ИНТЕЛЛИГЕНТ-РАЗНОЧИНЕЦ В ПОЭЗИИ Н. А. НЕКРАСОВА
В середине XIX века в русском обществе решительно заявила о себе новая сила, новый тип человека, который вошел в историю под именем интеллигента-разночинца, поскольку основная масса его представителей принадлежала к среднему классу и не обладала ни достатком купечества, ни привилегиями дворян. Интеллигент-разночинец не связан прочными традициями с историческим и политическим прошлым своей родины, он целиком устремлен в будущее, далек от религии с ее обещаниями счастья в иной, загробной жизни, он жаждет социальных перемен и хочет построить
Неудивительно, что такой большой художник слова, как Некрасов, который всегда чутко реагировал на события общественной жизни, уделил столько внимания этому новому типу человека. В своих стихах поэт обращается к Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому и многим другим деятелям искусства и культуры. Типичный путь интеллигента-разночинца Некрасов описывает в стихотворении “В.
Г. Белинский”: Родился он почти плебеем Попал в Москву, учиться стал В Московском
В стихотворении “Памяти Добролюбова”, воспевая благородство души Добролюбова, отдавшего жизнь за дело свободы, Некрасов пишет: Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. В поэзии Некрасова жизнь интеллигента-разночинца – это всегда отказ от всех личных целей и интересов.
Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал… Герой Некрасова так говорит о человеческом призвании: Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других.
Эти “другие” – страждущий русский народ, во имя которого не жалко отдать и жизнь. Это народ, ожидающий прихода “честного сеятеля добра”. “О, сеятель, приди! ” – зовет “душа народа русского” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Интеллигент-разночинец слышит этот крик о помощи и откликается на него: Долг народа, Счастье его, Мир и свобода – Прежде всего.
Некрасов постоянно подчеркивает исключительность и особую “святость” этих людей, часто сравнивая их с Христом.
О Чернышевском поэт говорит: Его еще покамест не распяли, Но час придет – он будет на кресте… Обращаясь к судьбе интеллигента-разночинца, Некрасов создает образ непонятого, отвергнутого пророка, путь которого “тернист”, ибо он проходит его “с своей карающею лирой”, и “каждый звук его речей плодит ему врагов суровых”.
Безжалостный обличитель людских пороков умирает “несчастлив и незнаем”, а “любовь, что добрых прославляет И клеймит злодея и глупца” награждает его “терновым венцом”. Лирическому герою поэзии Некрасова понятны и близки не только возвышенные стремления – интеллигента-разночинца, йо и все его сомнения и колебания, неуверенность в своих силах, чувство вины перед народом, дело освобождения которого потребует еще многих жизней и долгих лет напряженной и мучительной борьбы.
Поэтому порой в стихах поэта звучат пессимистические ноты: Да сознанье бессилья обидное Мне осталось одно впереди… Иногда лирический герой выражает настроения беспредельного отчаяния, вызванного бессилием изменить что-либо в окружающей действительности в обозримое время: Я последнюю песню пою, Но не будет она веселей, Будет много печальнее прежней, Потому что на сердце темней И в грядущем еще безнадежней. Однако Некрасов не теряет веры в то, что благие начинания его героя увенчаются успехом, ибо служение народу оправдывает все страдания его защитников: Я лиру посвятил народу своему.
Выть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Гриша Добросклонов из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, прототипом которого послужил для поэта Добролюбов, смело глядит в будущее и уверен, что свобода и справедливость восторжествуют в мире. Говоря о вольнолюбивой душе русского народа, Гриша Добросклонов произносит полные оптимизма слова, по форме напоминающие пророчество: Еще ты в семействе раба, Но мать уже вольного сына. Убогая, но обильная, забитая, но всесильная “Матушка-Русь” уже вступает на новый путь, ибо у нее “окончен с прошедшим расчет”, а впереди – светлая и свободная жизнь.