Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина

Тема русской деревни является важнейшей в лирике Сергея Есенина. Уроженец села Константинова Рязанской губернии, Есенин внес в поэзию свежую, до этого не виданную струю деревенской лирики. Стихотворения начального периода его творчества проникнуты светлым чувством любви к своей родине и деревне (“Русь”, “Гой ты, Русь моя родная”).
Раннюю крестьянскую лирику Есенина характеризует пасторальность, идилличность рисуемой картинки (за это в литературных кругах Петрограда поэта сразу же стали именовать “Лелем”, “пастушком”).

Его стихотворения вольно или невольно становились знаками той “святой Руси”, мечту о которой лелеяли в то время многие русские люди, считавшие свою повседневную жизнь в закосневшем быте тяжким бременем (“Чую радуницу Божью…”).
Но Есенин отчетливо осознавал не только светлые, но темные стороны жизни родного народа, родного крестьянства. Показательно, что свои отрицательные высказывания о России и русском крестьянстве он, как правило, не тиражировал. Стихи типа “Свищет ветер под крутым забором…” или “О, родина…” если и печатались, то лишь в периодике: обличения крестьянства
в прозе, которые Есенин принес однажды в редакцию “Известий” в составе своего очерка об Америке “Железный Миргород” (1923), так и не попали в газетный текст последнего.
Трансформация образа русской деревни в лирике Есенина наметилась в начале 20-х годов. После революции поэт одним из первых высказался о необходимости революционного вихря как спасителя погибающего крестьянства в своих “маленьких поэмах” “Отчарь”, “Пришествие”, “Преображение”, “Инония”. Поэт верил тогда, что в Грядущем “люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где “избы новые, кипарисовым тесом крытые”, где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой”.
Однако “развороченный бурей быт”, поднятая на дыбу Русь, красный и белый террор, бунты анархистов (“махновщина”), восстания крестьян (“антоновщина”) и т. д. положили конец иллюзиям поэта. Он не без оснований посчитал, что его “отчарю” – “соломой пропахшему мужику” – только и осталось, что “захлебнуться лихой самогонкой…”
Слова, взятые здесь в кавычки, – это заключительные строки одной из самых известных поэм Есенина “Сорокоуст” (1920). Сорокоуст – православная традиция чтения молитв по покойнику в течение сорока дней после смерти. Именно в этом произведении впервые ярко зазвучал мотив трагедии, смерти русской деревни. “Трубит, трубит погибельный рог!”
Поэт говорит о борьбе города и деревни, о наступлении “врага… с железным брюхом”, что “тянет к глоткам равнин пятерню”. Стержневой символ стихотворения – “скверный гость” с “железным брюхом”, “страшный вестник” грядущих изменений. Он принесет с собой в деревню “электрический восход”, а вместе с ним и “стальную лихорадку”.

В третьей части возникает знаменитый образ красногривого жеребенка, тщетно пытающегося обогнать поезд. Разгадать этот символ несложно. Сам поэт пишет об этом так: “Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни… она в революции нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с железной…

Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений…”
В 1924 году Есенин пишет стихотворение “Возвращение на родину”, в котором на первый план выходят страшные изменения произошедшие в деревне. Разрыв поколений выразился, прежде всего, в отказе от православных традиций. Над родимыми местами лирического героя “взметнулась колокольня без креста”, “иконы выбросили с полки”, вместо Библии молодые девушки читают пузатый “Капитал”. Это, по мнению поэта, не может не сломать и не погубить русскую деревню.

Молодое поколение, которое в стихотворении представлено сестрами, перестало уважать стариков, оно забывает о своих корнях и становится “Иванами непомнящими”.
В этом же, 1924 году, поэт создает стихотворение “Русь советская”. В нем он развивает тему трагедии русской деревни. Новой, измененной, коммунистической деревне поэт противопоставляет себя. Он не готов изменить своим убеждениям и петь под гармонику “агитки Бедного Демьяна”, “гражданин села” не готов собираться, как его односельчане, около волости, вместо церкви.

Поэт не готов отдать свою лиру “октябрю и маю”, потому что она навеки принадлежит шестой части земли ” с названьем кратким “Русь””.
В драматической поэме “Страна негодяев”, написанной в период с 1921 по 1923 годы, устами одного из ее героев, комиссара Чарина, Есенин, бесспорно, высказал многое из того, над чем раздумывал сам:
Люди с голоду бросились в бегство,
На сплошной недород у крестьян.
Их озлобили наши поборы,
И, считая весь мир за бедлам,
Они думают, что мы воры
Иль поблажку даем ворам.
Трепетно относясь к русской деревне, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать изменений, происходящих на селе. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что в отрыве от родной земли, от своих корней человек не может жить.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина