“Униженные и оскорбленные” в русской классике
В своей пьесе Горький как бы подытожил все свои наблюдения за жизнью “бывших людей”. Как и в ранних рассказах, здесь герои писателя – “люди дна”. Этот мир обездоленных и отверженных обществом Горький знал хорошо, потому что самому когда-то пришлось зарабатывать на хлеб вместе с такими, общаться с ними и пройти многие километры по дорогам России в их компании.
Судьба распорядилась так, что почти все герои пьесы потеряли все, в ночлежке Костылева они не имеют собственных имен. Им пришлось свыкнуться и приспособиться к окружающей
Хотя о чем им думать? Каждый живет одним днем, только для себя. В ночлежке Костылева перед нами предстают люди совершенно разных возрастов, профессий и характеров.
Каждый из них имеет что-то особенное, свойственное ему одному.
Актер, например, все-таки творческая натура, очень раним, все у него идет от чувств. Жизнь, которую он ведет, это не жизнь, а лишь существование. Она
Поэтому герой выбирает мир алкогольных грез, где он осуществляет свои мечты. Когда же Актер возвращается в реальный мир, он видит все тот же ужас и безысходность. Вся его ценность заключалась в душе, но она тоже пропита.
Единственным выходом для него явилась смерть.
Отличительной чертой Сатина, другого героя пьесы, является то, что он реально оценивает свое положение. Но иногда герой тоже как бы “убегает в прошлое”. Когда-то он был образован и много читал.
Даже сейчас в своей речи Сатин употребляет слова, незнакомые остальным, громкие выражения, которые привлекают и заставляют людей задуматься. Но эти красивые лозунги идут не из его души, т. к. он их когда-либо слышал или вычитал где-нибудь и просто повторяет, не задумываясь о смысле.
Клещ, еще один герой пьесы, в своем бытии не ждет счастья, но предполагает о каких-то переменах после смерти собственной жены. Но, в конце концов, он не воплощает свои задумки в реальность. От остальных его отличают грубость, постоянная работоспособность.
Это наиболее яркие персонажи в пьесе. Но есть то громадное общее, что объединяет их и остальных. Это – прошлое.
Каждый из них держится за него очень крепко. Лишь оно одно доказывает их существование когда-то. Но даже наличие прошлого не помогает героям жить в настоящем, т. к. “в карете прошлого далеко не уедешь”.
Появление Луки вносит изменение в жизнь и в мысли обитателей. Он – по-своему мудр, опытен, в какой-то мере философ. Имеет собственную своеобразную теорию о человеке и его бытии.
Для Анны, которая уходит в мир иной, Лука с его ложью явился спасением. Но его обнадеживающая философия оказалась недейственной для других, потому что, поманив в светлые высокие дали, тут же возвратила на грешную землю.
- Психологический портрет в русской литературе (по роману Ф. М. Достоевского “Униженные и оскорбленные”) Лицом к лицу Лица не увидать. С. Есенин В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели. Федор Михайлович Достоевский, по-моему, исключение из этого правила. Он рисует не живописные, а психологические портреты своих героев. Лично мне увидеть лица героев Достоевского помог […]...
- О романе “Униженные и оскорбленные” Ф. М. Достоевского Название первого романа, написанного Достоевским после каторги, должно было напомнить читателям о “Бедных людях”. На первом плане нового романа – изображение противоречий большого города, ясно звучащий протест против угнетения и преследования “маленьких людей”, униженных и оскорбленных богатыми и знатными, сочетание злободневной общественной проблематики с вопросами нравственно-философскими. В “Униженных и оскорбленных” особый интерес автора по-прежнему привлекают […]...
- УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ (по роману Ф. М, Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского – это “психо- логический отчет одного преступления”, ко- торое совершил бедный студент Родион Рас- кольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уго- ловном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его – преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу от- нюдь не во имя обогащения и даже […]...
- Униженные и оскорбленные Федор Михайлович Достоевский Униженные и оскорбленные Роман (1861) Иван Петрович, двадцатичетырехлетний начинающий писатель, в поисках новой квартиры встречает на петербургской улице странного старика с собакой. Невозможно худой, в лохмотьях, он имеет обыкновение часами сидеть в кондитерской Миллера возле Вознесенского проспекта, греясь у печки и уставясь мертвенным невидящим взглядом в кого-нибудь из посетителей. В этот мартовский […]...
- Краткое изложение Униженные и оскорбленные Ф. М. Достоевский Униженные и оскорбленные Иван Петрович, двадцатичетырехлетний начинающий писатель, в поисках новой квартиры встречает на петербургской улице странного старика с собакой. Невозможно худой, в лохмотьях, он имеет обыкновение часами сидеть в кондитерской Миллера возле Вознесенского проспекта, греясь у печки и уставясь мертвенным невидящим взглядом в кого-нибудь из посетителей. В этот мартовский вечер один […]...
- “Униженные и оскорбленные” Достоевского в кратком содержании Иван Петрович, двадцатичетырехлетний начинающий писатель, в поисках новой квартиры встречает на петербургской улице странного старика с собакой. Невозможно худой, в лохмотьях, он имеет обыкновение часами сидеть в кондитерской Миллера возле Вознесенского проспекта, греясь у печки и уставясь мертвенным невидящим взглядом в кого-нибудь из посетителей. В этот мартовский вечер один из них возмущается “невежливостью” бедняка. Тот […]...
- Роман “Униженные и оскорбленные” Роман “Униженные и оскорбленные” по-своему передают характер разнородной действительности начала шестидесятых годов. Достоевский критикует капитализм. Зло, низость, жестокость и в то же время “сатанинская” притягательная сила капитализма воплощены в “Униженных и оскорбленных” в образе князя Валковского. Основа характера князя – себялюбие, принцип его поведения – эгоизм. Тема денег трактуется в творчестве Достоевского двояко. Слабые и […]...
- Роман Униженные и оскорбленные. Комментарии. (Достоевский Ф. М.) Замысел романа “Униженные и оскорбленные”, по всей вероятности, относится к 1857 году. Об этом можно судить по содержащимся в романе разговорам о подготовке правительственных реформ, о гласности, о прогрессе и других вопросах, актуальных в годы так называемой “либеральной весны” (т. е. 1857-1859). К осуществлению своего замысла Достоевский приступил в 1860 году. Напечатан был роман в […]...
- Сочинение по роману Достоевского “Униженные и оскорбленные” Название первого романа, написанного Достоевским после каторги – “Униженные и оскорбленные” (1886), должно было напомнить читателям о “Бедных людях”. Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, ясно звучит моральный протест против угнетения и преследования “маленьких людей”, униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается злободневная общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная […]...
- Краткое содержание Униженные и оскорбленные в сокращении (Достоевский Ф. М.) Иван Петрович, двадцати четырех лет отроду, но уже начинающий писатель, искал себе новую квартиру. На одной из петербургских улиц ему повстречался странный старик с собакой. Очень худой, в неимоверных лохмотьях, сидящий подолгу в кондитерской Миллера поблизости Вознесенского проспекта, он грелся у печки и смотрел, уставившись своим тусклым взглядом в какого-нибудь посетителя. В тот мартовский вечер […]...
- “Униженные и оскорбленные”, анализ романа Достоевского “Униженные и оскорбленные” – психологический эксперимент Достоевского “Униженные и оскорбленные” Достоевский написал вскоре после своей ссылки. Идея романа зародилась еще в 1857 году, но к реализации замысла классик приступил лишь три года спустя. Весной 1861-го в журнале “Время”, который издавался под редакцией самого Достоевского и его младшего брата Михаила, увидела свет первая часть произведения. Остальные […]...
- Роман Униженные и оскорбленные. Часть 1. (Достоевский Ф. М.) Сила и величие русских классиков XIX века заключалась в глубоком демократизме, в гуманистическом пафосе их творений, в бескомпромиссном служении истине. “Сердце русского писателя,- утверждал М. Горький,- было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны…” Эти слова полностью можно отнести к Достоевскому – писателю, которого Томас Мани назвал первым психологом […]...
- Униженные и оскорбленные Роман Ф. М. Достоевского-это “психологический Униженные и оскорбленные Роман Ф. М. Достоевского-это “психологический отчет одного преступления”, преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его – преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради […]...
- “Униженные и оскорбленные” на страницах роман “Преступление и наказание” Роман Достоевского ” Преступление и наказание ” это “психологический отчет одного преступления”, преступления, которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху – процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его – преступник – мыслитель убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения […]...
- “Отцы” и “дети” в русской классике Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым” из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об […]...
- “Униженные и оскорбленные” краткое содержание по частям романа Достоевского Часть первая Повествование ведется от первого лица – молодого литератора Ивана Петровича. Ему 24 года и он сирота, воспитывался в доме мелкопоместного дворянина Николая Сергеевича Ихменева. Иван рос бок о бок с его дочерью Наташей. Николай Сергеевич слыл в округе человеком честным и хорошим хозяином. Поэтому князь Петр Александрович Валковский и предложил ему место управляющего […]...
