стал продолжателем этой традиции и написал “Записки первого путешествия”, представляющие собой письма

писателя из Франции.

Произведение было своеобразным отчетом об увиденном в этой стране. В той же традиции были созданы написанные в начале XIX века “Путешествие критики” Савелия Ферельцта и “Письма русского офицера” Федора Глинки. В своих письмах Глинка рассказывал о войнах России с Наполеоном и, в первую очередь, о войне 1812 года.

Однако наиболее полно отразились художественные особенности просветительского путешествия в “Путешествии из Петербурга в Москву” Радищева. Автор сознательно опирался в своем произведении на русскую традицию, и этим он расширил возможности жанра. Радищев решил посвятить свою книгу будущей русской революции, во главе которой должен стоять народ и передовой дворянин, который порвал со своим классом и занял позицию “прорицателей вольности”.

В начале книги приводится предисловие, посвященное Алексею Кутузову, другу Радищева. Автор написал его перед набором книги, уже после того, как она вернулась из цензуры. В посвящении доверительно сообщались сокровенные мысли писателя, взглянувшего вокруг себя и почувствовавшего, что его душа “страданиями человечества уязвлена стала”.

Эта способность сопереживать другим, страдающим, определила содержание исповеди личности и ее нравственные качества. Один человек стал открыт для страданий всего человечества, а эмоции его приобрели социально-общественное звучание. Именно такой человек является героем “Путешествия”, а история этой личности сквозным сюжетом проходит через все произведение. Человек познал свои политические заблуждения, открыл для себя правду жизни, обрел новые идеалы, ради которых стоит жить и работать.

Произведение представляет собой историю морального и идейного обновления путешественника. Автор уделяет личности путешественника огромное внимание. Он внимательно следит за своим героем, изображает его нравственные качества, подчеркивая при этом отзывчивость, духовную деликатность и беспощадную требовательность к самому себе.

Путешественник – умный и тонкий наблюдатель, имеющий чувствительное сердце. Он – натура деятельная, которой чуждо равнодушие к людям и созерцательность, он умеет выслушать и прийти на помощь нуждающемуся в ней.

Однако образ путешественника подчиняется просветительскому рационализму. Его духовная эволюция раскрывается не посредством психологии, как, например, в образе Чацкого Грибоедова, а при помощи логики.

Образ героя развивается словно по специальной программе. В книгу вводятся факты, описания происходящих событий и явлений, определяющих опыт путешественника и рассуждение, которое за ним следует. Этот опыт обобщается посредством логического плана эволюции героя.

Отсюда вытекает определенная схематичность образа, ведь духовные испытания путешественника имеют строго обозначенную последовательность. Его путь проходит от заблуждения к истине, и он прорисован ясно и прямолинейно, так же, как пролегает путь из Петербурга в Москву, по которому он следует.

В первых главах произведения столкновение заблуждающегося путешественника с реальной действительностью показано с особой остротой. Следствие этих столкновений изображается очень наглядно: мы узнаем мнение героя раньше, чем он сам ознакомится с фактом. Далее изображается само событие, которое развенчивает его ложные представления о жизни. Герой желает найти выход из этого противоречия: его привычные взгляды расходятся с действительными фактами.

Путешественник пытается найти ответ, он еще пристальнее присматривается к тому, что ранее казалось ему известным и понятным.

Путешественник условно проходит в своих исканиях через три этапа. В начале произведения ему открываются “частные неустройства”, он приходит к выводу, что Россия под управлением Екатерины II далеко не благоденствует. В главе “Новгород” герой признает, что “прежняя система пошла к черту”. Второй этап начинается с того, что путешественник понимает, что Россия находится в бедственном положении, в ней полно “неустройств”, гнет рабства бесчеловечен, повсюду наблюдаются злоупотребления властью.

И герой пытается найти пути к изменению положения и к уничтожению этих “неустройств”. Герой Радищева считает, что единственно правильный путь – это путь реформирования сверху. Он разделял иллюзию многих дворянских деятелей того времени о том, что екатерининское самодержавие носит просвещенный характер, и он считает, что достаточно открыть правду монарху, как все тут же исправится.

Но в главах “Спасская полесть”, “Хотилов”, “Крестьцы” и “Выдропуск” мы видим, что путешественник расстался со своими иллюзиями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Новый литературный жанр путешествие по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.)