Угроза нравственной пустоты и ее преодоление (о романе “Дэвид Копперфилд” Ч. Диккенса)
Нравственная пустота, как новая для Чарльза Диккенса этическая категория, впервые возникает на страницах романа “Дэвид Копперфилд”. Случайно ли это? Диккенс, отказавшись в своем творчестве от механических сил (например, роковой смерти, неожиданного наследства), разрубающих узлы противоречий, и развеяв иллюзии самообмана своих героев, в определенном смысле лишил их “больших надежд”, пусть нереальных, сказочных, но надежд.
Что же им остается? Ведь самое большое прозрение не может заменить даже самую маленькую надежду.
В ранних
Фактически в романе идеал раннего Диккенса – сказочный образ женщины-ребенка,
Ведь недаром герои Диккенса в этом романе, наделенные нравственной пустотой, Спенлоу и Стирфорт, умирают, а крайнее выражение нравственной пустоты воплощается в образе отвратительного Урия Гипа.
Дело в том, что Диккенс не лишает своих героев “больших надежд”. Даже в этом “наполненном жизнью” романе, в котором так последовательно писатель утверждает жизненный опыт, все же нашлось место рождественской теме. Но эта близкая сердцу писателя тема уже связана не столько с теплом домашнего очага, сколько с идеей борьбы в бурном житейском море, столь чуждой раннему Диккенсу.
Таким образом, вместо иллюзий “больших надежд” Диккенс предлагает своим героям борьбу за счастье, ибо счастье можно только выстрадать, пройдя через все жизненные испытания и невзгоды. Борьба в житейском море становится той “очищающей силой”, которая помогает Дэвиду прозреть и увидеть в Агнес качества, близкие уже самому повзрослевшему герою. Угроза нравственной пустоты исчезает, побежденная борьбой за счастье, в ходе которой наступает истинное нравственное прозрение и свершение “больших надежд” самых дорогих писателю героев.
- Преодоление самообмана (о романе “Дэвид Копперфилд” Ч. Диккенса) В романе “Дэвид Копперфилд” отразились те качественные изменения в мировосприятии Чарльза Диккенса, которые стали характерными для третьего периода творчества писателя. Стремление к углубленному, философско-психологическому постижению жизни заставило Диккенса несколько по-иному трактовать и свои излюбленные темы. В первую очередь это касается темы “больших надежд”. Если в начале жизненного пути Дэвида Копперфилда “большие надежды” напрямую связаны с […]...
- Символика романа “Дэвид Копперфилд” Ч. Диккенса В “Дэвиде Копперфилде” Чарльз Диккенс продолжает развивать тему “больших надежд”. Именно эта тема и определяет в романе его символику. Два символа – “дорога жизни” и “река, поток”, являются сквозными в повествовании писателя, причем оба “пути” ведут к морю. Диккенс наделяет эти образы-символы наиболее глубоким смыслом. И даже “рождественская тема”, которая обычно в романах писателя соотносилась […]...
- Жанр романа “Дэвид Копперфилд” Ч. Диккенса В истории становления и развития английского реализма Роман Чарльза Диккенса “Дэвид Копперфилд” (1849-1850) занимает особое место. Наряду с такими знаменитыми произведениями писателя, как “Холодный дом” и “Крошка Доррит”, этот роман знаменует качественно новый этап в его творчестве, характеризующийся более глубоким проникновением Чарльза Диккенса в психологию своих героев. “Дэвид Копперфилд” – первый и единственный опыт писателя […]...
- Тема воспитания и становления личности в романе Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” Роман (бессмертное произведение) Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” был опубликован в 1850 году. Это произведение Диккенса во многом автобиографическое: автор рассказывает от первого лица историю человека, ставшего писателем. Дэвид, как и сам Диккенс, выдержал изнурительную борьбу с тяжелыми жизненными обстоятельствами (работа Копперфилда на винном складе напоминает о фабрике ваксы, где после разорения отца работал Диккенс). Дэвид […]...
