«Униженные и оскорбленные» на страницах роман «Преступление и наказание»

Роман Достоевского » Преступление и наказание » это «психологический отчет одного преступления», преступления, которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху — процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его — преступник — мыслитель убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким : матери и сестре.

Это преступление явилось следствием

трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество. Жизнь предстают перед героем, как клубок неразрешенных противоречий.

По всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении.

Ему

тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.

В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.

При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова боль за то, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят. Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас могут подумать: «зачем нам сегодня все это?

Какое нам дело до вечно пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал. Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил жалованье.

Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая.

Казалось бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват», — сказали бы мы теперь. Осудить другого просто.

Русская литература учит нас не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных, задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном человеке, они видят, прежде всего, человека.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чем говорят красные пятна на ее лице, которых так боится Мармеладов.

Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова. «Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла!

Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда было пойти. » Но облегчение не наступила и после замужества : муж выгнан со службы и пьет, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьет Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню зарабатывать деньги проституцией, а отчаяние и безысходность.

Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда Соня вернулась с деньгами, она весь вечер в ногах у нее на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела. «

Мармеладов дает жене точную характеристику, говоря, что она » горячая, гордая, непреклонная.» Но человеческая гордость ее, как и Мармеладова попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, » некуда идти » Катерине Ивановне, везде тупик. Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель неслучайно останавливает внимание на их портретах : чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову » странно и дико было смотреть на такое явление «. Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, противоестественны в этом мире.

Люди смотрят друг на друга » враждебно и с недоверчивостью «. Все, кроме Раскольникова, слушают Мармеладова, » фыркая «, «улыбаясь «, «зевая «, а в общем равнодушно. Также равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. Во сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».

Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что такой жизнью, которою сейчас живут «униженные и оскорбленные» жить дальше нельзя». Опираясь на реальный материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни. во внутренней природе человека., проблемы любви и сострадания к ближнему.

Все это — вечные темы жизни и искусства.


«Униженные и оскорбленные» на страницах роман «Преступление и наказание»