Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни” Есенина



“Я последний поэт деревни…” (1920)

Это стихотворение можно назвать эпитафией уходящему миру деревни – той, какой ее знал и любил Сергей Есенин. Настроение, выраженное здесь поэ­том, встречается во многих его стихах. Поэт связывал самого себя с исчезающей деревней.

Он чувствовал, что не сможет воспевать новое время, потому что все в нем кажется ему дисгармоничным.

Главный мотив стихотворения – собственная ненужность и неизбежность своего ухода. В стихо­

творении нет сюжета, в нем не происходит никаких действий. Главное здесь – только внутренние ощу­щения лирического героя.

Природа для Есенина всегда была священна – он часто изображал ее как Храм. В ранней лирике он воспевал красоту природы, радость и полноту жиз­ни, любви. Но в стихотворении “Я последний поэт деревни…” поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру, обреченному на умирание.

А русская природа здесь – Храм, в котором и происходит эта воображаемая поминальная служба.

В первом четверостишии лирический герой проща­ется со всем, что ему дорого. Ключевые слова

здесь подчеркнуты эпитетами: “последний поэт” и “про­щальная обедня”. Первая строфа стихотворения – единственная, в которой глаголы стоят в настоящем времени.

Лирический герой еще живет настоящим (точнее доживает), но в будущем ему места нет.

Сильнее всего в стихотворении звучит тема смерти:

Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час.

Лирический герой сравнивает себя с догорающей свечой “из телесного воска” – то есть из судеб людей, сломленных и отвергнутых новым миром. Среди них и сам поэт. Он предсказывает свою смерть.

Часы не звонят, не бьют – они хрипят. Хрип этот – знак дисгармонии наступающего нового мира. Образ луны здесь тоже не случаен.

Луна появ­ляется только ночью, которая разделяет день уходя­щий и день наступающий, прошлое и будущее.

В третьей и четвертой строфах сталкиваются об­разы старой деревни и “железного гостя”, который выйдет “на тропу голубого поля” России, на ее не­объятные просторы. Но он не хозяин и не работник, а всего лишь “гость”, хотя именно он вот-вот станет хозяином. У него “черная горсть”, “не живые, чужие ладони”.

Как ярко отражают эти эпитеты настроение поэта! Он уверен, что природа осиротеет:

Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить.

“Железный гость” – многозначный образ. Это, в первую очередь, конечно, трактор, комбайн и любая другая техника. Но это и противостоящий деревне город, и вообще новый мир.

Есенин писал: “Трогает меня… только грусть за уходящее, милое, родное, звериное и незыблемая сила мертвого, механическо­го”. Но не только поэт скорбит о прошлом. Природа в таком же смятении.

А Есенин всегда выражал свое мироощущение через природу – это одна из самых ярких особенностей его поэзии. Лирический герой говорит о себе:

За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.

Береза – один из любимых образов Есенина. Но раньше поэт любовался березкой: “О, тонкая березка, что загляделась в пруд?” А в этом стихотворении березы “кадят”, то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью.

А осень – символ умира­ния природы.

С деревней автор связывает религиозные мотивы и образы: обедня берез, поэт-свеча, панихидный пляс ветра. Цветовые эпитеты тоже расставляют свои акценты: свеча догорает золотистым пламенем, поле названо голубым (в творчестве Есенина есть образ – “голубая Русь”), “злак овсяный” окрашен цветом зари, только “железный гость” черен. Но будущее за ним: все привычное и милое, и сам поэт, становятся лишним в новом мире.

В последней строфе мотив смерти усиливается – почти дословно повторяются слова второй строфы:

Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час!

Но это утверждение звучит гораздо увереннее – теперь это уже восклицательное предложение, оно звучит как приговор. Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь.

Стихотворение посвящено другу Есенина, Анато­лию Борисовичу Мариенгофу – поэту, одному из основателей и теоретиков имажинизма.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни” Есенина