- Роль природы в произведениях русских писателей XIX века (по роману Ф. М. Достоевского “Униженные и оскорбленные”) Тучи, как волосы, встали дыбом Над дымной, бледной Невой. Б. Пастернак Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть различными состояниями природы, плохое либо хорошее действие предстоит совершить герою. Наши предки были язычниками, и потому, наверное, у русских писателей такое большое место в произведениях занимает описание природы. […]...
- Какие герои русской классики близки персонажу комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Фамусову по своим взглядам на мир и человека? Я считаю, что по своим взглядам на мир и человека на Фамусова похожа госпожа Простакова, героиня пьесы Д. И Фонвизина “Недоросль”. Во-первых, оба они никогда не учились и не считают учение полезным делом. Во-вторых, наш герой бескорыстно любит только свою единственную дочь Софью, как и Простакова обожает только Митрофанушку. Очень похож на грибоедовского героя персонаж […]...
- Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Необычно начало романа: “Шли и шли и пели “Вечную память”… Кого хоронят?.. “Живаго”. На противопоставлении живого и мертвого строится все произведение Пастернака. Основным вопросом, вокруг которого вращается “внешняя и внутренняя” жизнь главных героев, является отношение к революции. Меньше всего и Юрий Живаго, и сам автор были ее противниками, меньше всего они спорили с ходом событий, […]...
- Вишневый сад в пьесе Чехова – олицетворение России накануне первой русской революции Чехов писал свои пьесы в начале нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой, юной и сильной жизни… За умиранием и смертью следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием перемен. Именно такую […]...
- Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века) Интеллигенция – самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых социально-политических кризисов страдает более всех она. Ни один общественный класс не признает в интеллигенте своего человека, даже если этот человек живет в том же квартале, в том же доме, […]...
- Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века Пьеса Горького “На дне” представляет нам целый ряд образов. Самые разные люди – и каждый из них по-своему искалечен жизнью, у каждого – свое несчастье, свое горькое прошлое – и только безрадостное настоящее и еще более безрадостное будущее объединяет их. По моему мнению, самый интересный герой пьесы “На дне” – это Василиса. Почему? Да потому, […]...
- В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? Соотнесите сцену всенародного покаяния Катерины в четвертом действии пьесы “Гроза” с аналогичным эпизодом в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Укажите различие мотивации героев. Если героиня А. Н. Островского сама признается перед Богом и людьми в нравственном преступлении, то инициатором покаяния Раскольникова становится […]...
- Какие черты характера главного героя пьесы А. В. Вампилова “Утиная охота” сближают его с типом “лишних людей” русской литературы? Какие черты характера главного героя пьесы А. В. Вампилова “Утиная охота” сближают его с типом “лишних людей” русской литературы? В начале развернутого рассуждения укажите, что литературный тип объединяет индивидуальный характер, обобщение и авторскую оценку, А в типе “лишнего человека” особым образом сливаются общечеловеческие, эпохальные, конкретно-исторические, нравственные и психологические черты. Этот тип представлял в русской литературе […]...
- В каких произведениях русской литературы герои вспоминают о прошлом Подумайте, в каких произведениях русской литературы герои вспоминают о прошлом и в чем этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы “На дне” М. Горького? К своим воспоминаниям о прошлом обращаются герои комедии “Вишневый сад” А.П. Чехова, а также герои романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Прошлое и настоящее персонажей всех трех произведений резко контрастны. Как […]...
- Комедия “Недоросль” – опыт сатиры в русской драматургии Необходимость выразить в литературе лицемерные настроения в жизни российского общества восемнадцатого столетия назрела давно и все думающие прогрессивно граждане ждали появления такого произведения. И вот появляется комедия Фонвизина “Недоросль” – первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, […]...
- “Чайка” – первая пьеса русской новой драматургии I. Мотивация учебной деятельности Учитель. Как-то А. П. Чехов сказал: “Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как и в жизни. Люди обедают, лишь только обедают, а тем временем строится их счастье и разбивается их жизнь”. Сегодня на уроке мы и попробуем разобраться, в чем заключается, по […]...
- ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (2 вариант) На протяжении столетий писатели и поэты русской литературы поднимают извечную проблему – это взаимосвязь природы с окружающим миром, с человеком. Поэтому не случайно Чингиз Тореку-лович Айтматов в своем романе “Буранный Полустанок” показывает главного героя, Едигея Жангельдина, на фоне степей, холодных и равнодушных к человеку. По мнению Айтматова, природа составляет основу человеческого бытия. Именно отношение человека […]...
