Художественный мир Чарльза Диккенса

Диккенс-художник обладал богатейшим воображением. Эта удивительная сила воображения и знание неприглядных сторон жизни викторианской Англии помогли писателю создать многоликий и многокрасочный художественный мир, населенный бессчетным числом комических, драматических и трагических персонажей. Роман (бессмертное произведение)ы Диккенса, перенасыщенные бытом, нравами, людьми разных сословий, подробными деталями, выписанными с документальной репортерской точностью, сразу же приковывают внимание читателя веселыми, смешными сценками,

смахивающими на анекдот, поражают юмором по отношению к любимым героям – простым, “не мудрствующим лукаво” людям.

В художественном мире, созданном Чарльзом Диккенсом, воплотилась “объемная” реалистическая эстетика английского классического романа в его нравственных, психологических и философских аспектах.

Художественный мир Диккенса театрален и представляет собой сплав фантастики и реализма. Его отличает свойственная театру яркость и гиперболичность. Например, образы Ловкого Плута, Трухти Вэка и даже самого старика

Скруджа – гиперболичны, но несмотря на все преувеличения, их характеры являются в высшей степени реалистическими социальными типами.

Ловкий Плут смешон и даже карикатурен, но и типичен.

Этот наглый мальчишка, развращенный миром, в котором он живет, мстит, как может, этому миру за все, что ему пришлось вынести. На суде Плут нагло заявляет: “Эта лавочка не годится для правосудия”. Воспитанный миром лондонских трущоб, Плут смешон и груб, но именно он заставляет читателя осознать, насколько ужасен этот мир, который сначала породил его, чтобы затем растоптать.

В своих романах “Диккенс приглашает читателей не на последовательный и тонкий самоанализ страдающей души”, а “в огромный зал первоклассного мюзик-холла, руководитель которого – автор – демонстрирует на сцене события и персонажи, гиперболизированные по сравнению с жизнью”.

Художественный мир Чарльза Диккенса представляет собой извечную борьбу двух начал – добра и зла. Противостояние сил добра и зла определяет не только тематику его романов (например, тему “больших надежд”), но и своеобразие художественного решения этой проблемы в эстетическом и этическом плане. Диккенс, проповедник и моралист, в своих романах идейно утверждает добро – этический идеал писателя. Диккенс художник-реалист не может не “любоваться” созданными им героями, как олицетворяющими добро, так и олицетворяющими зло,- его эстетический идеал.

Кстати, художественно более убедительными в романах писателя являются именно образы героев, олицетворяющих зло: Фейджин, Сайке, Чарли Бейтс, Ловкий Плут (“Оливер Твист”); Ральф Никклби, Сквирз (“Николас Никклби”); карлик Квелп (“Лавка древностей”) и др. Эти образы наделены запоминающимися характерами, индивидуализированы и, в то же время, типичны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественный мир Чарльза Диккенса