Петербург Достоевского (по роману “Преступление и наказание”)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
А. Пушкин
Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге;
для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!
Н. Гоголь
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей.
О Петербурге дворцов, палат, символе Петровской эпохи писал А. Пушкин (“Медный всадник”), Н. Гоголь (“Невский проспект”), А. Белый (“Петербург”), А. Блок, А. Ахматова,
В романе “Преступление и наказание” мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку, – город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий.
Он – свидетель кошмарных снов
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета.
Так, желтый цвет у него – символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла “по желтому билету”, женщина – самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, “мебель желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.
Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет “фамильного” мар-меладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и искупительную силу этих страданий.
Умирая, Катерина Ивановна произносит; “Бог сам знает, как я страдала…” Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене возрождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения “превозмогает” желтый цвет больного Петербурга.
На их больных лицах засияла “заря обновленного будущего”, они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой – сам выступает действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.
Related posts:
- ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 4) Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат – символе петровской эпохи – писали А. С. Пушкин (“Медный всадник”), Н. В. Гоголь (“Невский проспект”), Андрей Бе- лый (“Петербург”), Александр Блок, Анна Ах- матова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоев- ский близок к Гоголю и особенно […]...
- Петербург Ф. М. Достоевского Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, женщина-самоубийца […]...
- Петербург Ф. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно уставших героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из “Белых […]...
- Петербург Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В Петербурге происходит действие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. И город играет значительную роль в формировании безумной идеи Раскольникова убить старуху-процентщицу. Посмотрим, какие именно особенности города так повлияли на умного молодого студента, любящего сына и брата. Петербург у Достоевского это не грандиозный богатый город с изысканной архитектурой и новейшими достижениями техники. Здесь это […]...
- Петербург в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание” Жизнь столицы Достоевский рисовал как яркое, резкое и “фантастическое” воплощение всех противоречий русской жизни в целом. История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века. Картины нищего Петербурга в романе “Преступление и наказание” пронизаны глубокой болью за человека. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Петербург […]...
- Петербург в романе Достоевского “Преступление и наказание” Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе “Преступление и наказание” Достоевский не описывает архитектурных красот города и уделяет мало внимания его облику. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу города, ощущения людей, живущих в нем. Сдавленное пространство примыкающих к Сенной […]...
- Евангельские мотивы в прозе Ф. М. Достоевского По роману “Преступление и наказание” По роману “Преступление и наказание” Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” – глубоко философский и психологический анализ жизни современной писателю России. Будучи глубоко религиозным человеком, Достоевский надеялся, что спасение России в религиозном смирении и добровольном принятии всеми учения и заповедей Иисуса Христа. Нарушение законов Господа – гибельный путь. Очень убедительно это показано в романе […]...
- Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает нам зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, результаты – философские, социальные и нравственные – преступной идеи главного героя. Они доказывают, что теория Раскольникова – трагическое заблуждение, порождение зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого “носителя” идеи. Для того […]...
- “Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…” (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […]...
- “Правда” Сони и “правда” Раскольникова (по роману Достоевского “Преступление и наказание”) “Правда” Сони и “правда” Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”) I. Вступление Соня и Раскольников – герои, у которых много общего: оба они грешники (“убийца и блудница”), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно […]...
- Вопросы и ответы к роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (№1) Как Достоевский раскрывает образ преступного мира, описывая Петербург? При описании “серединных улиц” Петербурга поражают духота, толкучка, вонь и грязь. Люди обозлены, они задыхаются в городе, как “в доме без форточек”. Гнетущее впечатление усиливается при описании трактира, пьяной исповеди Мармеладова (“некуда пойти человеку”), символического сна Раскольникова. Преступный мир толкает человека на преступление против личности (судьба Сонечки), […]...
- Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (Второй вариант) Город – трагическая Судьба человека. Город Петербург – есть призрак, Порожденный человеком В его отщепенчестве и скитальчестве. Н. Бердяев Петербург был городом Достоевского, и сам Достоевский был писателем, во многом рожденным Петербургом. Именно в этом городе разворачиваются события, описанные автором в романе “Преступление и наказание”, но Петербург на страницах этого произведения – не просто фон, […]...
- Шаги” Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) (2) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” автор рассказывает нам историю бедного жителя Петербурга – гражданина Раскольникова. Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве – ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. Раскольников много размышлял над задуманным, […]...
- Анализ романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман “Пьяненькие”). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея […]...
- Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба “девяти десятых человечества”, нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман “Преступление и наказание” – это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что “идти больше некуда”. Образ нищеты постоянно варьируется в романе. Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа […]...
- Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем: может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный герой романа, студент Родион Раскольников (сама фамилия […]...
- В чем трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, развенчивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Мир Достоевского принципиально противоречив, “за” и “против” постоянно борются в душах […]...
- Правда Сонечки Мармеладовой (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, явившейся, на мой взгляд, основной причиной преступления. Я думаю, что человеком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему […]...
- Случайности на пути Раскольникова к убийству (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский достигает вершины своего таланта. Он с величайшим мастерством изображает перед читателями душевный мир запутавшегося в своих мыслях и сомнениях человека – Родиона Раскольникова. Убийца – такой приговор выносит справедливое общество главному герою. Да, автор соглашается, его герой убийца. Но этим определением не исчерпывается характеристика образа. потому что […]...
- Образ Сони Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – […]...
- СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, “униженная и оскорбленная” в условиях буржуазного общества. Соня – […]...
- Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) План I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. II. Мотивы преступления Раскольникова. 1. Характеристика главного героя. 2. Идея защитить “униженных и оскорбленных”. 3. Теория “сильной личности”. III. Наказание Раскольникова. В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, […]...
- Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Главный герой романа “Преступление и наказание”-Радион Раскольников. Он молодой человек, бедный студент. Пишет странную теорию, а позже, следуя этой теории, убивает старуху проценщицу и ее сестру Лизавету. Но в чем суть этой теории? Почему Расскольников решился на столь тяжолое преступление? В этой теории Раскольников делит человечество на два вида: обыкновенных людей и людей необыкновенных. Он […]...
- “Их воскресила любовь” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Достоевский Ф. М. – один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной мере это относится и к героям романа “Преступление и наказание”. Книга эта – повествование о судьбах отверженных, но воскресших в конце концов людей. Судьба Сони открывается во всей своей трагической полноте […]...
- Сочинение на тему: Петербург Достоевского на примере романа Преступление и наказание, Достоевский Петербург Достоевского Начать следует с того, что представлял собой Петербург в 19 веке. А был он столицей огромной империи, находящейся на пике своего могущества. Что это значит для города? Огромное количество административных учреждений, сконцентрированных на небольшой площади. Как это обычно бывает в России, где правительство, там – деньги. Благодаря всему вышеперечисленному, Петербург быстро превратился в […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- Сочинение по роману “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Федор Достоевский являлся человеком интеллигентным, он умен и добр, ему не чужда жизнь обычных людей. В произведении “Преступление и наказание” писатель выделяет идею доброты и сострадания к бедным людям. Он повествует нам о нищете, безвыходности, болезнях, проблемах с которыми каждый день сталкиваются герои этого романа. Главный герой Родион Раскольников является человеком необыкновенным, думающим, сочувствующим тяжелой […]...
- Вечная Сонечка (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Я не тебе поклонился, я всему Страданию человеческому поклонился. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Проводником философии автора (безраздельное служение людям) и олицетворением добра в романе является образ Сони Мармеладовой, которая сумела силой собственной души противостоять окружающему ее злу и насилию. Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоевский: “Это была скромно и даже бедно одетая […]...
- Рецензия на прочитанную книгу (по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизацию книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если […]...
- Почему Раскольников совершил преступление? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из несчастья людей. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных, за […]...
- Гуманизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Гуманизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Гуманизм романа Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, […]...
- Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа “Преступление и наказание” , который иногда даже называют “романом большого города”. Достоевский – писатель-урбанист, поэтому в его произведениях Петербург имеет не менее заметное место, чем, скажем, Лондон […]...
- Родион Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского – во многом необычное произведение, одной из его особенностей является то, что он написан Достоевским после возвращения с каторги, когда у него преобладали религиозные настроения и чувства. Это нашло свое отражение в том, что обличение жизненных несправедливостей и мечта о “счастье человечества” сочетаются в душе писателя с недоверием […]...
- План сочинения: Музыка в романе Достоевского “Преступление и наказание” Музыка в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, не только фон, но и духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств героя. Музыка органически входит в изображаемую писателем жизнь. Диапазон музыки у Достоевского широк – от шарманки до музыки оперной и симфонической. Музыкальный фон в романе “Преступление и […]...
- Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского) В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. В центре этого романа Ф. Д. Достоевского – хаpактеp геpоя шестидесятых […]...
- Гуманизм, добро и любовь в романе Достоевского “Преступление и наказание” Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отображение глубинных процессов исторического развития общества. С ноткой трагизма изобразил писатель, как калечит души людей социальная несправедливость, какое отчаяние охватывает человека, который борется за гуманные отношения между людьми, страдает за […]...
- В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бывший студент юридического факультета Родион Раскольников – личность противоречивая, не поддающаяся однозначной оценке. Кем можно назвать этого человека, совершившего убийство двух беззащитных женщин? В чем заключаются его вина и беда? Из-за крайней бедности оказавшись на самом “дне” Петербурга, Родион узнал “оборотную сторону жизни” этого царственного […]...
- Сочинение по роману “Преступление и наказание”; Достоевского Когда великий русский писатель отбывал наказание на каторге в Сибири, им овладевали тяжелые и грустные мысли. Он очень много раздумывал о жизни, Боге, человеческой судьбе. Проживая в ужасных условиях, лишенный свободы, именно на каторге писатель впервые в своей жизни встречает “сильных” людей, которые посчитали себя выше остального общества. Именно тогда Достоевский и замыслил о написании […]...
- Цвета Петербурга (по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”) Люди всегда совмещали цвета со своими ощущениями и переживаниями. Вот в стихотворении Дмитрия Павлычко читаем: “Красное – это любовь, а черное – это печаль”. Придаем мы символическое значение и другим цветам и оттенкам в повседневной жизни и в праздники. Тревожный колорит петербургского бытия связан для Достоевского с глубоко антипатичным ему желтым. Желтый цвет – это […]...
- Краткая характеристика произведения “Преступление и наказание” Достоевского Ф. М “Преступление и наказание” – идеологический, философский роман, роман-эксперимент. Проверяется теория, согласно которой “избранные” “право имеют” распоряжаться жизнями “тварей дрожащих”. “Двойники” Раскольникова – Лужин и Свидригайлов – действуют по этому принципу, не задумываясь. Бесчеловечная идея приводит героя к разладу с людьми и с самим собой. Петербургский пейзаж – не просто фон, это самостоятельный персонаж, влияющий на […]...