- Образ Обломова как тип “лишнего человека” в русской литературе XIX века В начале XIX века в русской литературе появляется целый ряд произведений, основной проблемой которых является конфликт человека и общества, воспитавшей его среды. Наиболее выдающимися из них были “Евгений Онегин” А. С. Пушнина и “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Так создается и развивается особый литературный тип – образ “лишнего человека”, героя, не нашедшего своего места […]...
- Образ Печорина – продолжение темы “лишние люди”в русской литературе Писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 1820-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Общество еще не успело осознать значение романа в […]...
- Чистый образ женщины в русской литературе Очень мало не только в русской, но и во всемирной литературе произведений, в которых не шла бы речь о любви. Список творений, созданных во имя любви, бесконечен, и каждое из них связано с образом милой, единственной, неповторимой, бесконечно пленительной женщины. Как у любви тысячи оттенков, и в каждом из них свой особый цвет, свое мерцание, […]...
- Владимир Маяковский – неувядаемый авангардист русской поэзии “Героически просто, как наше сегодня” – охарактеризовал Владимир Владимирович Маяковский героику будней, и эти слова можно отнести к его творчеству. Тот самый В. В., о котором из года в год говорится в учебниках, о котором пишут критики, которого читают громким голосом. Но я хочу говорить о другом Маяковском. У меня Маяковский ассоциируется с революцией и […]...
- Что и как читали герои русской классики? Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”. Центральная тема произведения была озвучена недорослем Митрофаном Простаковым: “Не хочу учиться, хочу женится!” И пока Митрофан безрезультатно пытается по настоянию учителя Цыфиркина разделить 300 рублей на троих, его избранница Софья занимается самообразованием посредством чтения. “Горе от ума” А. С. Грибоедова. Павел Афанасьевич Фамусов весьма критичен в своих оценках. Узнав, что […]...
- Вклад Белинского в развитие русской литературы В. Г. Белинский известен нам как замечательный критик, как публицист, как сотрудник известнейших журналов. Вся его деятельность отличалась некоторой революционной направленностью; еще в юности он сформулировал для себя принцип, по которому в дальнейшем, уже став известным критиком, он оценивал произведения, – это народность литературы. Он проявлял повышенную требовательность к анализируемым произведениям, ему мало было изображения […]...
- Тема семьи в одном из произведений русской литературы XIX века Тема семьи, наверное, вечная тема. На мой взгляд, семья – это место, где обретаешь себя, становишься свободным, где чувствуешь себя защищенным и любимым, где тебя всегда понимают и ждут. Во многих произведениях русской литературы XIX века затрагивается эта тема, и везде семья представлена в разных обличиях. Рассмотрим тип семьи, которую обрел Илья Ильич Обломов в […]...
- Онегин – энциклопедия русской жизни. Сочинение для 8 класса О русской литературе А. М. Горький писал: “В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный. Наша литература – наша гордость!” У истоков новой русской литературы стоит гений Пушкина. Пушкин – родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Бессмертные произведения великого русского поэта обогатили человечество. В гении Пушкина сказались свободолюбие русского […]...
- ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 вариант) Молчал, задумавшись, И Я, Привычным Взглядом созерцая Зловещий Праздник бытия. Смятенный Вид родного края. Я. Рубцов Одной из проблем, которые Волновали и, очевидно, будут волноВать Человечество на протяжении Всех веков его существования, Является проблема взаимоотношений Человека и природы. Тончайший Лирик и прекрасный знаток Природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в Середине XIXВека: “Только человек, […]...
- Роман “Евгений Онегин” – “энциклопедия русской жизни” “Евгений Онегин”. Читая строки роману, пытаешься представить себе жизнь людей XIX века. Чем жилы они, о чем думали, что их волновало? Мысленно переносишься на столичные улицы и в заснеженные села, немножечко жалеешь, что не был современником пушкинских героев. Какими видел Александр Сергеевич Пушкин своих современников? Какой была эпоха большого гения? Формирование Пушкина как поэта происходило […]...
- Тема любви в русской прозе XIX века Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с особой остротой ощущений как водоворот немыслимых происшествий. Каждый человек в своей жизни рано или поздно испытывает чувство любви, и тогда его жизнь наполняется новыми впечатлениями […]...
- “Евгений Онегин” – энциклопедия русской жизни” “Евгений Онегин” – роман о современной поэту русской действительности, о людях пушкинского поколения и их судьбах. Александр Сергеевич Пушкин всегда жил судьбой России. В романе “Евгений Онегин” он исследует одну из важных проблем, волновавшую прогрессивное человечество XIX столетия, – положение думающей и передовой интеллигенции, реальных русских людей. В романе показаны все слои русского общества того […]...