Тема поэзии у Некрасова
Наиболее сложным оказалось решение темы поэзии у Некрасова. По своим убеждениям, он был безусловным сторонником “утилитарного” искусства, считая, что гражданственность творчества неизмеримо важнее даже поэтического таланта: “Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан”. В то же время по складу души Некрасов был тонким лириком, что иногда входило в противоречие с его гражданской совестью: он был вынужден писать не то, что хочется, а то, что считал необходимым для блага общего дела, и с грустью признавался в одном из
Может быть, первым из русских поэтов он, по выражению Маяковского, “наступал на горло собственной песне” и приблизился к дорогой тому же Маяковскому идее “социального заказа”. А социальный заказ в его эпоху был только один: “иди к униженным”. “Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поет, / К народу возбуждать вниманье сильных мира – / Чему
В полемическом противопоставлении традиционному образу Музы рисует Некрасов свою “Музу мести и печали” в стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом…” Муза поэта – родная сестра замученной крестьянской женщины, а вовсе не небесное создание. Некрасов понимал поэзию прежде всего как жертвенное служение: “Иди в огонь за честь отчизны, / За убежденье; за любовь… / Иди и гибни безупречно. / Умрешь недаром…” На пути этого служения много терний, гораздо больше, чем роз. В стихотворении “Блажен незлобивый поэт…” Некрасов поэтически излагает упоминавшееся выше лирическое отступление из “Мертвых душ” Гоголя, сравнивая двух поэтов – любимца толпы, “чистого” поэта, и поэта-обличителя, который “проповедует любовь/ Враждебным словом отрицанья”.
Такой подход вообще характерен для Некрасова, не случайно ему принадлежат крылатые слова: “То сердце не научится любить, / Которое устало ненавидеть”. Так и поэт: “Со всех сторон его клянут, / И, только труп его увидя, / Как много сделал он, поймут, / И как любил он, – ненавидя!”
Сам Некрасов не склонен был переоценивать деятельности поэтов современного обличительного направления, достигнутых ими эстетических вершин. В стихотворении “Поэт и гражданин” он прямо сравнивает Пушкина с солнцем и говорит, что современным поэтам далеко до него. Столь же скептически оценивал Некрасов и свое собственное творчество, говоря о своих стихах: “Но не льщусь, чтоб в памяти народной / Уцелело что-нибудь из них… / Нет в тебе поэзии свободной, / Мой суровый, неуклюжий стих!”.
Но для Некрасова не в этом, по большому счету, дело. Важно, чтобы каждый, обладающий хоть небольшим талантом, шел “в огонь за честь отчизны”: “Пускай наносит вред врагу не каждый воин, / Но каждый в бой иди”. Не обольщался Некрасов и относительно того, что ему лично придется увидеть благие плоды своего поэтического труда, не надеялся он, как мы видели, и на бессмертие в веках.
Но все же полагал свое поэтическое дело небесполезным.
Некрасов вообще был поэтом трагического мироощущения; этот трагизм сказался и в трактовке темы поэзии. Пожертвовать всем, в том числе и своими поэтическими замыслами, своими душевными склонностями, даже своей личностью ради блага народа – таким представлялся Некрасову тяжелый, но верный путь поэта-гражданина. Весь свой незаурядный поэтический талант Некрасов и отдал служению народу.