Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни” Есенина
“Я последний поэт деревни…” (1920)
Это стихотворение можно назвать эпитафией уходящему миру деревни – той, какой ее знал и любил Сергей Есенин. Настроение, выраженное здесь поэтом, встречается во многих его стихах. Поэт связывал самого себя с исчезающей деревней.
Он чувствовал, что не сможет воспевать новое время, потому что все в нем кажется ему дисгармоничным.
Главный мотив стихотворения – собственная ненужность и неизбежность своего ухода. В стихо
творении нет сюжета, в нем не происходит никаких действий. Главное
Природа для Есенина всегда была священна – он часто изображал ее как Храм. В ранней лирике он воспевал красоту природы, радость и полноту жизни, любви. Но в стихотворении “Я последний поэт деревни…” поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру, обреченному на умирание.
А русская природа здесь – Храм, в котором и происходит эта воображаемая поминальная служба.
В первом четверостишии лирический герой прощается со всем, что ему дорого. Ключевые слова здесь подчеркнуты эпитетами: “последний поэт” и “прощальная
Лирический герой еще живет настоящим (точнее доживает), но в будущем ему места нет.
Сильнее всего в стихотворении звучит тема смерти:
Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час.
Лирический герой сравнивает себя с догорающей свечой “из телесного воска” – то есть из судеб людей, сломленных и отвергнутых новым миром. Среди них и сам поэт. Он предсказывает свою смерть.
Часы не звонят, не бьют – они хрипят. Хрип этот – знак дисгармонии наступающего нового мира. Образ луны здесь тоже не случаен.
Луна появляется только ночью, которая разделяет день уходящий и день наступающий, прошлое и будущее.
В третьей и четвертой строфах сталкиваются образы старой деревни и “железного гостя”, который выйдет “на тропу голубого поля” России, на ее необъятные просторы. Но он не хозяин и не работник, а всего лишь “гость”, хотя именно он вот-вот станет хозяином. У него “черная горсть”, “не живые, чужие ладони”.
Как ярко отражают эти эпитеты настроение поэта! Он уверен, что природа осиротеет:
Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить.
“Железный гость” – многозначный образ. Это, в первую очередь, конечно, трактор, комбайн и любая другая техника. Но это и противостоящий деревне город, и вообще новый мир.
Есенин писал: “Трогает меня… только грусть за уходящее, милое, родное, звериное и незыблемая сила мертвого, механического”. Но не только поэт скорбит о прошлом. Природа в таком же смятении.
А Есенин всегда выражал свое мироощущение через природу – это одна из самых ярких особенностей его поэзии. Лирический герой говорит о себе:
За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.
Береза – один из любимых образов Есенина. Но раньше поэт любовался березкой: “О, тонкая березка, что загляделась в пруд?” А в этом стихотворении березы “кадят”, то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью.
А осень – символ умирания природы.
С деревней автор связывает религиозные мотивы и образы: обедня берез, поэт-свеча, панихидный пляс ветра. Цветовые эпитеты тоже расставляют свои акценты: свеча догорает золотистым пламенем, поле названо голубым (в творчестве Есенина есть образ – “голубая Русь”), “злак овсяный” окрашен цветом зари, только “железный гость” черен. Но будущее за ним: все привычное и милое, и сам поэт, становятся лишним в новом мире.
В последней строфе мотив смерти усиливается – почти дословно повторяются слова второй строфы:
Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час!
Но это утверждение звучит гораздо увереннее – теперь это уже восклицательное предложение, оно звучит как приговор. Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь.
Стихотворение посвящено другу Есенина, Анатолию Борисовичу Мариенгофу – поэту, одному из основателей и теоретиков имажинизма.