Картины природы в лирике М. Ю. Лермонтова
1. Природные объекты в лирике Лермонтова.
2. Умиротворение и приближение к богу, которым способствует красота природы.
3. Философские раздумья лирического героя
4. Ландшафт России в стихотворении «Родина».
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.
М. Ю. Лермонтов
Картины природы занимают значительное место в лирике М. Ю. Лермонтова. В поэтических произведениях пейзаж обычно выполняет двойную роль. Во-первых, автор стремится показать
Это может быть и философское размышление о смысле жизни, о вере в Бога и так далее. А картины природы помогают глубже понять мысли лирического героя, сопереживать его чувствам:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Казалось бы, всего лишь зарисовка зимнего пейзажа. Но когда мы узнаем, что сосне снится «прекрасная пальма», которая растет
Не менее поэтично преломляется тема одиночества в стихотворении «Утес». Казалось бы, ничего необыкновенного: тучка ненадолго задержалась возле утеса, а потом полетела дальше. Не зарисовка, а, скорее, заметка, наблюдение за изменениями, происходящими в природе. Но, как и сосна из стихотворения «На севере диком стоит одиноко…», утес из одноименного стихотворения Лермонтова олицетворяет человеческую душу, жаждущую участия и понимания, но не находящую их.
Интересно отметить, чтоб толковании сновидений зима нередко обозначает одиночество, тогда как лето является символом расцвета. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» мы находим описание летнего пейзажа, проникнутое теплом и душевным умиротворением:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка…
Лирический герой чувствует себя частью окружающего мира; все вокруг словно говорит с ним на волшебном языке едва уловимых знаков и таинственных звуков. Колеблемый ветерком ландыш «приветливо кивает головой», а бегущий по своему руслу ручеек, журча, рассказывает «про мирный край, откуда мчится он». Все вокруг способствует особому душевному настрою лирического героя; красота и покой, царящие в природе, помогают ему вернуть внутреннюю гармонию и почувствовать величие божественного замысла:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» зарисовка ночного пейзажа предваряет печальные раздумья лирического героя о жизни и смерти, о смысле существования: Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
И снова, как и в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…», лирический герой, очутившись наедине с природой, ощущает присутствие Бога. Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» это ощущение лишено детской непосредственности и восторга, заставляющих забыть о земных тревогах. На фоне безмятежной природы непонятная тоска лирического героя становится еще острее и заметнее.
Он пытается разобраться в ее причинах, отчего она томит его, когда мир так прекрасен? Но, хотя очарование природы не в силах разогнать мрачное настроение лирического героя, оно не оставляет его равнодушным. Поэтому он, мечтая о покое, отвергает мысль о смерти:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…
Природа для лирического героя этого стихотворения является частью желанного покоя, поэтому в последних строках и звучит пожелание:
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Но картины природы для Лермонтова — это не только отражение душевных порывов человека, но и образы любимых мест, как, например, в стихотворении «Родина». Поэт восхищается необозримыми просторами родной земли:
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям…
Но не только эти величественные и масштабные картины волнуют воображение поэта; ему дороги и «желтая нива», и «чета белеющих берез» на холме.
Нужно отметить, что поэтические пейзажные зарисовки мы можем найти и в прозе Лермонтова. Как и в стихотворных строках, они дают нам возможность представить красоту описываемых уголков природы и почувствовать неподдельное восхищение автора.