С. А. Есенин – “последний певец деревни”

1. Образ родины в творчестве Есенина.
2. Поэтизация русской деревни.
3. Русская деревня как “Русь уходящая”.
Тема родины, Руси является ведущей темой в поэзии С. А. Есенина. Ее образ встречается даже в любовных стихотворениях. Например, в стихотворении “Выткался на озере алый свет зари…” свидание влюбленных происходит на фоне незамысловатого пейзажа, типичного для окрестностей русских деревень:
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Любовью к родине проникнута вся лирика

С. А. Есенина. Однако хочется упомянуть стихотворение, в котором поэт ясно и просто говорит о нерасторжимой духовной связи с родной землей. Это конечно же стихотворение “Гой ты, Русь моя родная…”, в котором России предстает в облике былинной, сказочной, святой земли.

Бескрайняя “синь” Руси – это и вода озер и рек, и синева неба. Синего цвета и покров Богородицы, особенно чтимой на Святой Руси…
Благоговейное отношение к родине, как к святыне, поэт подчеркивает, сравнивая себя с богомольцем. “Хаты – в ризах образа”, “пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас” – образ

Руси как храма напоминает о значении православной веры в жизни простого крестьянина. В то же время поэтический дар Есенина словно “освящает” грешную землю, на которой на самом деле далеко не все так светло и благостно. Выражением высшего восторга перед родной землей звучат слова:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
В этом стихотворении легко проследить характерную для творчества Есенина поэтизацию русской деревни. Идеал Руси для поэта – это всегда русская деревня, а не просто красивый пейзаж и уж тем более не бурная городская жизнь: И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Для поэтичных картин Руси, русского села Есенин выбирает краски, традиционные в иконописи: “алый свет зари”, “синь”, “голубое поле”, “золотая дуга”, “золотистое пламя”, “роща золотая”, “лазурь”… Особенно часто встречаются в поэзии Есенина синий и голубой цвета. “Голубая Русь”. Не зеленая, в наряде из “березового ситца”, не золотая, в спелых колосьях и осенней листве, а голубая, как небо, как вода, бескрайняя и чистая, как мечта.

И действительно, в поэзии Есенина образ Руси повседневной, будничной, земной переплетается со сказочным образом града Китежа, скрытого под водой, отражающегося в воде, в “сини”. Но и обыденные реалии крестьянской жизни не остаются вне взгляда поэта:
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
С такими словами обращается поэт к матери в стихотворении “Разбуди меня завтра рано…”. Столь поэтичное отношение к незатейливому крестьянскому быту, конечно, не означает, что Есенин не знал и не замечал, какова на самом деле жизнь села. Поэт надеялся, что послеоктябрьской революции крестьянам будет легче жить, однако эти надежды не оправдались.

Все мероприятия, осуществлявшиеся советской властью в русской деревне, были направлены на разрушение привычного уклада крестьянской жизни, который был так дорог Есенину. Предчувствие того, что привычная русская деревня, “голубая Русь” уходит в прошлое, звучит в стихотворении “Я последний поэт деревни…”:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Неживые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Это стихотворение – поэтическая “панихида”, погребальный плач по русской деревне, какой ее знал и любил Есенин. Лирика поэта своего рода “дощатый мост”, связывающий прошлое и будущее “страны березового ситца”. Но поэт и сам осознает, насколько хрупок и “скромен” этот песенный мостик.

В стихотворении “Я последний поэт деревни…” родина снова предстает храмом. Но теперь “пришлый богомолец” попал не на праздник, а на похороны:
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча…
Мотивы невозвратимости “уходящей Руси” и ее жизненного уклада звучат и в других стихотворениях Есенина:
Не разбудишь ты своим напевом
Дедовских могил!
Привязало, осаднило слово
Даль твоих времен.
Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелых
Прозвенит твой сон.
В стихотворении “Мир таинственный, мир мой древний…” разрушение традиционного деревенского уклада показано уже не как предчувствие, а как реальность. Атрибуты прогресса, пришедшего в деревню, поэт характеризует как враждебное явление:
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Наступление технической цивилизации, воплощенной в образе города, сопоставляется с охотой на волка. Теперь уже деревенская Русь не храм, осиянный ризами икон, не “голубень”, а зверь, которого травят охотники. Но и в этом обличье родина по-прежнему дорога поэту, принимающему ее судьбу как свою собственную:
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даешься ножу.
Как и ты – я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

С. А. Есенин – “последний певец деревни”