- Тема воспитания в романе Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” Я прекрасно понимал, что перенес Такие испытания, о каких они не Могут иметь ни малейшего понятия. Ч. Диккенс Роман (бессмертное произведение) Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” по жанру близок к так называемому “роману воспитания”, который обычно рассказывает о жизни героя от младенчества до зрелости. Перед нами история мальчика, ставшего известным писателем. Все в человеке, хорошее и […]...
- Сочинение по роману Диккенса “Дэвид Копперфилд” С именем Чарльза Диккенса связана целая эпоха в развитии английской литературы. Великим поэтом называли писателя критики за легкость, с которой он владел словом, фразой, ритмом и образом. Его мастерство во многом не уступало мастерству самого Шекспира. Преобразовав и видоизменив сам жанр традиционного романа, Диккенс воплотил в своих произведениях огромное количество собственных замыслов и наблюдений. В […]...
- ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РОМАНА ЧАРЛЗА ДИККЕНСА “ДЭВИД КОППЕРФИЛД” ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РОМАНА ЧАРЛЗА ДИККЕНСА “ДЭВИД КОППЕРФИЛД” Нравственная чистота самого писателя родилась из той гигантской несокрушимой энергии самоутверждающейся воли, которая так характерна для всей последующей жизни его. В. В. Набоков С именем Чарлза Диккенса связана целая эпоха в развитии английской литературы. Великим поэтом называли писателя критики за легкость, с которой он владел словом, фразой, ритмом […]...
- Отрицательные персонажи в романе Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” Многие события в романе “Дэвид Копперфилд” перекликаются с событиями в жизни самого писателя. Это – роман-воспоминание, где первые впечатления и суждения ребенка бережно доносит до нас взрослый человек, писатель, сумевший сохранить в своей душе чистоту детского восприятия. Первое зло, с которым столкнулся маленький Дэвид, росший в атмосфере любви с ласковой матерью и преданной няней Пеготти, […]...
- “Дэвид Копперфилд” Диккенса в кратком содержании Дэвид Копперфилд родился наполовину сиротой – через полгода после смерти своего отца. Случилось так, что при его появлении на свет присутствовала тетка его отца, мисс Бетси Тротвуд – ее брак был столь неудачен, что она сделалась мужененавистницей, вернулась к девичьей фамилии и поселилась в глуши. До женитьбы племянника она очень любила его, но примирилась с […]...
- Преодоление самообмана В романе “Дэвид Копперфилд” отразились те качественные изменения в мировосприятии Чарльза Диккенса, которые стали характерными для третьего периода творчества писателя. Стремление к углубленному, философско-психологическому постижению жизни заставило Диккенса несколько по-иному трактовать и свои излюбленные темы. В первую очередь это касается темы “больших надежд”. Если в начале жизненного пути Дэвида Копперфилда “большие надежды” напрямую связаны с […]...
- Дэвид Копперфилд характеристика образа Копперфилда Дэвида Копперфилд Дэвид – “герой повествования о своей собственной жизни”, являющийся и наиболее близким Диккенсу героем. Ему отданы многие эпизоды биографии писателя, который вспоминал свои отроческие годы, воссоздавая лишения, пережитые К. Изнурительная борьба с будничностью, которая должна была “согнуть его и сломить”, провоцирует приступы отчаяния, но в конечном счете оказывается незаменимым опытом, формируя и воспитывая личность. […]...
- Тема семьи и воспитания в романе Ч. Диккенса “Домби и сын” Тема воспитания есть одной из ведущих тем английской литературы. И в творчестве Диккенса она одна из главных, так вот не случайно, что в романе “Домби и сын” тема воспитания так или иначе проявляется в каждой сюжетной линии. Воспитание ребенка начинается в семье. Роман начинает будто идиллической мечтательно: отец любуется новорожденным сыном и благодарит жену за […]...
- Образец сочинения по литературе – За что мы любим романы Диккенса? “Просейте мировую прозу, останется Диккенс”, – писал Лев Толстой. Не только Толстой, но и много его современников считали Диккенса великим писателем. Тонкость психологического наблюдения и трогательная поэзия захватывали И. С. Тургенева. На познавательном и воспитательном уровне романов Диккенса подчеркивал М. Горький. Тарас Шевченко упоминает романы Диккенса в своих повестях, Иван Франко считал английского романиста “пламенным […]...
