Тема природы в лирике В. А. Жуковского

Детство Василия Андреевича Жуковского, родившегося в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии, прошло на лоне природы. Он понимал всю ее красоту душой, чувствовал ее животворную силу, делился с ней своими самыми сокровенными мыслями. Поэт как бы сливался мыслями с полями, лугами, лесами, реками, ручьями, озерами. Вое его мысли и чувства переплетаются с временами года, со сменой дня и ночи, с цветением садов, с уходящей в горизонт дорогой.

Это можно проследить в его пейзажной лирике.
Давайте же заглянем в волшебный мир поэзии Жуковского

и представим, что чувствовал поэт, создавая то или иное стихотворение.
Элегия «Сельское кладбище» была написана в 1802 году. Здесь поэт изображает природу в состоянии торжественного мертвого покоя и неподвижности:

В туманном сумраке
Окрестность исчезает.
Повсюду тишина,
Повсюду мертвый сон;
Лишь изредка, жужжа,
Вечерний жук мелькает,
Лишь слышится вдали
Рогов унылый звон…

Эти строки вызывают настроение покоя, умиротворенности, размышления о бренности всего земного, о быстротечности жизни.
Тема природы в лирике В. А. Жуковского находит отклик на свои чувства

и мечты. Красота и таинственность ее рождают в поэте различные состояния: радость, печаль, спокойствие. В стихотворении «Весеннее чувство поэт раскрывает читателю красоту и загадочность сил природы, ветра, облаков. Видимо, когда Жуковский создавал это произведение, он испытывал чувство нежности:

Я смотрю на небеса…
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далекие леса…

Состояние полета, легкости, невесомости пронизывает это стихотворение.
Совсем по-другому воспринимается стихотворение «Горная дорога». Здесь на первый план выступают чувства тревоги, грусти, печали. Дорога показана как символ жизненного пути человека:

Над страшною бездной дорога бежит,
Меж жизнью и смертию мчится;
Толпа великанов ее сторожит,
Погибель над нею гнездится.

Конец этой дороги печален, и никакие радости не смогут его облегчить:

Напрасно там солнцу сиять и гореть:
Бе золотит, но не может согреть…

Тема природы в лирике В. А. Жуковского настолько очаровывает читателей, что выразить все, что рождается в душе поэта, невозможно. Об этом его знаменитое стихотворение «Невыразимое»:

Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.

В пейзаже Жуковского сливаются воедино все ощущения. Так, в элегии «Вечер» автор описывает время суток при помощи красок, цвета и света:

Уж вечер… облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.

Если в этом стихотворении В. А. Жуковский обращается к нашему зрению, ведь во время его прочтения в нашем сознании возникают именно зрительные образы, то в стихотворении «К месяцу» автор обращается к нашему слуху. Мы как будто слышим журчание ручья в вечерней тишине.
Вечер, наступление сумерек — любимое время суток поэта. Возможно, потому, что в это время обостряется восприятие запахов, звуков, полутонов, появляются ощущения, которые не возникают в дневное время:
Как слит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье, Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!
Любимыми образами природы в поэзии Жуковского были звезды, лунный свет, утес или скала, упавший лист. Все эти образы глубоко символичны. Так, образ звезды встречается в таких стихотворениях, как «Пловец», «Славянка», «Жизнь».

Звезда — символ преображения, мечты,» идеала. Удивительно разнообразие эпитетов, применяемых поэтом при изображении этого символа: «звезда преображе-нья», «яркая звезда», «непреклонная звезда», «попутная звезда».
Глубоко символичны образы месяца и лунного света. Это выражение чего-то светлого, чистого, загадочного и недосягаемого, как мечта:

Снова лес и дол покрыл Блеск туманный твой:
Он мне душу растворил
Сладкой тишиной.
Ты блеснул… и просветлел
Тихо темный луг:
Так улыбкой наш удел
Озаряет друг.

Сравнение лунного света с улыбкой друга в стихотворении «К месяцу» довольно удачно передает атмосферу воспоминаний о недавней встрече с близким человеком.
В восприятии Жуковского скала, утес, горы — символы опасности, рока. От скал можно ожидать «лавины ужасной», если не в молчанье «пройти по дороге опасной». Вода в горах — это не спокойная река с плавным течением, а бурный поток, сметающий все на своем пути.

Такой поток может подточить скалы и сделать их еще опаснее для путешественника.
В лирике Жуковского лист дерева — вечный странник. Он летит по воле ветра, преодолевая преграды на своем пути, а путь его бесконечен. Этот путь описан Жуковским в стихотворении «Листок»:
Стремлюсь, куда велит мне рок, Куда на свете все стремится, Куда и лист лавровый мчится, И нежный розовый листок.
Тема природы в лирике В. А. Жуковского — неотъемлемая часть вдохновения поэта. Все события своей жизни он мог бы описать в пейзажной лирике. Тема природы в лирике В. А. Жуковского — часть жизни, существования самого Жуковского.

Энергия от общения с ней переходит в стихи, а из стихов — к читателю, и мы ясно представляем, что чувствовал поэт, чем он жил, что волновало и мучило его.
В истории русской литературы необычайно велико значение Жуковского. Он был первооткрывателем нового направления в русской литературе — романтизма. _
Белинский высоко оценил роль, которую сыграл Жуковский в становлении новой русской литературы. Он писал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».


Тема природы в лирике В. А. Жуковского