Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
А. Пушкин
Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге;
для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!
Н. Гоголь
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей.
О Петербурге дворцов, палат, символе Петровской эпохи писал А. Пушкин («Медный всадник»), Н. Гоголь («Невский проспект»), А. Белый («Петербург»), А. Блок, А. Ахматова,
В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку, — город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий.
Он — свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий.
Особое внимание уделяет Достоевский не просто
Так, желтый цвет у него — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», женщина — самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.
Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет «фамильного» мар-меладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и искупительную силу этих страданий.
Умирая, Катерина Ивановна произносит; «Бог сам знает, как я страдала…» Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене возрождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения «превозмогает» желтый цвет больного Петербурга.
На их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой — сам выступает действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.
- Тест к роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского 1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня […]...
- ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 4) Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат — символе петровской эпохи — писали А. С. Пушкин («Медный всадник»), Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Бе- лый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ах- матова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоев- ский близок к Гоголю и особенно […]...
- Петербург Ф. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно уставших героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из «Белых […]...
- «Петербург Достоевского» (По роману Достоевского «Преступление и наказание») ———————————- Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит. А. С. Пушкин Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но […]...
- Петербург Ф. М. Достоевского Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, женщина-самоубийца […]...
- Петербург Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В Петербурге происходит действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И город играет значительную роль в формировании безумной идеи Раскольникова убить старуху-процентщицу. Посмотрим, какие именно особенности города так повлияли на умного молодого студента, любящего сына и брата. Петербург у Достоевского это не грандиозный богатый город с изысканной архитектурой и новейшими достижениями техники. Здесь это […]...
- Сочинение на тему: «В чем наказание Раскольникова?» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский знакомит нас со своим героем, Родионом Раскольниковым. Он, бедный студент, который погряз в долгах, голоде и грязи. Окружение Родиона примерно такое же, но герой видит, что в обществе есть и зажиточные люди. Такой он видит старуху-процентщицу, которой неоднократно закладывал свои вещи. У Родиона Раскольникова появляется план: убить […]...
- Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Второй вариант) Город — трагическая Судьба человека. Город Петербург — есть призрак, Порожденный человеком В его отщепенчестве и скитальчестве. Н. Бердяев Петербург был городом Достоевского, и сам Достоевский был писателем, во многом рожденным Петербургом. Именно в этом городе разворачиваются события, описанные автором в романе «Преступление и наказание», но Петербург на страницах этого произведения — не просто фон, […]...
- Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает нам зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, результаты — философские, социальные и нравственные — преступной идеи главного героя. Они доказывают, что теория Раскольникова — трагическое заблуждение, порождение зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого «носителя» идеи. Для того […]...
- Евангельские мотивы в прозе Ф. М. Достоевского По роману «Преступление и наказание» По роману «Преступление и наказание» Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — глубоко философский и психологический анализ жизни современной писателю России. Будучи глубоко религиозным человеком, Достоевский надеялся, что спасение России в религиозном смирении и добровольном принятии всеми учения и заповедей Иисуса Христа. Нарушение законов Господа — гибельный путь. Очень убедительно это показано в романе […]...
- Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе «Преступление и наказание» Достоевский не описывает архитектурных красот города и уделяет мало внимания его облику. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу города, ощущения людей, живущих в нем. Сдавленное пространство примыкающих к Сенной […]...
- «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…» (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» (1866) открывает собой череду «великих» романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. «Преступление и наказание» — идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение — новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […]...
- Петербург в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Жизнь столицы Достоевский рисовал как яркое, резкое и «фантастическое» воплощение всех противоречий русской жизни в целом. История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века. Картины нищего Петербурга в романе «Преступление и наказание» пронизаны глубокой болью за человека. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Петербург […]...
- Вопросы и ответы к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (№1) Как Достоевский раскрывает образ преступного мира, описывая Петербург? При описании «серединных улиц» Петербурга поражают духота, толкучка, вонь и грязь. Люди обозлены, они задыхаются в городе, как «в доме без форточек». Гнетущее впечатление усиливается при описании трактира, пьяной исповеди Мармеладова («некуда пойти человеку»), символического сна Раскольникова. Преступный мир толкает человека на преступление против личности (судьба Сонечки), […]...
- Двойники и антиподы Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман (бессмертное произведение) Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это «психологический отчет об одном преступлении», совершенным Родионом Раскольниковым. И хотя главным героем является Раскольников, в романе создана целая система образов его двойников и антиподов. Все они — люди сложные и противоречивые. Идеи и принципы каждого из них тайно или явно находят отражение в мыслях и […]...
- Сочинение на тему: Петербург Достоевского на примере романа Преступление и наказание, Достоевский Петербург Достоевского Начать следует с того, что представлял собой Петербург в 19 веке. А был он столицей огромной империи, находящейся на пике своего могущества. Что это значит для города? Огромное количество административных учреждений, сконцентрированных на небольшой площади. Как это обычно бывает в России, где правительство, там — деньги. Благодаря всему вышеперечисленному, Петербург быстро превратился в […]...
- Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается ряд общечеловеческих проблем: может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный герой романа, студент Родион Раскольников (сама фамилия […]...
- Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа «Преступление и наказание» , который иногда даже называют «романом большого города». Достоевский — писатель-урбанист, поэтому в его произведениях Петербург имеет не менее заметное место, чем, скажем, Лондон […]...
- «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание») «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») I. Вступление Соня и Раскольников — герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно […]...
- Правда Сонечки Мармеладовой (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, явившейся, на мой взгляд, основной причиной преступления. Я думаю, что человеком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему […]...
- «Я себя убил…» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Одни говорят, что этот человек — великий христианин. Другие помнят, что он был революционером, участвовал в заговоре петрашевцев. Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот гений, у которого не было денег на еду, — он жил за границей на плохом чае, а в России умолял одного из издателей, чтобы ему […]...
- Случайности на пути Раскольникова к убийству (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский достигает вершины своего таланта. Он с величайшим мастерством изображает перед читателями душевный мир запутавшегося в своих мыслях и сомнениях человека — Родиона Раскольникова. Убийца — такой приговор выносит справедливое общество главному герою. Да, автор соглашается, его герой убийца. Но этим определением не исчерпывается характеристика образа. потому что […]...
- Шаги» Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») (2) В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» автор рассказывает нам историю бедного жителя Петербурга — гражданина Раскольникова. Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве — ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. Раскольников много размышлял над задуманным, […]...
- Анализ романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман «Пьяненькие»). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея […]...
- Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Главный герой романа «Преступление и наказание»-Радион Раскольников. Он молодой человек, бедный студент. Пишет странную теорию, а позже, следуя этой теории, убивает старуху проценщицу и ее сестру Лизавету. Но в чем суть этой теории? Почему Расскольников решился на столь тяжолое преступление? В этой теории Раскольников делит человечество на два вида: обыкновенных людей и людей необыкновенных. Он […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского «Преступление и наказание» Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание». Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- Сочинение по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Федор Достоевский являлся человеком интеллигентным, он умен и добр, ему не чужда жизнь обычных людей. В произведении «Преступление и наказание» писатель выделяет идею доброты и сострадания к бедным людям. Он повествует нам о нищете, безвыходности, болезнях, проблемах с которыми каждый день сталкиваются герои этого романа. Главный герой Родион Раскольников является человеком необыкновенным, думающим, сочувствующим тяжелой […]...
- СОНЯ МАРМЕЛАДОВА — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») СОНЯ МАРМЕЛАДОВА — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Если Родион Раскольников — носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, «униженная и оскорбленная» в условиях буржуазного общества. Соня — […]...
- Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») План I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. II. Мотивы преступления Раскольникова. 1. Характеристика главного героя. 2. Идея защитить «униженных и оскорбленных». 3. Теория «сильной личности». III. Наказание Раскольникова. В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, […]...
- Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»; Преступление и наказание Достоевский Ф. М Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но кто из них кто — не всегда отличишь с первого взгляда. Самопожертвование, благородство — вот что всегда ценилось в людях. Но ценим мы лишь благородных рыцарей на белых конях. А что же простые люди? Неужели […]...
- Образ Сони Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Соня Мармеладова — героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова — ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми — […]...
- Рецензия на прочитанную книгу (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание») Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизацию книг «по мотивам», читать «по диагонали», непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если […]...
- Вопросы и ответы к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 1. Какое место занимает детская тема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие дети Мармеладовых подчеркивают невыносимость убогой, нищенской жизни, как бы оправдывают совершенное Раскольниковым. Маленькая девочка, являющаяся во сне-кошмаре Свидригайлова, вынуждена быть порочной уже в свои пять лет, юная девушка пятнадцати лет, […]...
- Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова — центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе — они определяют ее отношение к миру, […]...
- Родион Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — во многом необычное произведение, одной из его особенностей является то, что он написан Достоевским после возвращения с каторги, когда у него преобладали религиозные настроения и чувства. Это нашло свое отражение в том, что обличение жизненных несправедливостей и мечта о «счастье человечества» сочетаются в душе писателя с недоверием […]...
- Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Не только в литературе, но и в обиходном языке давно и прочно сложилось такое понятие, как «Петербург Достоевского». Федор Михайлович Достоевский хорошо знал Петербург. Здесь он учился; здесь прожил большую часть жизни; здесь происходило действие большинства его произведений. Адреса своих героев и маршруты их передвижений по городу — Достоевский часто указывал поистине с топографической точностью. […]...
- Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в романе «Преступление и наказание» знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю. Главный герой романа — Родион Раскольников — студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный […]...
- «Их воскресила любовь» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Достоевский Ф. М. — один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной мере это относится и к героям романа «Преступление и наказание». Книга эта — повествование о судьбах отверженных, но воскресших в конце концов людей. Судьба Сони открывается во всей своей трагической полноте […]...
- Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот») Тема падения и духовного возрождения — важнейшая в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Необходимо сразу же отметить, что «падение» главного героя начинается в тот момент, когда рождается его теория, согласно которой у человека есть обоснованное право убить другого человека. Основания этой теории лежат в идее о разделении людей на тех, «кто право имеет», […]...
- Сочинение по роману Ф. М Достоевского «Преступление и наказание» Трагедия Раскольникова В центре романа Ф. М Достоевского «Преступление и наказание» — характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху — процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Преступление его страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем […]...