- Тема детства в романе Чарльза Диккенса “Приключения Оливера Твиста” Часто бывает, что в сознании образованного человека определенный писатель ассоциируется с какой-то ведущей темой. Относительно Чарльза Диккенса, то своеобразной визитной карточкой его творчества является Тема обездоленного детства, изображение мира детских грез и переживаний в столкновении с жестоким и несправедливо устроенным миром взрослых. Писатели – это преимущественно взрослые люди, которые уже забыли о том, каким видят […]...
- Образ Дэвида Копперфилда в одноименном романе Диккенса “Дэвид Копперфилд” прекрасно выполнен и в том отношении, что воспоминания о прошлом служат герою одновременно уроком жизни. Распутывая прошлое, он понимает, что нельзя жить мечтами и что, повторяя за викторианцами цитату из Лонгфелло, “жизнь не грезы, жизнь есть подвиг” , он учится воспитывать в себе волю, подчиняется дисциплине, долгу – иными словами, он учится “подлинному […]...
- Художественный мир Чарльза Диккенса Диккенс-художник обладал богатейшим воображением. Эта удивительная сила воображения и знание неприглядных сторон жизни викторианской Англии помогли писателю создать многоликий и многокрасочный художественный мир, населенный бессчетным числом комических, драматических и трагических персонажей. Роман (бессмертное произведение)ы Диккенса, перенасыщенные бытом, нравами, людьми разных сословий, подробными деталями, выписанными с документальной репортерской точностью, сразу же приковывают внимание читателя веселыми, смешными […]...
- Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не получил такой славы при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первого рассказа и не покидало до последних дней, хотя сам писатель, его взгляды и творчество изменялись. Секрет его популярности в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был […]...
- Характер конфликта в романе Диккенса “Домби и сын” Это не “семейный роман”, потому что с его страниц встает сама Англия, представленная множеством лиц и характеров, многообразием противоречий, контрастов, событий. Через семейные отношения в доме мистера Домби, фирма которого ведет торговые дела в Англии и ее колониях, раскрывается характер связей и отношений людей в современном Диккенсу обществе. В “Домби и сыне” все устремлено к […]...
- Интересные подробности жизни и творчества Чарльза Диккенса Очевидцы рассказывали, что, когда в Нью-Йорк приходило судно, на котором привозили новый выпуск какого-либо романа Диккенса, его встречали толпы нетерпеливых читателей, жаждавших узнать продолжение приключений полюбившихся героев. “Когда Диккенс решился выступить с чтением своих произведений и впервые лицом к лицу встретился со своими читателями, Англия была в упоении. Залы брали приступом, они всегда были набиты […]...
- Краткая биография Диккенса Ч Великий английский писатель был сыном мелкого служащего. Он еще мальчиком был вынужден тяжко трудиться из-за куска хлеба. Безрадостное существование бедняков Лондона, мелких торговцев и ремесленников были известны ему не понаслышке. В литературу он вошел в 30-е годы XIX века – как автор сборника рассказов и очерков “Очерки Боза”. Диккенс некоторое время работал в периодических изданиях […]...
- Героиня романа Диккенса “Крошка Доррит” Это одна из самых трагических фигур в мире героев Диккенса, хотя ее внешняя уравновешенность и тихая деликатность создают впечатление душевной умиротворенности. “Дитя Маршальси”, лондонской долговой тюрьмы, где она родилась и прожила большую часть жизни, Крошка Доррит “несвободна” не только в силу обстоятельств, но, так сказать, по призванию. Сирота при живых родителях, пленница обостренного сознания долга, […]...
- Творчество Диккенса, проблемы, художественное мировоззрение Родился писатель в феврале 1812 года. Еще с детства он испытал всю горечь нужды, социального неравенства и жестокой несправедливости современной ему общественной системы, и это во многом определило демократизм его убеждений и симпатий. Детство и ранняя юность Диккенса протекали в беднейших кварталах Лондона и даже в долговой тюрьме, в которую попала вся семья после неудачных […]...
