Роман Униженные и оскорбленные. Часть 1. (Достоевский Ф. М.)



Сила и величие русских классиков XIX века заключалась в глубоком демократизме, в гуманистическом пафосе их творений, в бескомпромиссном служении истине. “Сердце русского писателя,- утверждал М. Горький,- было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны…”

Эти слова полностью можно отнести к Достоевскому – писателю, которого Томас Мани назвал первым психологом мировой литературы.

Возросший в наши дни интерес к творчеству Достоевского не случаев.

В его романах и повестях дана сокрушительная

критика буржуазного строя России, запечатлены глубокое сочувствие угнетенному народу, вера в его светлое будущее. Власть денег, попрание человеческого достоинства, бредовые идеи “вседозволенности” – все это смело разоблачает Достоевский в 60-70-х годах XIX века.

Произведения писателя отличает страстный гуманистический пафос – сочувствие и сострадание “униженным и оскорбленным”.

Некоторые современные ученые на Западе пытаются доказать, что Достоевский – певец отчаяния, проповедующий неверие в человека, что он якобы родоначальник нынешних упадочнических литературных течений.

Советские

литературоведы в ряде книг и статей, в докладах на состоявшемся в 1972 году в Венеции конгрессе, посвященном проблеме “Достоевский в сознании современного человека”, убедительно опровергли все эти домыслы и раскрыли подлинный облик великого русского гуманиста и обличителя буржуазного общества.

Одним из главных вопросов, волновавших Достоевского па протяжении всей его жизни, была борьба добра и зла в человеке. Писатель рассматривал зло как порождение частнособственнического мира. Отсюда его страстная критика буржуазности, отрицание капиталистических принципов: торгашества, наживы, поклонения “золотому тельцу”.

Все это мы видим в “Зимних заметках о летних впечатлениях”, “Преступлении и наказании”, “Идиоте”, “Братьях Карамазовых”.

В то же время Достоевский верил в добрые начала человеческой природы, всю жизнь вынашивал п лелеял идею о будущем совершенном, справедливом устройстве общества. Эту гуманистическую идею проповедуют его положительные герои – Мышкин, Алеша Карамазов, она пронизывает письма и дневники самого Достоевского. Путь к осуществлению “золотого века” человечества писатель видел в моральном факторе: человек должен усовершенствовать свою собственную природу, осознать ответственность перед другими людьми за построение земной гармонии и бескорыстно трудиться на общее благо.

В наши дни, когда социальные препятствия к построению нового общества устранены, мысли Достоевского о моральной ответственности человека за себя, за других и за будущее приобретают особую актуальность.

“Достоевский ни у нас, ни на Западе еще не умер потому, что не умер капитализм и тем менее умерли его пережитки (если говорить даже о пашей стране). Отсюда важность внимательного рассмотрения всех проблем трагической “достоевщины”,- заключал свою статью о Достоевском А. В. Луначарский.

И действительно, романы Достоевского, разоблачающие всевозможные формы насилия и угнетения, не могут умереть до тех пор, пока существует капитализм со всеми его уродствами и темными силами, которые сопротивляются и препятствуют появлению нового. “Новое общество,- писал критик-марксист В. В. Воровский,- не рождается из старого совсем готовым, чистеньким и хорошеньким, как бабочка, выскочившая из куколки. Глубокие материальные основы грядущего наталкиваются на отсталый, противоречащий им строй идеологии, особенно моральных понятий, господствующих в обществе. Они подтачивают их, как вешние воды подтачивают снег.

Но пока новые моральные и вообще идеологические представления, соответствующие новому строю жизни, твердо оформятся и установятся,- царит хаос, смесь старого бурелома и новых побегов, нет твердых нравственных начал, нет того внутреннего критерия добра и зла, который руководил бы деятельностью личностей и масс”.

В. В. Воровский писал о дореволюционной России, но эти строки можно целиком отнести к современному Западу и в какой-то мере ими объяснить причину интереса западного читателя к Достоевскому. Если в обществе “царит хаос, смесь старого бурелома и новых побегов”, если утрачены твердые нравственные начала, если нет морального компаса, в такие моменты человек раздваивается, теряет границы добра и зла, он мечется, ищет выхода, и тут ему приходит на помощь писатель, который давно размышлял над теми же проблемами, которого волновала нравственная анархия общества и который великолепно запечатлел и заклеймил ее в своих романах.

Ко всему этому следует прибавить, что Достоевский – величайший художник слова, мастерство которого стоит на уровне знаменитых классиков мировой литературы. Исповеди его героев, тонкие портретные характеристики, напряженные диалоги – философские поединки – все это вошло в сокровищницу русской и мировой литературы как неоценимое богатство.

Каково же место Ф. М. Достоевского в русском литературном процессе XIX века? Каково значение его романа “Униженные и оскорбленные”?

В русском обществе накануне революционной ситуации 1859-1861 гг. четко обозначились две исторические тенденции – либеральная и демократическая. В столкновении их, естественно, участвовали две силы: либералы-дворяне и демократы-разночинцы. Если говорить о русской литературе, то представителями первой тенденции были И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, второй – Н. Г. Чернышевский, П. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Помяловский.

