ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ (размышления о творчестве Сергея Есенина)

Мне кажется, что для Есенина не сущест-
вовало ничего важнее и дороже Родины, без ко-
торой он себя просто не мыслил, хотя время,
в которое он жил, вызвало массовую эмигра-
цию русской. интеллигенции.
Поэт любил Россию страстно, искренне,
нежно. Никто и никогда так не напишет:
О Русъ — малиновое поле
И синъ, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Он признается:
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
Родина видится Есенину прежде всего че-
рез ее природу. Может быть,

поэтому всякий,
кто познакомился с его творчеством, уже не за-
будет «белого перезвона берез», «березового
ситца», «розовой води» и других изумительных
образов.
Чувство любби к Родине, проходя через
всю поэзию, меняло вместе с тем оттенки. Ран-
ние стихи окрашены грустью, звучат трога-
тельно, неповторимо:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Революция, которую Есенин приветствует,
меняет тематику его творчества. В стихах по-
эта отчетливо зазвучали социальные мотивы
и революционные настроения.
Однако
он принял революцию как нечто
очищающее, как начало идеального будуще-
го, которое виделось ему как трудовая и сча-
стливая жизнь зажиточных крестьян.
К сожалению, его наивные представления
натолкнулись на суровую и кровавую реаль-
ность. Гражданская война привела к оконча-
тельному разорению деревни.
Разорение деревни, пренебрежение к
крестьянам со стороны новой власти, продо-
тряды и прочее вызвали кризис в настроени-
ях поэта. «Ведь идет совершенно не тот со-
циализм, о котором я думал», — признается
он в одном из писем. Возникает тема Руси,
истерзанной войной.
Новая власть утвердила гегемонию про-
летариата, а для Сергея Александровича
Россия — это, прежде всего, крестьянский
народ. И, кажется ему, что нет у народа
больше защитника:
О Русъ моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
И вновь:
Я последний поэт деревни…
Любовь к «голубой Руси» помогла Есени-
ну преодолеть душевный кризис. Подыма-
лось и крестьянство, а вместе с ним возрож-
далась и страна. После посещения заграницы
поэт почувствовал новый прилив чувств к
России, которую впервые захотел увидеть
«через каменное и стальное». Творчество его
засветилось новыми гранями.
Последний год жизни был необычайно
плодотворным… Смерть лишила нас новых
шедевров.
В последнее время появилось много ста-
тей о загадке гибели С. А. Есенина. Смерть
этого человека волнует, прежде всего, пото-
му, что он был необычайно ярким и талант-
ливым поэтом. По словам А. М. Горького, да-
же не верилось, что этот маленький человек
обладает такой силой чувства, такой совер-
шенной выразительностью.
Когда-нибудь тайна смерти Есенина бу-
дет раскрыта. Бесспорно, он мог убить себя
сам, потому что был человеком неуравнове-
шенным и подверженным слабостям. Но и
властям было за что не любить его… Неда-
ром ведь Сталин запретил его произведе-
ния, возвел в смертный грех чтение его
стихов. А нарком просвещения Луначар-
ский подвергал суровому и резкому осуж-
дению деятельность имажинистов, к кото-
рым принадлежал и Есенин.
Есенин — народный поэт. Недаром так
легко поются песни на его стихи. Миллио-
нам и миллионам россиян его творчество
будет внушать любовь к родной земле, при-
роде, селу.


ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ (размышления о творчестве Сергея Есенина)