- Этапы творческого пути Ч. Диккенса В шестнадцати романах Чарльза Диккенса, в его многочисленных рассказах и очерках, заметках и эссе перед читателем предстает монументальный образ Англии 30-70-х гг. XIX в., вступившей в сложнейший период экономического и политического развития. Реалистическая в своей основе художественная картина жизни викторианской Англии, созданная великим романистом, отражает процесс длительной эволюции Диккенса – художника. Будучи убежденным реалистом, Диккенс […]...
- Смех Диккенса могущественная сила Могущественная сила творческого воображения писателя соединилась в романе с художественным анализом жизни общества, романтический полет фантазии слился с могущественной силой реалистического изображения действительности. 50-е годы – новый этап в творчестве Диккенса. В 1853 году, выступая в Бирмингеме с речью на торжестве в честь присвоения ему звания национального писателя Англии, Диккенс говорил о ответственности литературы перед […]...
- Характеристика образа Оливера Твиста в одноименном романе Диккенса “Оливер Твист” направлен против “закона о бедных”, против работных домов, против существующих политэкономических концепций., усыпляющих общественное мнение обещаниями счастья и процветания для большинства. Счастья добивается лишь Оливер Твист, да и то благодаря романтическому настроению автора, уверенного в том, что незапятнанность, чистота души Оливера, его стойкость перед жизненными трудностями нуждаются в вознаграждении. Однако было бы ошибкой […]...
- Что привлекает читателя в романах Чарльза Диккенса Проходят года и столетия, уходят в небытие поколения людей, изменяются их обычаи, верования и взгляды, а великие художественные достояния остаются, надолго переживают своих создателей, по-новому разговаривают с каждой новой эпохой. Изображенные в них картины жизни давно отошли в прошлое, но мысли их авторов всегда обращены к будущему, всегда очаровывают и вдохновляют новые поколения… Уже в […]...
- Реализм и символизм Ч. Диккенса Своеобразие реализма Диккенса, например, в сравнении с реализмом Флобера, и заключается в попытке соединения этического и эстетического идеалов писателя в некое органическое целое. Это стремление писателя обусловлено, в первую очередь, своеобразием становления и развития реализма в Англии. Если во французской литературе реализм оформился в самостоятельное направление после эпохи романтизма, то в английской литературе романтизм и […]...
- Проблемы воспитания в романе Ч. Диккенса “Приключения Оливера Твиста” Это самый подходящий для вас мальчик. Время от времени его нужно Угощать палкой – это пойдет Ему на пользу. А его содержание Не обойдется дорого, потому что Его не закармливали с самого рождения. Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста Выйдя в свет, произведения Ч. Диккенса сразу попали в сокровищницу мировой литературы, поскольку в них нашли отражение […]...
- Проблема человеческого достоинства в романе Чарльза Диккенса “Домби и сын” Школьное сочинение. Выдающийся английский писатель Чарльз Диккенс в своих произведениях отмечал, что каждый человек непременно должен иметь чувство собственного достоинства. Именно человеческое достоинство дает каждому из нас осознание своей личности, нужности людям. Это гордость за собственные благородные поступки, правдивость и честность, умение противостоять постыдному и аморальности. В своем романе “Домби и сын” автор размышляет о […]...
- Глубокий демократизм и гуманизм творчества Диккенса Когда речь идет об английской литературе, то в сознании миллионов читателей обычно вслед за именем Шекспира всплывает имя Чарльза Диккенса. Будучи всемирно популярными и любимыми, Шекспир и Диккенс, думается, с особой яркостью и рельефностью воплощают английский национальный художественный гений, особенности национального менталитета, богатство английского языка. Глубокий демократизм и гуманизм творчества Диккенса во многом определялись обстоятельствами […]...
- Анализ романа Диккенса “Приключения Оливера Твиста” В романе “Приключения Оливера Твиста” Диккенс выстраивает сюжет, в центре которого столкновение мальчика с неблагодарной действительностью. Главный герой романа – маленький мальчик по имени Оливер Твист. Родившись в работном доме, он с первых минут своей жизни остался сиротой, а это означало в его положении не только полное невзгод и лишений будущее, но и одиночество, беззащитность […]...
- Тема детства в произведениях Ч. Диккенса Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой за жизнь, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенса уже после первого рассказа и не оставляло к последним дням, хотя сам писатель, его взгляды и творчество изменялись. Секрет его популярности у современников в потому, что Диккенс остро ощущал изменения в жизни […]...
- Память – это преодоление времени, преодоление смерти Все в мире покроется пылью забвения, Лишь двое не знают ни смерти, ни тления: Лишь дело героя да речь мудреца Проходят столетья не зная конца. Фирдоуси Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди – ученые и воины, герои и мудрецы – по крупицам делали нашу жизнь […]...
- Юмор и сатира в творчестве Диккенса В художественной палитре реалиста Диккенса имеются черты различных литературных направлений, в частности романтизма и сентиментализма. Скажем, как и романтикам, ему присуще притяжение к антитезе и контрасту. В романе “Приключения Оливера Твиста” образы героев четко разделены на положительные (друзья Оливера) и отрицательные (враги). Итак, писатель использует антитезу не только как художественное средство, но и как принцип […]...
- “Очерки Боза”: ранние повести Диккенса “Улицы, улицы, улицы…” Бегут по ним маленькие рассыльные в больших цилиндрах, с тоской поглядывая на черствые пирожки в булочной; мчатся кебы – наемные кареты, фургоны, спешат к богатым заказчицам модистки и корсетницы, самые “разнесчастные создания” в городе – так плохо с ними обращаются. Взгляд Боза зорко подмечает и каждую забавную мелочь. Вот на улице показался […]...
- Единый завершенный мир – Мир Чарльза Диккенса Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в мелкобуржуазной семье в небольшом домике на одной из расположенных террасами улиц Портсмута – этого оживленного портового города почти в центре южного побережья Англии. Умер он сто лет назад, 9 июня 1870 года, возле знаменитого своим собором города Рочестера в графстве Кент, приблизительно в тридцати милях юго-восточнее Лондона, […]...
- Первые выпуски “Домби и сына” Диккенса Роман с самого начала имел потрясающий успех; книга расходилась огромными тиражами. В сущности говоря, только после “Домби и сына” Диккенс навсегда забыл о денежных затруднениях, хотя частенько ощущал нелегкое бремя, которым были для него иждивенцы, и необходимость обеспечить многих из них после своей смерти. Это был заслуженный успех: с “Домби и сыном” искусство Диккенса неизмеримо […]...
- Краткое содержание романа Диккенса “Тяжелые времена” В романе “Тяжелые времена” Диккенс наиболее полно и с особенной остротой раскрыл свое отношение к викторианскому обществу. Здесь он ополчается на идею прогресса, как его понимали трезвые капиталисты-викторианцы, исповедовавшие принципы laissez faire. Начиная с “Оливера Твиста”, он постоянно критикует тот аспект утилитаризма, который видит в человеке отвлеченную статистическую единицу ; порицает образование, которое губит воображение […]...
- Проблема нравственной брезгливости Текст по Искандеру написан на тему нравственной брезгливости. Сохраняется актуальность этой проблемы и сегодня. Вначале, автор выражает свое по мнение относительно продолжающегося процесса развития физической брезгливости вместе с цивилизацией. Затем читатель знакомится с авторской точкой зрения касательно того, что развитие нравственной брезгливости происходит параллельно с развитием культуры и религии. В качестве примера им приводится образ […]...
- Тема нравственной ответственности человека в рассказах Чехова Тема нравственной ответственности человека в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Тема нравственной ответственности – традиционная для русской литературы (Пушкин, Толстой, Достоевский и др.). II. Главная часть 1. Нравственная ответственность человека у Чехова – это ответственность перед самим собой, перед людьми и даже перед будущим. 2. Люди, у которых атрофирована совесть, а следовательно, и чувство нравственной […]...