Писатели либерального направления подвергали критике господствующие классы: Гончаров развенчивал лень, апатию, паразитическое существование Обломовых; Тургенев в романах “Рудин” и “Дворянское гнездо” в мягких и грустных топах изображал несостоятельность Рудиных и Лаврецких; Островский в пьесах смело высмеивал грубое и невежественное купечество. Поиски же положительного героя эпохи в произведениях этих выдающихся художников слова оказывались менее результативными.

Напротив, писатели демократического лагеря, разоблачая темные стороны действительности, добились успехов в создании положительных идеалов. Так Н. Г. Чернышевский, в строгом соответствии с исторической правдой, сумел в романе “Что делать?” запечатлеть различные, четко очерченные типы “новых людей” (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов).

Эта линия получила дальнейшее развитие в творчестве писателей-семидесятников.

Особое место между писателями обозначенных лагерей занимал Ф. М. Достоевский. “Все его повести и романы,- писал о нем А. В. Луначарский,- огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде…”

Необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости Достоевского. С одной стороны – протест против социальной несправедливости, которую он видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти денег; с другой – проповедь смирения, вера в примирение всех противоречий с помощью христианской религии. Эту двойственность Достоевского можно обнаружить в той или иной степени почти во всех его произведениях, начиная от его первого романа “Бедные люди” (1845) и кончая “Братьями Карамазовыми”.

Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно отзывался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества. Но многие из этих униженных и оскорбленных стояли в стороне от освободительной борьбы, искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в творчестве Достоевского.

Личная судьба писателя сложилась драматично.

В 40-х годах Достоевский увлекается учением социалистов-утопистов, сближается с петрашевцами и на одном из заседаний кружка Петрашевского читает запрещенное тогда письмо В. Г. Белинского Гоголю. Именно за это он был в 1849-году арестован и приговорен к смертной казни. После того как писатель был подвергнут оскорбительному обряду гражданской казни-возведен на эшафот, царь “милостиво” заменил смертный приговор ссылкой в Сибирь.

Четыре года пробыл Достоевский на каторге и шесть лет в линейном батальоне Семипалатинска, на военной службе. И все это время был лишен возможности участвовать в литературной жизни. Лишь в конце 1859 года он возвратился из Сибири в Петербург и мог возобновить литературную работу.

В эти годы классовая борьба в России резко обострилась. Готовилась реформа 1861 года. В обществе шли ожесточенные споры.

Спорили о том, какими путями пойдет развитие страны с отменой крепостного права, во что выльются предстоящие реформы, возможна ли в России крестьянская революция.

К этому времени Достоевский глубоко познал социальную несправедливость, царящую в обществе, изучил быт и нравы среднего класса – мелкого чиновничества и мещанства, особенно же хорошо представлял себе жизнь социальных низов – городской бедноты. И это не могло не сказаться на его умонастроении, а затем и на его творчестве. “Социальное положение Достоевского, загнавшее его в общественные низы, давшее ому отведать горечь существования униженных и оскорбленных, вместе с его необыкновенной чуткостью, способностью страдать и сострадать, не могли не толкнуть его в молодости на путь достаточно яркого протеста, на путь мечтаний о радикальной реформе всего общественного уклада”,- писал А. В. Луначарский.

В начале 60-х годов Достоевский написал четыре больших произведения: “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели”, “Записки из Мертвого дома”, “Униженные и оскорбленные”.

Роман “Униженные и оскорбленные” впервые был опубликован в 1861 году в журнале “Время” (№ 1 – 7). В статье “Забитые люди” Добролюбов назвал Достоевского “одним из замечательнейших деятелей нашей литературы”, а его роман “Униженные и оскорбленные” – лучшим литературным явлением года. Критик отметил, что новое. произведение Достоевского, как и первый его роман “Бедные люди”, принадлежит к тому “гуманическому” направлению, которое начал Гоголь – основатель “натуральной школы” в русской литературе. “В произведениях г. Достоевского,- писал Добролюбов,- мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе”.

Действие романа “Униженные и оскорбленные” происходит в 40-х годах, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил и политическую атмосферу 60-х годов: в романе изображен Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и оскорбленных. Именно в этом сильная сторона романа. “Люди, которых человеческое достоинство оскорблено,- писал Добролюбов,- являются нам у г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном”. Кроткие – это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее отец Николай Сергеевич). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире.

Но этот бунт трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком – Нелли.

Такому разделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии его: первая – история семьи Ихменевых, вторая – трагическая судьба семьи Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию русской сентиментальной литературы XIX века. Достоевский повествует о том, как дочь мелкопоместного дворянина Ихменева – Наташа, влюбившись в сына князя Валковского – Алешу и не получив родительского благословения, уходит к нему из дома.

И за ото ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини Катю и по настоянию своего отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к своим бедным родителям, и отец после долгих и мучительных колебаний прощает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла.

Унижен и оскорблен отец Наташи – Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в своем доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, князь Валковский обвиняет в мошенничестве; он безжалостно изгоняет Ихменева, как только тот становится более не нужен ему. Страдания Ихменева усугубляются его конфликтом с дочерью: для Николая Сергеевича уход Наташи из дома – позор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роман Униженные и оскорбленные. Часть 1. (Достоевский Ф. М.)