Тема противостояния героя и толпы в поэзии Маяковского
В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, “кричащий”. Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых касались и творцы прошлого (Пушкин, Лермонтов), и современные ему поэты (Блок, Есенин). Но благодаря удивительной самобытности, неповторимому таланту поэта эти темы звучали с особой свежестью и остротой. Одной из тем, отраженных в раннем творчестве Маяковского, является тема противостояния героя и толпы, тема трагического одиночества поэта:
Я одинок,
как последний глаз у
идущего к слепым человека.
Причина
Ненужных, как насморк,
и трезвых, как нарзан.
Лирический герой Маяковского одинок в этом мире. Возможно, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений: “Себе любимому посвящает эти строки автор”, “Я”, “Владимир Маяковский”. Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя и с тем же обращается к людям будущего:
“Славьте меня!” –
своей великой души.
Что стоит за эпатажем и эгоизмом героя? Неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана герой скрывает тонкую, ищущую любви душу, защищая ее от тех, кто грубее, жестче, сильнее.
Так, ранимое и нежное сердце героя проявляется в стихотворении “Послушайте!” (1914). Это стихотворение – вдохновенная мечта о красоте мира:
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
значит это кому-нибудь нужно?
Герой тоскует, видя беззвездное небо. Сила чувства, стремительность порыва выражены в восклицательной интонации, в нагнетании глагольных форм: врываться, боится, плачет, целует, просит…. Но красота нужна не только самому поэту – она нужна всем людям, которые часто этого не понимают.
Без красоты, по мысли автора, нельзя быть счастливым.
В стихотворении “А вы могли бы?” также проведена резкая черта между “Я” и “Вы” (толпой). Лирический герой “Я” выбирает вольный бушующий океан, в блюде студня видит он таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн. А вот “Вы” живут иначе: они не умеют преображать, расцвечивать будничную жизнь, видят вещи такими, какие они есть.
Стихотворения раннего периода творчества Маяковского, посвященные теме противостояния героя и толпы, носят романтический характер. Толпа – это пошляки, живущие бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства.
Герой одинок в своем мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов, готов на борьбу с непониманием.
Первые поэтические опыты Владимира Маяковского берут начало из Бутырской тюрьмы, где он отбыл полгода за революционную пропагандистскую деятельность (поэт еще в школе увлекся марксизмом). Там, по его словам, он “исписал… целую тетрадку”, после чего Маяковский решил оставить партийную деятельность, чтобы “делать социалистическое искусство”. Но из-за первых неудач в поэтическом деле Маяковский начинает учиться живописи в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Крученых – основоположниками футуризма в России.
Черты этого направления ярко проявились в поэтическом творчестве Маяковского.
Лирическим героем раннего Маяковского стал “Я”. В соответствии с этим его произведения несут в себе эгоистическую ноту – “Я”, “Себе любимому посвящает эти строки автор” и первый сборник стихов с пафосным названием “Я!”, а так же спектакль-трагедия “Владимир Маяковский”, где поэт исполнил главную роль, которую, по его словам, “просвистели до дыр”:
Вам ли понять,
Почему я,
Спокойный,
Насмешек грозою
Душу на блюде несу
К обеду идущих лет.
Видимо, изначальное одиночество лирического героя и его неприязнь к людям, “ненужным, как насморк, и трезвым, как нарзан” и породило эгоцентризм ранимого поэта, ищущего понимания и любви-“громадины”. В эпилоге трагедии “Владимир Маяковский” обозначается острая неприязнь поэта к толпе:
Я это все писал
о вас,
бедных крысах.
Поэт пытается сказать людям о необходимости перемен, прокричать о том, что они несчастны. Но видит вокруг себя людей, с которых стекает “обрюзгший жир”. Несмотря на это, герой не опускает руки и смело выражает свой протест, хотя и ощущает себя “гласом вопиющего в пустыне”.
Все бунтарское настроение ранний лирический герой Маяковского направляет на воодушевление людей, на их пробуждение, на освобождение их от гнета буржуазных условностей, которые не дают свободно любить, жить, творить. В стихотворении “Эй!” поэт призывает:
Возьми и небо заново вышей,
новые звезды придумай и выставь,
чтоб, исступленно царапая крыши,
в небо карабкались души артистов.
Но такой оптимистический настрой раннего героя часто сменяется овладевающей им безнадежностью от неспособности пробудить людей от тяжелого сна пассивности. Об этом он пишет в стихотворении “Скрипка и немножко нервно”:
Я вот тоже
ору –
а доказать ничего не умею!
Таким образом, основной мотив раннего творчества Маяковского – противостояние героя и равнодушной и враждебной ему толпы. Лирический герой выполняет возложенную на него миссию: сделать людей лучше, заставить их прозреть. Он чувствует в себе силы бороться дальше, несмотря на сопротивление пассивной “вечно жующей” толпы.
В своем творчестве Маяковский продолжил и завершил борьбу Пушкина со сладкогласной напевностью, возвышенной и напыщенной стилистикой романтизма благодаря свежести и ритмичности своего стиха, его неординарности.
Но ломаная конструкция стиха – это еще и соответствие принципу “сдвинутой конструкции”, свойственному футуристам. Футуризм, как радикальное продолжение символизма, стремился не просто завуалировать смысл, но выработать абсолютно новые концепции, значение которых было в дегуманизации и деэстэтизации искусства. В стихотворении “А вы могли бы?” лирический герой Маяковского, находясь в самой обычной рыбной лавке, видит вольный бушующий океан, а в блюде студня – таинственные очертания океана.
Кто из мирных обывателей способен повторить такое?
Эпатаж, вызов, непринятие равнодушия – вот главные составляющие футуризма, находящие свое отражение в этом стихотворении Маяковского. Умело выбирая слова, поэт противопоставляет себя толпе. Этот контраст достигает своего апогея в конце, когда лирический горой спрашивает:
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
Но, несмотря на такую открытую враждебность, автор сострадает людям, потому что без красоты нельзя быть счастливым, а они ее не видят, воспринимают только внешнюю оболочку вещи, не видя ее “души”, ее сути.