Урок для 6 класса на тему «Совесть»

Работа выполнена

Баталовой Татьяной Анатольевной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми.

Название работы

Урок для 6 класса на тему «Совесть»

Участники

6 класс

Цель:

Формирование у обучающихся представления о совести; раскрыть глубокий смысл данной нравственной категории как основы ценностно-смыслового самоопределения.

Задачи:

Образовательные:

— Формировать умение работать со словом, понимать

его эстетическое и нравственное значение;

— формировать и развивать навыки анализа текста художественного произведения;

— закрепить навыки постановки знаков препинания при прямой речи.

Развивающие:

— Развивать образное мышление, творческие способности, коммуникативно-речевые метапредметные умения.

Воспитательные:

— воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;

— формировать умение делать нравственный выбор и проводить нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

Формирование компетенций:

Личностные:

— формирование

социально значимых качеств личности;

— формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критериям.

Коммуникативные:

— формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— конструировать монологические и диалогические высказывания.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

— оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

— сравнивать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

Личностные:

— готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно-смыслового самоопределения.

Метапредметные:

— приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.

Основной вид деятельности обучающихся — мыследеятельность.

Формы мыследеятельности:

— драматизация;

— самостоятельная работа с различными источниками информации;

Оформление и предъявление главного из данной информации;

— анализ фрагмента текста художественного произведения; составление цепочки эмоционального состояния героя;

— графическая работа с текстом;

— разработка и представление творческого проекта;

— коммуникативное сотрудничество, работа в группе;

— рефлексия собственной деятельности.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

Драматизация рассказа Аркадия Гайдара «Совесть».

-Рассказ заканчивается так: «И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть».

— Как понимаете это предложение?

— За что Нину мучает совесть?

— Как вы думаете, будет ли Нина в другой раз прогуливать уроки?

— Исходя из содержания текста, какой может быть Тема нашего общения?

— Актуальна ли эта тема на сегодняшний день?

— Интересна ли она для вас?

2. Определение целей

— Определим цель нашего общения ( Совместное определение целей )

(раскрыть смысл нравственной категории совесть; учиться анализировать текст; уметь работать в группе, договариваться).

Работаем по плану.

3. Организация познавательной деятельности

Работа в группах. Самостоятельная работа обучающихся С различными Источниками информации. Предложены различные словари, в которых школьники должны найти определение слова «совесть», выделить главное и оформить на слайд.

— О совести говорят, как о чем-то живом. Она «грызла» сердце Нины. Совесть может разговаривать с человеком.

Как вы думаете, о чем?

Посмотрим сценку. («Как Незнайка разговаривал со своей совестью»)

-С кем разговаривает Незнайка? (сам с собой, со своей совестью)

— Что происходит с героем?

Составим цепочку эмоционального состояния героя (работа с текстом в группах)

(грустно вздыхал — разговаривал — оправдывался — насторожился — вскричал — разбудил и говорит — вздохнул)

— Каково же состояние героя?

Незнайка переживает.

А совесть мучает, грызет, тревожит.

— Было с вами такое? (рассказы детей, Монологические высказывания )

— Как быть? Что делать? Как выходить из этого состояния?

— Повиниться. Извиниться.

4. Графическая работа с текстом

Посмотрите внимательно на текст. Ваши наблюдения?

(в тексте не расставлены знаки препинания при прямой речи)

КАК НЕЗНАЙКА РАЗГОВАРИВАЛ СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ

Незнайка лежал в темноте и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри него голос.

Он ведь сам виноват оправдывался Незнайка.

Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! Ну, толкнули тебя, и ты толкнул бы! отвечал голос.

А кто ты, что от тебя даже ничего не скроешь? насторожился Незнайка.

Будто не узнаешь? Ведь я твоя совесть ответил голос.

Так это ты? Тогда сиди и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет! вскричал Незнайка.

Голос усмехнулся А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно.

Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него.

Незнайка разбудил Пестренького и говорит Понимаешь Пестренький я сегодня превратил одного коротышку в осла. Ты меня поругай за это.

А зачем? спрашивает Пестренький.

Меня совесть мучит. Может, мне легче станет вздохнул Незнайка.

-Как можно поработать с текстом?

(индивидуально, с последующей проверкой;

В группе, по очереди, с объяснением)

— Выберите форму работы с текстом.

— Сколько времени надо на выполнение задания?

После выполнения задания — на слайде появляются схемы-помощники «знаки препинания при прямой речи».

— Проведите Самопроверку. Оцените свою работу.

— Обменяйтесь тетрадями. Проведите Взаимопроверку.

— Обратная связь — поднимите карточку соответствующего цвета (синяя — справился без ошибок; зеленая — надо повторить материал)

4. Создание творческого проекта

Вернемся к теме нашего общения.

Вот слова римского императора Марка Аврелия: «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное — и ты выполнишь задачу своей жизни».

— Как понимаете слова императора?

Сейчас предлагаю создать Творческий проект «Совесть». Выбрать образ-символ, воплотить его в рисунке и «защитить», представить классу.

Формы деятельности обучающихся — групповая или индивидуальная на выбор.

Вспомним правила работы над проектом в группе:

— выбрать тьютера,

— тьютер уточняет цель, результат и план работы над проектом,

— обсуждение намеченного плана,

— распределение обязанностей,

— реализация проекта.

В процессе обсуждения необходимо найти интересный образ-символ, продумать его пространственное воплощение, цветовое решение, создать продукт — рисунок и авторский текст.

5. Рефлексия.

— Надеюсь, что каждый из вас на уроке сделал для себя какое-то открытие. Поделитесь с нами.

А помогут вам в этом следующие начала предложений:

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

Теперь я буду…

Теперь я не буду…

— Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой?

— Спасибо вам за искренность и открытость, за активный труд вашей души, такой чуткой и красивой.

— Мама, что такое совесть?

— Совесть, дочка, — это повесть

Про хорошие дела —

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живет —

Никого не подведет.

Совесть — клад души твоей,

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет.

Он спасет тебя от бед.

Он в тебе всегда горит,

Он твой самый прочный щит. (А. Лопатина, М. Скребцова)

Творческие проекты учащихся:

— «Птица Совесть» — групповой проект


Урок для 6 класса на тему «Совесть»